Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
изучить налог как экономическую категорию;
рассмотреть функции налогов;
выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
рассмотреть виды классификации налогов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических  кризисов происходит рост косвенных  налогов.

1.4. Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т. д.

Любая классификация субъективна, так  как зависит от мнения разработчика, однако множественность налогов  объективна.

  1. Организационные признаки классификации налогов.
    1. По принадлежности к уровням власти и управления: федеральные; региональные и местные.
  • В унитарных (единых) государствах налоги разделяются на два основных звена – центральные (государственные налоги) и местные (муниципальные налоги).

Соответственно существуют: государственные налоги, устанавливаемые  верховной властью, которые взимаются  на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет; местные  налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей  территории и поступающие в местные бюджеты.

  • В федеративных государствах налоги состоят из трех основных звеньев: федеральные, региональные и местные (муниципальные) налоги.
    1. По порядку установления: обязательные и факультативные.

Обязательные налоги взимаются  по всей территории государства независимо от бюджета в который они поступают.

Решение о введении факультативных налогов на соответствующих территориях  принимают территориальные органы власти. Перечень факультативных налогов  определяется федеральным законом. В РФ факультативными налогами являются все региональные налоги и земельный  налог.

    1. По целевой направленности: общие и специальные.

Общие налоги обезличиваются и поступают  в единую кассу государств. Они  предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

    1. По полноте прав использования налоговых сумм: закрепленные и регулирующие.

Закрепленные  налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в  соответствующий бюджет, за которым  они закреплены.

Регулирующие  налоги – налоги, используемые для  регулирования поступлений в  нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке  на очередной финансовый год.

  1. Экономические признаки классификации налогов.
    1. По способу (методу) взимания: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. Основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.

Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются по отдельным видам и группам товаров и возникают они только в производственной сфере (акциз, налог на добычу полезных ископаемых). Универсальные акцизы устанавливаются на товары, работы и услуги, которые возникают как в сфере производства, так и в сфере обращения (НДС).

Государственные фискальные монополии – ими облагаются товары и услуги производства реализация которых монополизирована государством. Делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета. По элементам налогов: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другой субъект, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.

Объект налога (объект обложения) – имущество, доход, предмет, добавленная  стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления – чай, сахар, соль и т. д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога – доход  субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль, подоходного налога – заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата (она же источник налога).

Единица (масштаб) налога –  единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по поземельному налогу – единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр). Налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации. Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год). Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки. Налоговая льгота – снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума – освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета – освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности, в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Все налоги, существующие в  России можно классифицировать по различным  признакам.

По способам взимания выделяют:

1) прямые налоги (налоги  на доходы и имущество), которые  взимаются с конкретного физического  или юридического лица:

  • с юридических лиц: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; социальные налоги; ресурсные налоги; экологический налог; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсам;
  • с физических лиц: налог на имущество физических лиц; подоходный налог с физических лиц; гостиничный и курортный сбор;

2) косвенные налоги (заложены  в цену товара, оплачиваются покупателем,  а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины1.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов.

В зависимости от того, какой  орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право  их конкретизировать и уточнять условия  уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ2.

К региональными налогами:

1. Налог на имущество  организаций.

2. Налог на игорный бизнес.

3. Транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество  физических лиц.

По объекту налогообложения  существующие налоговые платежи можно разделить на:

3) налоги с доходов (выручки,  прибыли, заработной платы);

4) налоги с имущества  (предприятий, граждан);

5) налоги с определенных  видов операций, сделок, деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По источнику уплаты налоги делятся на:

6) налоги, относимые на  увеличение цены товара (НДС и  др.);

7) налоги, относимые на  себестоимость продукции (ресурсные  налоги и др.);

8) налоги, относимые на  финансовые результаты деятельности  предприятия (налог на рекламу,  имущество предприятия и др.);

9) налоги на чистую прибыль  (налог на прибыль предприятий,

10) подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход).

Анализ структуры налоговой  системы России и видов налогов  свидетельствует о том, что являясь  наиболее важным механизмом регулирования  экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений  и является неэффективной и неэкономичной. Она является по сути своей не только грабительской, но и громоздкой, сложной  и запутанной как по исчислению налогов, таки по документированию3.

Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы

    1. Понятие и принципы построения налоговой  системы государства

Исходя из необходимости  наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций  государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься  по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему. Налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система является важнейшим активным элементов рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.

Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»