Контрольная работа по «Правоохранительные органы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

Содержание работы

Теоретический вопрос 1 (Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции)……………………………………………………………3

Теоретический вопрос 2 (Конституционный Суд РФ: порядок образования, состав, полномочия)…………………………………………….7

Теоретический вопрос 3 (Акты прокурорского реагирования на нарушения закона)……………………………………….................................10

Теоретический вопрос 4 (Возникновение и основные этапы развития адвокатуры в России)………………………………………………12
Задача 1………………………………………………………………...25
Задача 2………………………………………………………………...27

Литература……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

праворганы.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

Судебно-правовая реформа 90-х годов XX в., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений.

Хотя  новый Закон об адвокатуре РФ длительное время оставался в проектах (на начало 2001 г.) и действовало Положение  об адвокатуре РСФСР 1980 г. права адвоката и его правозащитные возможности  расширялись с вязи с формированием  в стране судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных международных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законодательства.

Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возможность активного воздействия на создание условий для реализации прав человека.

Статья 48 Конституции РФ 1993 г. провозгласила: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Толкователи Конституции РФ, не утруждая себя сомнениями, видят в этой формуле именно адвокатскую юридическую помощь8.

Нельзя  не согласиться с тем, что квалифицированная  юридическая помощь — это, конечно же, адвокатская помощь.

Однако  нельзя не признать, что из ст.48 Конституции  РФ такой вывод однозначно не вытекает. Квалифицированную юридическую  помощь может оказать и любой искушенный юрист, правовед, ученый. Что же касается практики, то она по-своему расцвечивает, как и всегда, мысль законодателя. Известны специальные исследования авторов диссертаций из которых вытекает, что юридическую помощь в военных трибуналах (теперь — военных судах), особенно отдаленных гарнизонов и «ограниченных зарубежных контингентов войск», оказывали нижние чины самих трибуналов, а иногда и школьные учителя. В этих случаях, как утверждали исследователи, количество ходатайств и жалоб на приговоры в интересах осужденных резко снижалось.

Возникает вопрос, не потому ли ст.48 ч.1 Конституции  РФ не упоминает адвокатов, чтобы  не исключить практику их подмены  и гарантию «квалифицированной юридической помощи» сделать неопределенной и трудно контролируемой. А может быть, здесь кроется нежелание государства брать на себя бремя оплаты труда адвокатов в случаях помощи имущественно несостоятельным гражданам?

Между тем  старая Конституция РФ (принятая 12 апреля 1978 г.) содержала норму, устранявшую  многие из ныне существующих вопросов, включая и вопросы организации адвокатуры, до сих пор нерешенные: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов» (ст. 173).

Содержались в этой статье и отсылочная норма: «Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством  Российской Федерации». Этого нет в новой, ныне действующей Конституций РФ 1993 г.

И все  же, несмотря на явное невнимание Конституции  РФ к институту адвокатуры, ею созданы необходимые правовые предпосылки для активной защиты адвокатами прав и законных интересов граждан, оказания юридической помощи населению.

Это, прежде всего, широкий перечень закрепленных в Конституции РФ прав и свобод граждан. Воплощение в ее нормах демократических принципов правосудия и снятие каких-либо ограничений с предмета судебной юриспруденции. Это нормы о доказывании, ограничивающие обвинительный уклон и противозаконные способы подкрепления обвинений фальсифицированными доказательствами и др.

Исключительно велико значение изменений в уголовно-процессуальном законодательстве для активного участия адвоката на предварительном следствии и в суде. У подозреваемого и обвиняемого появился защитник на ранних этапах расследования, появилась возможность судебного обжалования мер процессуального принуждения. Возросли требования к доказательствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что также создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается интерес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных.

Важное  значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адвокатов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравственная безупречность.

И действующее  до середины 2002 г. Положение об адвокатуре, и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий независимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными адвокату в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

До начала судебно-правовых реформ 90-х годов  XX в. структурными подразделениями коллегии адвокатов были только юридические консультации, создаваемые президиумом коллегии, как правило, при судах в каждом административном районе.

Закон «Об  адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. содержит относительно детальные  положения, касающиеся и принципов организации адвокатуры, и гарантий ее независимости, и структурных подразделений адвокатских сообществ (см.: гл. VI-IX Закона). Принципиальным изменениям была подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, именуемой «Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям», утверждаемой Министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И только Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетворявшиеся ранее нелегально (значит, противозаконно) за счет так называемого микста9. В ст. 1 этой инструкции записано: «Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью».

Соглашение  об оплате между адвокатом и клиентом принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь — на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло  отражение в инструкции: «При оплате по соглашению гражданину принадлежит право выбора конкретного адвоката» (из ст. 1).

Сама  же такса сохраняется, но для тех  случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или  взыскивается судом при выполнении обязательных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в валюте.

