"Налоговый учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговый учет"

Файлы: 1 файл

налоговый учет.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

В) иные методы: дедукция, индукция, анализ, синтез.

 

  1. Системный подход к ведению налогового учета

 

  1.  Взаимосвязь налогового учета и других информационных систем хозяйствующего субъекта

 

  1.  Процесс налогового учета, его основные стадии

Налоговый учет как процесс

Состоит из следующих  стадий:

  1. Документирование операций;
  2. Отражение информации в регистрах;
  3. Обработка регистров;
  4. Составление и представление налоговой отчетности.

 

  1.  Понятие документирования в налоговом учете.

Первичные документы налогового учёта.

Первичные документы  налогового учёта – способ первичной фиксации информации, необходимой для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Документирование  операций – исходный этап всего процесса налогового учёта. От того насколько качественно (полно, своевременно, оперативно) осуществляется документирование операций и информации зависит качество организации системы налогового учёта, достоверность и полнота информации, содержащейся в налоговой отчётности.

Во многом понятие первичного документа  налогового учёта тождественно понятию первичного документа бух.учёта, заложенному в законе «О бух.учёте». Поэтому общие методологические и методические подходы к созданию форм первичных учётных документов, регламентации процессов заполнения и обработки документов, определённые для бухучёта м\б использованы и должны использоваться при регламентации аналогичных процессов и в налоговом учёте.

Поэтому можно рекомендовать, чтобы реквизиты документов налогового учёта включали в себя обязательные компоненты: наименование документа; дата составления; наименование эк.субъекта, составившего документ; содержание факта хоз.жизни; величины натурального и\или денежного измерителя факта хоз.жизни с указанием единицы; наименование должности лица, ответственного за совершение этого факта и правильность его оформления; подписи лиц.

Также можно рекомендовать  следующее: поскольку большинство  информации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, собирается и обрабатывается в системе бухучёта, то во избежание  дублирования информации, дублирования информационных потоков использовать для целей исчисления налогов  и сборов документы, применяемые  в бухучёте. Но для фиксации информации, необходимой для исчисления налогов  и сборов, можно рекомендовать  дополнить форму документа бухучёта соотв.показателями: дата признания объекта в налоговом учёте (если отличаются даты признания объекта в бух.и налоговом учёте); стоимость объекта в налоговом учёте (если есть отличия в стоимостной оценке).  Также можно рекомендовать дополнять документы реквизитами, позволяющими осуществить расчёт и фиксацию постоянной или временной разницы, а также операции с ПНО, ПНА, ОНА или ОНО (постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства). Для сокращения затрат учётного труда можно рекомендовать комбинирование документов, только если объект отражается и в бух. и в налоговом учёте.

Вообще создавать и  внедрять формы первичных учётных  документов налогового учёта целесообразно  только тогда, когда объект учёта  не отражается в бухучёте либо порядок  его отражения существенно отличается и его формирование требует специальных  расчётов (безвозмездно полученные работы и услуги).

В таких документах можно  также предусмотреть расчёт и  фиксацию объектов, предписанных к  формированию в учёте и отражению  в отчётности ПБУ 18/02 (разницы).

Также можно выделить документы, которые используются только в системе  налогового учёта, по которым установлено  строгая форма, несоблюдение которых  чревато тяжкими последствиями (счёт-фактура).

Для регламентации  движения документов можно ввести след.классификации первичных учётных документов налогового учёта:

1.По месту составления:

-внешние (составляются  за пределами эк.субъекта), входящие: счёт-фактура от поставщика

-внутренние (составляемые самим налогоплательщиком /агентом)

2.По документопотокам:

-входящие

-исходящие: счёт-фактура,  предъявленный покупателю

3.По носителям:

-в электронном виде

-на бумажных носителях

4.По использованию средств  механизации и автоматизации:

-составляемые вручную

-составляемые с использованием  средств механизации

-составляемые автоматизировано с участием человека

-составляемые автоматически  без участия человека

 

  1.  Общие требования к документированию операций в налоговом учете.

Требования:

-документы д\б составлены на русском языке

-документы д\б заполнены разборчиво без помарок, подчисток или иных неоговорённых исправлений

-документы д\б подписаны уполномоченными лицами

-д\б заполнены все обязательные реквизиты

Документы в организации  проходят определённый путь, называемый документооборотом.

Документооборот включает стадии: создание/получение документа; принятие к учёту; обработка; передача в архив.  Документы должны храниться в архиве не менее 4 лет.

Создание документа предполагает его выписку, заполнение всех обязательных реквизитов и при необходимости – утверждение документа уполномоченным лицом.

Документы могут быть созданы  как на бумажном носителе, так и  на любом машинном носителе информации.

В последнем случае организация  обязана распечатывать копии  документов всем участникам операции, а также иным органам в соответствии с законодательством РФ. Ответственность  за достоверность содержащейся информации, а также за правильность заполнения должны нести лица, составлявшие и  подписавшие документ. Получение  документов возможно через уполномоченного, по почте, по телекоммуникационным каналам  связи. Ксерокопии документов использовать нельзя! Рекомендуется, чтобы все  электронные  документы распечатывались  на бумажных носителях. Также все  полученные документы должны регистрироваться в специальных журналах.

