Эволюция НДС и порядок его взимания на ООО "ОВЕН"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении налога на добавленную стоимость и усовершенствование системы его взимания.
Исходя из цели работы, были сформулированы задачи исследования:
- изучение теоретических основ и эволюции налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование экономической роли налога, его развитие до внедрения налогового кодекса, и правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе РФ.
- применение и рассмотрение взимания налога на добавленную стоимость на примере бетонного завода Овен, рассмотрение характеристики завода, анализ системы его налогообложения, и обоснование порядка взимания налога на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретическая часть. Эволюция налога на добавленную стоимость в РФ. Экономические и правовые основы 6
1.1. Экономическая роль и возникновение НДС 6
1.2. Развитие налога на добавленную стоимость в системе налогов и косвенного налогообложения до налогового кодекса 10
1.3.Правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе 18
Выводы 29
2.Порядок расчета и взимания налога на добавленную стоимость на бетонном заводе ООО «ОВЕН» 31
^ 2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности бетонного завода ООО «ОВЕН» 31
2.2. Система налогообложения по налогу на добавленную стоимость на бетонном заводе ООО «ОВЕН» 39
^ 2.3. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость на бетонном заводе ООО «ОВЕН» 44
Выводы 52
3. Усовершенствование системы взимания НДС. Перспективы развития НДС 55
В Программе указывается, что снижение ставки НДС будет способствовать повышению темпов экономического роста, развитию высокотехнологичных секторов экономики, увеличению доли инвестиций, направляемых в основной капитал. 64
При этом следует учитывать, что осуществление указанной меры позволит за счет увеличения налогооблагаемой базы, в том числе путем легализации доходов, реализации новых проектов, уменьшения суммы средств, получаемых на основе применения нелегальных схем возврата налога на добавленную стоимость, частично компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, говорится в программе. 64
Выводы 68
Заключение 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Файлы: 1 файл

Эволюция НДС и порядок его взимания на ООО.docx

— 161.08 Кб (Скачать файл)

Эволюция НДС и порядок его  взимания на ООО «ОВЕН 
 
 
Содержание 

 
Введение 3 
 
1.Теоретическая часть. Эволюция налога на добавленную стоимость в РФ. Экономические и правовые основы 6 
 
1.1. Экономическая роль и возникновение НДС 6 
 
1.2. Развитие налога на добавленную стоимость в системе налогов и косвенного налогообложения до налогового кодекса 10 
 
1.3.Правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе 18 
 
Выводы 29 
 
2.Порядок расчета и взимания налога на добавленную стоимость на бетонном заводе ООО «ОВЕН» 31 
 
^ 2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности бетонного завода ООО «ОВЕН» 31 
 
2.2. Система налогообложения по налогу на добавленную стоимость на бетонном заводе ООО «ОВЕН» 39 
 
^ 2.3. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость на бетонном заводе ООО «ОВЕН» 44 
 
Выводы 52 
 
3. Усовершенствование системы взимания НДС. Перспективы развития НДС 55 
 
В Программе указывается, что снижение ставки НДС будет способствовать повышению темпов экономического роста, развитию высокотехнологичных секторов экономики, увеличению доли инвестиций, направляемых в основной капитал. 64 
 
При этом следует учитывать, что осуществление указанной меры позволит за счет увеличения налогооблагаемой базы, в том числе путем легализации доходов, реализации новых проектов, уменьшения суммы средств, получаемых на основе применения нелегальных схем возврата налога на добавленную стоимость, частично компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, говорится в программе. 64 
 
Выводы 68 
 
Заключение 71 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

 
 
 

Введение

 
 
Налог на добавленную стоимость  в Российской Федерации впервые  был введен 1 января 1992 г., и за это  время законодательный порядок  и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование  на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем  и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС  стал самым сложным налогом в  налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения. 
 
Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза. 
 
Вместе с тем, налог на добавленную стоимость получил широкое распространение в современном мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития. В частности, налог на добавленную стоимость является ключевым налогом в пятнадцати странах Европейского союза. Из стран с наиболее развитыми экономическими системами только США и Австралия не взимают НДС на федеральном уровне (что отчасти обусловлено трудностями, связанными с введением любой новой формы налогообложения в государствах с федеративным устройством), однако обе страны подробно рассматривали возможность перехода к взиманию этого налога. 
 
Все это делает актуальным исследование основных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость в России и выработку ответов на поставленные вопросы с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта. 
 