Таким образом, была заложена основа для процветания  «именитых» адвокатов и она широко используется в условиях рыночных отношений.

Законодатель  предусмотрел ряд случаев оказания бесплатной юридической помощи. Традиционно в нашей уголовно-процессуальной системе обязательная бесплатная Юридическая помощь оказывается обвиняемому, подозреваемому и подсудимому в определенных ст.49 УПК РСФСР случаях (в новом УПК РФ — ст. 51). Это и нашло отражение во второй фразе ч.1 ст.48 Конституции РФ «В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Отраслевое  процессуальное законодательство и  практика не распространяют бесплатную юридическую помощь на представителей потерпевших в уголовном процессе, на неимущих истцов и ответчиков в гражданском судопроизводстве. Таким образом, данная конституционная гарантия оказывается урезанной, тем более если учесть, что бремя расходов по «бесплатной» юридической помощи населению несут, как правило, коллегии адвокатов, но не государство.

Положением  об адвокатуре РСФСР 1980 г. был предусмотрен значительный перечень случаев, когда адвокаты обязаны бесплатно оказывать юридическую помощь, в том числе и при ведении гражданских дел в суде, не получая в этих случаях никакого вознаграждения за свой труд (ст. 22 4.1—5). Такая практика государственного гуманизма за счет физических лиц не соответствует международным правовым стандартам (см.: ст. 6 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 января 1950 г., а также Резолюцию Совета Европы № 8 от 2 марта 1978 г. «О юридической помощи и консультациях» ч. 1), а следовательно, связана с нарушением ст. 15 п.4 Конституции РФ, объявившей принципы и нормы международного права составной частью правовой системы Российской Федерации.

Закон «Об  адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расширил число оснований оказания бесплатной юридической помощи (ст. 26).Однако оплата труда адвокатов за счет средств федерального бюджета предусмотрена только для случаев защиты по назначению органов уголовного преследования и суда (ст. 25 п. 8). Иные виды бесплатной юридической помощи могут компенсироваться, как и прежде, за счет средств адвокатского сообщества (ст. 25 п. 10).

 

 

 

 

 

Задача 1

Во время патрулирования городских  улиц лейтенант полиции  Сидоров  и прапорщик полиции Артемов  были оскорблены группой молодых  людей, стоящих около детской  площадки. Оскорбление выражалось в  нецензурной брани, адресованной патрулирующим  полицейским. Лейтенант полиции  Сидоров потребовал от группы молодых  людей, чтобы те прекратили выражаться в их адрес нецензурной речью, на что последние еще интенсивнее  стали выкрикивать нецензурные  выражения, при этом кто-то из группы молодых людей (в ходе следствия  личность не установлена) запустил камень в сторону полицейских, который  попал в голову прапорщику полиции Артемову, причинив тем самым тяжкий вред здоровью. Лейтенант полиции Сидоров в ответ открыл огонь на поражение, ранив при этом гражданина Сидоренко.

Оцените сложившуюся ситуацию. Правомерны ли действия сотрудников  полиции?

Перечислите случаи применения оружия сотрудниками полиции.

Действия  сотрудников полиции не правомерны, т.к. в соответствии со ст. 19 ч.1:

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или  огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных  средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником  полиции, предупредить их о своем  намерении и предоставить им возможность  и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных  средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в  подразделение (группу).

Статья 20. Применение физической силы

 

1. Сотрудник  полиции имеет право лично  или в составе подразделения  (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы  борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для  пресечения преступлений и административных  правонарушений;

2) для  доставления в служебное помещение  территориального органа или  подразделения полиции, в помещение  муниципального органа, в иное  служебное помещение лиц, совершивших  преступления и административные  правонарушения, и задержания этих  лиц;

3) для  преодоления противодействия законным  требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник  полиции имеет право применять  физическую силу во всех случаях,  когда настоящим Федеральным  законом разрешено применение  специальных средств или огнестрельного  оружия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2

Студент Иванов, отвечая на семинарском  занятии по предмету «Правоохранительные  органы» отметил, что международно-правовые акты не могут являться источниками  курса Правоохранительные органы РФ».

Оцените правильность ответа студента Иванова.

Студент Иванов заблуждается в своих суждениях, потому что международно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, входят в состав национального законодательства и имеют преимущественное применение перед внутренними законодательными актами, и в случае их противоречия применяются первые. В этой связи важное значение для деятельности правоохранительных органов имеют такие акты как Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1996 г., и ряд других, а также договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные Российской Федерацией со многими иностранными государствами.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию  всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации  Объединенных Наций. Международным  договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и  нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская  Федерация выступает за неукоснительное  соблюдение договорных и обычных  норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1994. – 25 января; // СЗ РФ. – 2009. - № 4. – ст. 445.

Информация о работе Контрольная работа по «Правоохранительные органы»