Пути повышения эффективности выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Выездная налоговая проверка является определенной формой налогового контроля, которая дает возможность проверить правильность уплаты сборов, налогов, исполнение налогоплательщиком прочих обязанностей, которые были возложены на него законодательством страны о налогах, сборах.
Любая выездная налоговая проверка проводится только по месту нахождения налогоплательщика и лишь на основании решения руководителя или же заместителя руководителя определенного налогового органа. Именно поэтому первым, что должны предъявлять работники налоговых органов при осуществлении проведения выездной налоговой проверки является решение, которое оформлено в соответствии со всеми существующими нормативно-правовыми документами в данной области.

Файлы: 1 файл

orders_w_78790_zakaz__78790 - копия.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выездная налоговая проверка является определенной формой налогового контроля, которая дает возможность проверить правильность уплаты сборов, налогов, исполнение налогоплательщиком прочих обязанностей, которые были возложены на него законодательством страны о налогах, сборах.

Любая выездная налоговая проверка проводится  только по месту нахождения налогоплательщика и лишь на основании решения руководителя или же заместителя руководителя определенного налогового органа. Именно поэтому первым, что должны предъявлять работники налоговых органов при осуществлении проведения выездной налоговой проверки является решение, которое оформлено в соответствии со всеми существующими нормативно-правовыми документами в данной области.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года работы налогоплательщика, которые непосредственно предшествовали году проведения определенной выездной проверки.

Любая выездная проверка не может длиться больше 2-х месяцев. Только в исключительных случаях определенный вышестоящий налоговый орган может несколько увеличить длительность выездной проверки до 3-х месяцев. В процессе проведения выездных проверок предприятий, которые имеют различные филиалы или же представительства, срок проведения такой проверки возрастает на 1 месяц для проведения выездной проверки каждого из филиалов и представительств.

Срок проведения выездной проверки состоит из времени фактического нахождения сотрудников, которые занимаются проверкой на территории налогоплательщика, кроме времени с вручения требования о предоставлении необходимых документов, а также до момента их предоставления проверяющим сотрудникам.  

Налоговый орган не может проводить в течение 1 календарного года 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же сборам и налогам за один период. Вообще выездная проверка, которая осуществляется из-за реорганизации или же ликвидации налогоплательщика, может проводиться в не зависимости от времени проведения прошлой выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка представляет собой основную угрозу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны налоговых органов, поскольку по результатам ее проведения, как правило, доначисляются налоговые платежи в значительном размере, способном пошатнуть в один момент имущественное и финансовое благосостояние бизнеса и даже привести к банкротству.

По данным сводного отчета ФНС России по форме 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» за 2012 год было проведено всего 55 413 результативных выездных проверок, по которым доначислено 311,5 млрд руб. Т.е. в среднем по 5,6 млн рублей на одну выездную проверку. Это средние показатели: то есть одному налогоплательщику доначислили 1 млн рублей, а другому 100 млн рублей.

Для сравнения, результативных камеральных проверок за 2012г. было проведено 1,8 млн, а доначислено 57,8 млрд рублей (всего по 31 руб. на одну проверку).

При этом выездная проверка может не назначаться годами, а может быть назначена по истечении года с момента регистрации организации. Есть и такие налогоплательщики, которых проверяют стабильно каждые три года, хотя они не относятся к категории крупнейших. В таких обстоятельствах любого предпринимателя особо интересует, насколько велика вероятность того, что его бизнес подвергнется столь тяжкому испытанию. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. 

Целью курсовой работы является рассмотрение путей повышения эффективности выездных налоговых проверок.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • изучение выездной налоговой проверки как эффективного вида налогового контроля;
  • определение перечня налогоплательщиков, у которых проводится выездная налоговая проверка;
  • рассмотрение порядка и методов проведения выездной налоговой проверки исчисления налога на примере НДС;
  • изучение способов повышения эффективности  выездных налоговых проверок.

 

 

1 Выездная налоговая проверка как эффективный вид налогового     контроля

Основанием для налоговой проверки является решение руководителя или же заместителя руководителя определенного налогового органа.

Окончательное решение о проведении выездной проверки выносится налоговым органом по месту нахождения предприятия или же по месту жительства определенного физического лица [5].

Если же осуществляется самостоятельная выездная налоговая проверка филиала, а также представительства, то она проводится только на основании решения налогового органа по месту расположения данного обособленного подразделения предприятия.

Решение о проведении выездной проверки должно также содержать следующие сведения:

  • полное или же сокращенное наименование, фамилия, отчество, имя определенного налогоплательщика;
  • предмет данной проверки, а это могут быть налоги и правильность их исчисления;
  • определенный период, за который и проводится данная проверка;
  • должности и фамилии, а также инициалы работников налогового органа, которым и поручается проведение выездной налоговой проверки [3, c. 288].

Определенная форма решения руководителя или же заместителя руководителя некоторого налогового органа о проведении выездной проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен по контролю, надзору в области различных сборов и налогов.

Среди основных налогоплательщиков, которые в первую очередь подлежат проверке, можно выделить следующие:  

  • предприятия, которые являются крупнейшими или же основными налогоплательщиками. Они проверяются не менее одного раза в два года;
  • различные налогоплательщики, проведение проверки которых обусловлено различными поручениями правоохранительных органов в различных ситуациях, которые установленных законодательством страны;
  • ликвидируемые компании. Проверку данных организаций нужно организовать так, чтобы до истечения срока в 2 месяца от момента опубликования информации о ликвидации организации данному налогоплательщику была вручена копия решения некоторого налогового органа по результатам проведения рассмотрения материалов проверки;
  • компании, которые представляют так называемые «нулевые балансы» или которые не представляют их совсем, однако по определенным сведениям ведущие свою финансово-хозяйственную деятельность;
  • налогоплательщики, определенная необходимость проверки которых следует именно из мотивированных запросов прочих налоговых органов.