В дипломной работе делается попытка систематизации теоретических основ введения налога на добавленную стоимость и его взимания, международного опыта взимания НДС и выработки на этой основе рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации. 
 
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг). 
 
Цель дипломной работы заключается в изучении налога на добавленную стоимость и усовершенствование системы его взимания. 
 
Исходя из цели работы, были сформулированы задачи исследования: 
 
- изучение теоретических основ и эволюции налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование экономической роли налога, его развитие до внедрения налогового кодекса, и правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе РФ. 
 
- применение и рассмотрение взимания налога на добавленную стоимость на примере бетонного завода Овен, рассмотрение характеристики завода, анализ системы его налогообложения, и обоснование порядка взимания налога на добавленную стоимость. 
 
- усовершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость и раскрытие перспектив его развития. 
 
Информационными источниками дипломной работы выступают налоговые отчетности по налогу на добавленную стоимость ООО «Овен» за анализируемый период, а также правовые акты по налогу и системе налогообложения, в частности Налоговый кодекс РФ, статьи и сайты сети Интернет. 
 
Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. 
 
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. 
 
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют  
труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налогообложения.  
 
Вопросы, касающиеся налогообложения отражаются в трудах А.Смита, Дж.Кейнса, К.Р. Макконелла, Р.Л.Дернберга, А.Лэффера, С.Фишера, С.Л.Брю, М.Лоре.  
 
Существенный вклад в разработку налоговой проблематики, внесли российские ученые-экономисты А.А.Исаев, А.А.Соколов, Д.Г.Черник, С.Д.Шаталов, А.Д.Дадашев, И.А.Кравченко, В.А.Кашин, И.Г.Русакова, А.М.Ковалева, О.В.Терещенко. 
 
Практическая значимость работы определяется особой актуальностью проблемы необоснованного возмещения НДС. Законодательно установленный порядок исчисления и уплаты НДС в России позволяет налогоплательщикам предъявлять необоснованные требования к бюджету.  
 
Предлагаемый автором работы механизм исчисления и уплаты НДС является практически применимым, учитывает интересы, как государства, так и налогоплательщиков.  
 
 
^

1.Теоретическая часть. Эволюция  налога на добавленную стоимость  в РФ. Экономические и правовые  основы

1.1. Экономическая роль и возникновение  НДС

 
 
Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение  налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют «самым эффективным нововведением  в финансовой политике и практике последней трети ХХ в.» Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др.  
 
В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль. 
 
Отцом налога считается французский финансист М. Лоре, который разработал его концепцию, принципиальную схему взимания и обосновал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском государстве Кот-д’Ивуар, которое было опытным полигоном для апробирования налога, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г. 70-е гг. ХХ столетия – период распространения НДС в ряде государств Западной Европы. Этому в значительной мере способствовало принятие ЕС Директивы об унификации правовых норм, которая определила необходимость введения НДС как основного косвенного налога, функционировавшего в странах Сообщества. Для стран, желающих вступить в ЕС, наличие действующей системы НДС стало необходимым условием. 
 
В 80-х гг. страны Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вводят НДС в свои налоговые системы. 90-е гг. – период его активного внедрения в налоговую практику стран Восточной Европы [41, с. 216]. 
 
Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%. 
 
НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей. 
 
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% - в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются. Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска. 
 
В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога. 
 
И фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг [27, с. 210]. 
 
Основное место в налоговой системе страны занимают косвенные налоги, к которым относят НДС, акцизы, таможенные пошлины. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги. 
 
Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет добавленной стоимости. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. 
 
Рассмотрим динамику и удельный вес НДС в системе доходов бюджета. 
 
Таблица 1 
 
Динамика поступления косвенных налогов в федеральный бюджет (млн.руб.) 

 
Налоги

 
2003 (факт)

 
2004

 
Темп роста

 
2005 
 
(план)

 
2006 
 
(план)

 
Темп роста

 
план

 
факт

 
% исп.

 
НДС

 
882063

 
1023653

 
1069692

 
104,50

 
121,27

 
1501103

 
1634343

 
108,88

 
Акцизы по товарам, производимым в  РФ

 
248109

 
110521

 
109739

 
99,29

 
44,23

 
89225,3

 
88526,1

 
99,22

 
Акцизы по товарам, ввозимым на РФ

 
4421,7

 
5452

 
7466,4

 
136,95

 
168,86

 
17568,4

 
21661,4

 
123,30

 
Таможенные пошлины

 
452789

 
841170

 
859737

 
102,21

 
189,88

 

 

 

 

 

 

 
Источник: ФЗ «О федеральном бюджете  на 2003-2006 гг» 
 
Представим в таблице 2 структуру НДС среди налогов федерального бюджета. 
 