Обработка документа  включает в себя:

- проверку документа,  осуществляемую по форме (полнота  и правильность заполнения) и  по содержанию (проверка законности  операции, логическая увязка показателей). Проверка является обязательной  операцией в обработке документа;

- расценка документа (если  требуется): проставление цен, расценок;

- таксировка (перемножение  количественных показателей на  цены или расценки);

- отражение информации с первичных документов в регистре налогового учета (осуществляется на основе документа записи в регистре, т.е. перенос информации из документа с целью регистрации и обобщения);

Обработанные документы  должны иметь обязательную отметку  об их отражении и разноске в регистрах, чтобы исключить их повторное  отражение.

Передача в  архив. Хранить не менее 4 лет. При хранении документов их необходимо подшивать в тома. К документам должно быть обеспечено ограничение доступа.

 

Документооборот регламентируется графиком. При разработке графика необходимо исходить из следующего:

- графи должен предусматривать  рациональный документооборот, т.е.  предусматривать оптимальное количество  инстанций прохождения документа,  определять минимальный срок  их нахождения в подразделениях;

- график должен исключать  петляние, возвратное движение документов и дублирование;

- график документооборота  должен охватывать все стадии  движения документа;

- график документооборота  должен обеспечить оперативный  контроль за прохождением документов, т.е. обеспечить контроль сроков и исполнителей на всех стадиях документооборота;

- график документооборота  должен обеспечивать снижение  риска утраты документа, что  возможно только за счет жесткого  разграничения сфер ответственности;

- график должен обеспечивать  правильное своевременное и оперативное  исчисление налогов, заполнение  и обработку налоговых регистров,  составление налоговой отчетности.

 

При составлении  графика необходимо исходить из сроков уплаты налогов:

- график должен обеспечивать  контроль правильности исчисления  налогов и уплаты;

- график должен обеспечивать  снижение затрат учетного труда  за счет рационализации документооборота, устранения дублирования, петляний, возвратного движения, сокращения сроков автоматизации и механизации.

В основе построения графика  документооборота лежит принцип  разделения труда.

Работу по составлению  графика ведет должностное лицо, руководящее ведением налогового учета. Разработанный  график должен утверждаться приказом руководителя и является обязательным для исполнения всеми работниками. График должен контролироваться.

Работники организации должны составлять и представлять документы  по графику. Ответственный за составление  графика и содержание документов и правильность их заполнения несут лица, составившие и подписавшие документ.

Лицо, руководящее работами по ведению налогового учёта, обязано  контролировать соблюдение графика (сроки, исполнителей).  Это лицо должно обладать полномочиями привлекать к ответственности работников, виновных в нарушении графика.

Разработанные формы первичных  учётных документов налогового учёта  и график документооборота д/б приложены к учётной политике организации.

 

  1.  Понятие регистров налогового учета.

Регистры  налогового учёта

Регистры налогового учёта – носители информации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, полученные из первичных документов или других регистров; т.е. он предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах для отражения в налоговой отчётности.

Регистры м/б в форме книг (книга покупок, продаж) или журналов, отдельных листов, машинограмм. Операции должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться применительно к отдельным налогам и сборам.

Регистры можно  классифицировать по признаку наличия  типовых форм:

-типовые формы (книга  покупок/ продаж)

-форма, разрабатывается  налогоплательщиком самостоятельно (все по налогу на прибыль)

Вспомогательные (для сбора, фиксации, обобщения информации об отдельных элементах, составляющих налоговых баз по конкретному  налогу) и сводные (для обобщения  информации о налоговой базе в  целом) регистры.

При разработке форм регистров и порядка их заполнения необходимо обеспечить соблюдение следующих  требований:

1)сбор и обобщение всей  необходимой для управления налогообложением  информации (необходимо включать  все необходимые для исчисления  налога показатели).

2) простота заполнения  и обработки регистров регистры 

3)должны составлять опред.систему (д/б взаимосвязаны).

4)комплексность системы  налогового учёта (регистры должны  вестись по всем уплачиваемым  налогам и сборам)

5)возможность взаимной  сверки показателей регистров  бух. и налог.учёта

6)достаточность информации  для исчисления налогов в регистрах

7)исключение дублирования  информации регистров бух.и налог.учёта

Правильность отражения  операций в регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие  их.  Регистры налогового учёта должны открываться на определённый налоговый  или отчётный период. В течении этого периода в регистрах должна накапливаться информация по конкретному налогу и сбору или по его отдельному составляющему. В конце периода производится подсчёт итогов регистров, по возможности их сверка и проверка. Кроме того, согласно ст.313 регистр налогового учёта по налогу на прибыль должен содержать след.реквизиты:  наименование регистра, период или дату составления,  измерители операций в нат.или денежном выражении, наименование хоз.операции, подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление регистров.

Содержание регистров  является налоговой тайной. Регистры рекомендуется разрабатывать в  форме таблиц. Регистры должны храниться  в архиве минимум 4 года, должны быть защищены от несанкционированных исправлений. По завершении заполнения регистров  их итоговые данные должны переносится в налоговую отчётность. При разработке формы регистров в части определения состава показателей необходимо исходить из требований по раскрытию информации в налоговой отчётности.

Заполнение и обработка  регистров должны регламентироваться графиком. Для составления графика  необходимо определить все операции, которые совершаются с регистрами, установить оп ним исполнителя и сроки. Этот график рекомендуется интегрировать с графиком составления и представления налоговой отчётности.  График должно разрабатывать лицо, ответственное за ведение налогового учёта.

Информация о работе "Налоговый учет"