Можно сказать, что на этом список всех налогоплательщиков, проверка которых налоговыми органами именно в форме выездной налоговой проверки является обязательной, заканчивается. Этот перечень является закрытым, а также расширительному толкованию не подлежит. Прочие кандидаты для проверки отбираются на так называемой «на конкурсной основе» [4, c. 365].

Место регистрации и постановки на налоговый учет, как правило, выбирается один раз, и изменить его нельзя, поэтому в случае неудачного выбора можно лишь посочувствовать должностным лицам таких организаций.

Отбор налогоплательщиков, подлежащих первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок, производится по результатам:

  • камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности деклараций (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет); 
  • анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;
  • анализа иной информации, позволяющей сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Мониторинг деятельности налогоплательщиков, которые планируются для включения проведения выездной налоговой проверки

Итак, рассмотрим моменты, на которые обратит внимание налоговый работник при выборе объекта для проверки.

Интерес для включения в план проведения выездных проверок в первую очередь будут представлять налогоплательщики, рекомендованные отделами камеральных проверок, которые должны обосновать свой выбор.

 Привлекут внимание налоговых  органов налогоплательщики, которые неоднократно несвоевременно или не в полном объеме представляли отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Не останутся в стороне налогоплательщики, последний визит к которым оставил у налоговых органов "приятные" воспоминания в виде существенных сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов.

 Резко повышается вероятность  прихода налогового инспектора  к налогоплательщикам, которые не  подвергались проверке более шести лет.

 Существенное увеличение потребления энергии и иных материальных ресурсов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), при уменьшении или незначительном увеличении объемов выпускаемой продукции, несомненно, вызовет у налоговиков вопросы, ответы на которые они и попытаются получить в процессе выездной налоговой проверки.

 Внимание к организации со  стороны налоговых органов могут  привлечь ее руководители и  учредители, если в отношении  последних имеется информация, которая  ставит под сомнение происхождение их средств и  
вызывает вполне резонное предположение, что их источники кроются в подконтрольных руководителям или учредителям фирмах.

 Заинтересуют налоговые органы  источники увеличения размера  имущества или иного объекта  налогообложения, если они документально не подтверждены. Таким образом, вывод предприятия из тени, к чему сегодня призывают власти, может повлечь для него плачевные результаты.

Несомненно, к необходимости выездной налоговой проверки приведет попытка разобраться в экономической причине заинтересованности учредителей и руководителей в продолжении бизнеса тех организаций, которые на протяжении ряда налоговых периодов отражают в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль. И это не случайно. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели. Действительно, как объяснить желание поддерживать на плаву фирму, от деятельности которой, судя по отчетности, - одни убытки [2].

 Неплохой шанс заинтересовать  налоговые органы имеют фирмы, допускающие резкие колебания налоговых платежей в различные налоговые периоды при примерно одинаковом объеме оборотов.

 Своеобразно воспринимают налоговые  органы и факты благотворительности  организаций. Уплата незначительных  сумм налогов при одновременном расходовании крупных сумм денежных средств на благотворительность (спонсорство) обязательно приведет налоговые органы к мысли о проверке. Однако что означают "незначительные суммы налогов" и "крупные денежные суммы, направленные на благотворительность", в Регламенте не уточняется. Следовательно, это будет решать чиновник на месте. Особенно своевременно эта проблема выглядит в свете обращения  
правительства к бизнесу с призывом заниматься благотворительной деятельностью.

 Придут налоговые органы к налогоплательщикам, которые исполняют обязанности по уплате налогов и сборов через так называемые проблемные банки, но расчеты со своими контрагентами ведут через другие кредитные организации. Это объясняется тем, что в налоговой сфере действует презумпция невиновности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика [1].

 Причиной пристального внимания  к организации может стать  ее принадлежность к отрасли, в которой масштабы ухода от  налогообложения, как показали предыдущие  проверки, весьма значительны. Таким  образом, утверждение, что сын за отца не отвечает, по замыслу авторов Регламента, в налоговых отношениях действовать не должно [6, c. 320].

Если два или более налогоплательщиков в одинаковой степени заинтересуют налоговый орган, но поскольку его возможности ограничены, предпочтение будет отдано организации, имеющей наибольшие показатели выручки от продаж товаров (продукции, работ, услуг), численность работающих и суммы причитающихся в бюджет налогов и сборов. Формально все правильно и логично.

Но что-то не позволяет однозначно сказать, что налоговые органы на верном пути, так как понятно, что в худшем положении окажется то предприятие, которое не занижает налогооблагаемые обороты, выплачивает зарплату «по-белому», следовательно, начисляет больше налогов. Говоря образно, опять искать будут не там, где потеряли, а там, где светлее.

Так, наверное, проще с позиции сиюминутных фискальных интересов. Однако даже не в долгосрочной, а в среднесрочной перспективе данный подход окажется крайне пагубным для экономики и тупиковым для страны. 

Информация о работе Пути повышения эффективности выездных налоговых проверок