Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
изучить налог как экономическую категорию;
рассмотреть функции налогов;
выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
рассмотреть виды классификации налогов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5

1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5

1.2. Функции налогов 6

1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10

1.4. Виды классификации налогов 12

Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20

2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20

2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26

2.3. Налоговая система Российской Федерации 29

Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32

3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32

3.2. Налоги и модернизация страны 34

3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39

Заключение 42

Список использованной литературы 44

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой фискальной политики, играющей ведущую роль в системе  мер государственного воздействия  на экономические процессы в стране. Ведущее место при этом отводится налоговой системе, отвечающей требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. В связи с чем остро встает вопрос распределения налогового бремени, неотделимый от вопросов формирования налоговой системы.

В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой  в виде налогов доли ВВП) в качестве определенного регулятора воздействия  на негативные явления рынка. Налоговая  система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Для современной России особо  важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Любой экономический закон  определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться  к сиюминутным потребностям государства  и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной  и исполнительной власти. Власть может  игнорировать аксиомы экономических  закономерностей и, тем самым, направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути. Но история доказала – этот путь тупиковый. Всем вышесказанным и обусловлена актуальность представленной в работе темы.

Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

  • изучить налог как экономическую категорию;
  • рассмотреть функции налогов;
  • выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
  • рассмотреть виды классификации налогов;
  • определить понятие и принципы построения налоговой системы государства;
  • изучить основные этапы становления и развития налоговой системы в России;
  • выявить особенности налоговой системы Российской Федерации;
  • предложить направления совершенствование налоговой системы России.

При исследовании темы налогов  и налоговой системы были изучены  труды таких ученых, как Чепурин М.Н., Киселёва Е.А., Перов А.В., Толкушкин А.В., Аронов А.В., Кашин В.А., Бармин Д.А.

Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов

 1.1. Налог как экономическая категория, его определение

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Риккардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По мнению И. Черкасовой и Т. Жуковой, экономическую сущность налогов можно представить следующим образом. «Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без распределения ресурсов, использованных на производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП). Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие государством в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства».

Таким образом, экономическая сущность налогов вытекает из природы налогов, а так же из их исторического характера. Учеными выделяются такие специфические  особенности налогов как экономической  категории:

  • устойчивые внутренние свойства - обязательный, целевой, законодательно - правовой характер; индивидуальность, безэквивалентность и другие;
  • закономерности развития, которые характерны для всех стран, несмотря на национальные особенности;
  • налогу присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий, таких как: цена, кредит, финансы.

К таким признакам, во-первых, относится  его обязательность и всеобщность; это означает, что каждый должен уплачивать законно установленные  налоги, кроме того, субъект налогообложения  не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности  по уплате налогов. Второй признак налогов  – смена собственника; доля частной  собственности (в денежной форме) переходит  государству, поступая в централизованные денежные фонды (бюджетные фонды), в  которых налоговые поступления  обезличиваются. Так же важным признаком  налога является его безвозвратность  и безвозмездность, т.е. налог никогда  не возвращается налогоплательщику  налога, уплативший налог не получает ничего взамен.

1.2. Функции налогов

Каждая из выполняемых  налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение налога, как  части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов. Первоначально  роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними. В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две функции – фискальную и экономическую. По мнению других, кроме этих функций налоги выполняют распределительную, регулирующую, стимулирующую, контрольную, воспроизводственную и социальную функции. Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия сверх фискальной функции только одной экономической функции при раскрытии ее экономической сути определяют различные сегменты этой функции, отображающие процессы распределения, стимулирования, воспроизводства и контроля. Иначе и не может быть, поскольку все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое. Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях. Экономическая мудрость органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций, исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе, усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством данной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, то есть в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает  материальную основу для осуществления  экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Регулирующая функция налога находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Наиболее тесно с фискальной связана распределительная (или перераспределительная) функция налога, выражающая его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной. С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление данной функции, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленный законодательством налог. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов – явление частое. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации социальной функции являются, прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. Однако правомерно говорить все же о регулирующей функции. Воспроизводственная функция налогов, согласно другим источникам, носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами, отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налогами и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. Данная функция позволяет использовать денежные средства на решение экологических программ, программ по природоохранной деятельности.

1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества

В результате практического  использования налоги исполняют  очень важную роль в перераспределении  ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие  цели:

1) изъятие у предприятий  и населения части их доходов  в свою пользу;

2) воздействие через налоговый  механизм на процессы производства  и обращения. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредовано. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического процесса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, среди которых выделяются прямые и косвенные налоги. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Применительно к проблемам макроэкономического регулирования роли прямых и косвенных налогов разнятся. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»