Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика. Целью камеральной проверки является текущий контроль за соблюдением налогового законодательства, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и привлечение виновных лиц к ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Срок проведения установлен в три календарных месяца со дня представления в налоговый орган налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 20.78 Кб (Скачать файл)

Камеральная налоговая проверка.

 

 По данной теме исследования необходимо дать характеристику камеральной налоговой проверки как основной формы регулярного налогового контроля за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками. Показать ее возрастающую роль в современных условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации.

Следует рассмотреть  основные этапы камеральной проверки: проверку полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности, проверку своевременности представления налоговой отчетности, проверки обоснованности

применения налогоплательщиком ставок налога, налоговых льгот, проверку правильности исчисления налогооблагаемой базы.

На последнем  этапе надо более подробно рассмотреть  такие  методы, как:

•проведение логической связи между отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;

•проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

•взаимоувязка показателей  бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

•оценка бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, полученным из других источников.

Отразить порядок  оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки в случае выявления фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, непринятия налоговым органом налоговых льгот, приводящих к неполной уплате налога.

Процедура проведения камеральной проверки регламентирована ст. 88 НК РФ. На практике налоговики руководствуются Регламентом проведения камеральных проверок, приведенным в письме от 29.01.1999 г. № ВГ-14-16/13дсп.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика. Целью камеральной проверки является текущий контроль за соблюдением  налогового законодательства, выявление  и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов  и привлечение виновных лиц к  ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Срок проведения установлен в три  календарных месяца со дня представления  в налоговый орган налоговых  деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных  проверок НК РФ не установлена. Соответственно частота их проведения зависит от возникновения соответствующей  необходимости.

Камеральные проверки позволяют найти  недобросовестных налогоплательщиков, обеспечить отбор тех организаций, документальная проверка которых дает наибольшие доначисления на каждый час  рабочего времени ревизора. Их эффективность  характеризуется не только доначисленными суммами, но и более правильным исчислением  и уплатой платежей в дальнейшем на основе устранения ошибок в ведении  бухучета. К примеру, рост преступности в стране вовсе не говорит об эффективности  правового законодательства и системы. Эффективность налогового контроля вообще не должна оцениваться по количеству выявленных нарушений и суммам начисленных  штрафов за налоговые правонарушения и возращенных бюджету средств. Это – эффективность контролирующих органов. Эффективность же налогового контроля должна оцениваться по показателям, характеризующим снижение названных негативов.

Результативность документальных проверок во многом определяется подготовительными  мероприятиями, объединяющими планирование проверки и предпроверочную работу. Планирование и предпроверочная  подготовка документальных проверок, проводимых сотрудниками налоговой  полиции самостоятельно или совместно  с налоговым органом осуществляется с применением элементов оперативно-розыскной  деятельности. До начала проверки изучается  информация о налоговых правонарушениях, об объеме проверки и разрабатываются  возможные направления действий оперативных сотрудников для  получения доказательной базы по способам сокрытия налоговых платежей или неуплаты налогов. В последнее  время в большинстве регионов размер доплат по итогам камеральных  проверок оказался выше, чем по результатам  выездных проверок. Налоговые органы предпочитают камеральные проверки сплошным методом выездным, тем более, что при камеральной проверке налогоплательщик сам представляет все документы в инспекцию, их проверка осуществляется непосредственно  в налоговом органе.

Камеральная налоговая проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым  органом в отношении конкретного  лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Камеральная проверка начинается в  момент представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчетов) и  документов, если необходимость представления  таковых прямо предусмотрена  НК РФ. Специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется, о чем прямо указано  в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Также необходимо отметить, что камеральной  проверке подвергаются все налоговые  декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством  о налогах и сборах периодичности  их представления. Поэтому камеральную  проверку необходимо рассматривать  как текущую работу должностных  лиц налоговых органов (Письмо ФНС России от 18.12.2005 № 06 1 04/648 «О правомерности действий налогового органа»).

Такой же позиции придерживалась и  арбитражная практика. Как было указано  судом при рассмотрении одного из конкретных дел, камеральная проверка проводится как текущая работа сотрудников  налоговых органов без специальных  решений руководителя налогового органа (Постановление ФАС ВСО от 10.04.2003 № А33 16264/02 С3 Ф02 866/03 С1).

Поскольку при представлении в  налоговый орган налоговой декларации (расчета) налогоплательщик специально не информируется о начале камеральной  проверки, то о ее проведении налогоплательщик узнает только при выявлении проверяющими ошибок, противоречий или несоответствия сведений в представленных документах отчетности. В этом случае налоговый  орган обязан направить ему сообщение  о представлении в течение  пяти дней пояснений или внесении в установленный срок необходимых  исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик может даже и не знать о том, что в отношении него ведется камеральная налоговая проверка, что, на наш взгляд, является не совсем обоснованным, так как нарушает право налогоплательщика на владение информацией о проведении в отношении него контрольных мероприятий со стороны государственного органа.

На основании практики работы налоговых  органов, а также на основании  внутренних (к сожалению, пока закрытых) регламентов по проведению камеральных  налоговых проверок можно выделить несколько обязательных этапов ее проведения:

 

1 этап: проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

 

2 этап: Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т. д.);

 

3 этап: Арифметический контроль;

4 этап: проверка своевременности представления данных налоговой отчетности;

5 этап: проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;

6 проверка: проверка правильности исчисления налоговой базы.

 

1. Первый этап камеральной проверки проходит уже в момент приемки налоговой отчетности и заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством. Данная проверка проводится специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, принимающим налоговую отчетность.

Поскольку налогоплательщики для  камеральной проверки представляют только налоговую декларацию (расчет) и документы, обязанность представления  которых прямо предусмотрена  НК РФ, контроль полноты представляемой налоговой отчетности приобретает  сугубо технический характер. К примеру, при подаче налоговой декларации по экспортному НДС налоговые  органы будут контролировать полноту  представления документов, указанных  в ст. 165 НК РФ.

2. На втором этапе камеральной проверки проводится визуальный контроль представленной налоговой отчетности, что подразумевает под собой проверку полноты и четкости заполнения необходимых реквизитов, наличия подписей. Таким образом, на данном этапе проверки специалист отдела по работе с налогоплательщиками, принявший у налогоплательщика налоговую отчетность, контролирует наличие всех необходимых реквизитов: наименования налогоплательщика, ИНН, налогового периода, за который представляется отчетность, и др.

На данном этапе проверки налоговый  инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением  случая ее представления налогоплательщиком по неустановленной форме. Согласно внутренним регламентам работы ФНС  России, в том случае, если налоговая  декларация (расчет) представлены налогоплательщиком по неустановленной форме, должностное  лицо отдела по работе с налогоплательщиками  в трехдневный срок подготавливает уведомление о необходимости  представления налоговой декларации по установленной законодательством  форме.

Если в представленной налоговой  отчетности налогоплательщик не указал какой либо из обязательных реквизитов (ИНН или налоговый период), нечетко заполнил отдельные реквизиты или заполнил их карандашом, внес исправления, не заверив их своей подписью, должностное лицо отдела по работе с налогоплательщиками уведомляет налогоплательщика о необходимости в установленные сроки внести исправления и привести налоговую отчетность в соответствие с формой, утвержденной налоговым законодательством.

3. На третьем этапе камеральной проверки специалисты налогового органа осуществляют арифметический контроль данных представленной налоговой отчетности. Данный контроль производит отдел, ответственный за ввод налоговой отчетности.

Если в процессе ввода налоговой  отчетности во взаимосвязи показателей  строк и граф, предусмотренных  формой налоговой декларации, выявляются арифметические ошибки (в автоматизированном режиме), то специалист, осуществлявший ввод, составляет протокол таких ошибок и передает данный протокол в отдел  камеральных проверок.

Если в процессе арифметического  контроля не выявлено каких либо неточностей, налоговая отчетность также передается в отдел камеральных проверок с соответствующей отметкой специалиста, осуществлявшего ввод.

Таким образом, все операции по проведению камеральной проверки после проведения арифметического контроля представленной налоговой отчетности осуществляются специалистами отдела камеральных  проверок налогового органа.

4. Четвертый этап камеральной проверки заключается в проверке своевременности представления налогоплательщиком налоговой отчетности.

Отметим, что данный этап не идентичен  этапу, на котором проводится проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. Проверка своевременности представления  налоговой отчетности означает проверку соблюдения налогоплательщиком предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах сроков представления налоговой  отчетности, а проверка полноты представления  указанной отчетности – это проверка самого факта ее представления безотносительно  к установленным срокам.

5. На пятом этапе специалисты отдела камеральных проверок проводят проверку обоснованности применения налогоплательщиком налоговых ставок и налоговых льгот. Речь идет о проверке факта наличия у налогоплательщика оснований для применения льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, а также налоговых ставок, предусмотренных как федеральным, так и местным законодательством о налогах и сборах.

На наш взгляд, такую проверку вполне можно отнести к арифметической проверке правильности исчисления налогов  и не выделять как самостоятельный  этап, так как обе процедуры  приводят к одному результату –  выводам о наличии или отсутствии ошибок при исчислении налогоплательщиком сумм, подлежащих уплате налогов.

Неправильное применение льгот  приводит к неверному исчислению налоговой базы и возникновению  недоимки, что, в свою очередь, является основанием для привлечения к  налоговой ответственности.

6. Завершающим этапом камеральной проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы.

Согласно внутренним регламентам  ФНС России по проведению камеральных  налоговых проверок на данном этапе  проверки налоговый орган в обязательном порядке осуществляет следующие  контрольные мероприятия.

Во первых, проводится сопоставление отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущих периодов. Выявление явного несоответствия показателей отчетного периода показателям прошедших периодов, не обусловленного какими либо причинами (вводом в эксплуатацию нового оборудования, расширением штата сотрудников и др.), может повлечь более тщательное исследование представленных документов, включение налогоплательщика в список кандидатов на выездную проверку.

Во вторых, налоговый орган проводит сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговой декларации по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью. Поскольку с 1 января 2007 года налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, то сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с данными бухгалтерской отчетности возможно только в том случае, если налогоплательщик добровольно представил соответствующую бухгалтерскую отчетность.

Информация о работе Камеральная налоговая проверка