Таблица 2 
 
Анализ структуры НДС в налоговых доходах Федерального бюджета 

 
Доходы

 
2003 год

 
2004

 
2005

 
2006

 

 

 
^Сумма, млн.руб

 
Доля в нал. доходах, 
 
%

 
Сумма, млн.руб

 
Доля в нал. доходах, 
 
%

 
Сумма, млн.руб

 
Доля в нал. доходах,%

 
Сумма, млн.руб

 
Доля в нал. доходах,%

 
^Налоговые доходы

 
2029566

 
100

 
3154336

 
100

 
3055495

 
100

 
3167826

 
100

 
НДС

 
882063

 
43

 
1069692

 
34

 
1501103

 
49

 
1634343

 
52


 
Источник: ФЗ «О федеральном бюджете  на 2003-2006гг» 
 
 
 
Рис. 1 Динамика поступления косвенных налогов в ФБ 
 
Из представленной таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость и за анализируемый период происходит рост удельного веса с 33,9% в 2004 году 49,13% в 2005 году и на 2006 год НДС составляет уже более 50% налоговых доходов федерального бюджета, а в денежном выражении происходит рост на 564651,1 млн. рублей. 
 
Анализируя исполнение федерального бюджета по косвенным налогам, следует отметить, что за исключением акцизов на товары, производимые на территории РФ остальные налоги были исполнены в большей сумме, нежели запланированы. По факту исполнения сборов налогов в доходы бюджета НДС вырос на 21% в 2004 году по сравнению с 2003 годом. Что можно объяснить изменением макроэкономических показателей, в том числе ВВП. Также дополнительных поступлений налогов за счет проведения мероприятий по контрольной работе федеральной налоговой службы. На рост НДС от ввозимых товаров оказало влияние изменение объемов и структуры импорта по сравнению с прогнозными, а также изменение курса доллара США относительно прогнозного.

1.2. Развитие налога на добавленную  стоимость в системе налогов  и косвенного налогообложения  до налогового кодекса

 
 
Налогообложение добавленной стоимости  – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. 
 
Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны. 
 
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг). 
 
Еще одна особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика. Так, Л.В. Ходский писал: «Перенесение всей тяжести бюджета на прямые налоги было бы слишком обременительным для населения: уплачивать налог незначительными долями, как при косвенных налогах, и вносить то же самое крупными суммами в виде прямых податей далеко не одно и то же». 
 
Русский ученый М.Н. Соболев отмечал другие преимущества косвенных налогов: 
 
1) «эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства»;  
 
2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа;  
 
3) косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.  
 
НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг). 
 
Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов [37, с. 101]. 
 
НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: 
 
1. НДС, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов. 
 
2. Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок. 
 
Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией.  
 
3. Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость. 
 
4. Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения. В результате этого доля налога в конечной цене любого конкретного товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара, что имеет особое значение при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой. При этом на внутреннем рынке не наблюдается ущемления малых предприятий по сравнению с крупными производственными комплексами в части налогообложения их товарооборота. 
 
5. Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.  
 
6. К достоинствам НДС относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами в течение некоторого периода. 
 
7. Достоинством налога является его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты. В случае же взимания НДС потребитель товара уплачивает сумму налога в момент приобретения товара. Следовательно, налог уплачивается только с той части дохода, которая тратится на потребление, но не взимается со сберегаемой части дохода.  
 
8. НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления. 
 
9. Поскольку налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара (работы, услуги), то он позволяет избежать многократного налогообложения затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота. 
 
Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС [41, с.225]. 
 
Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения. 
 
В соответствии с данным законом НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. 
 
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются на 1.01.1992 г: 
 
а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству РСФСР статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
 
б) полные товарищества, реализующие товары, работы и услуги от своего имени; 
 
в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
 
г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РСФСР и самостоятельно реализующие товары, работы и услуги; 
 
д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РСФСР; 
 
е) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 100,0 тысяч рублей в год [4]. 
 
Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РСФСР товаров (кроме импортных), в том числе производственно-технического назначения, выполненных работ и оказанных услуг. 
 
Налог на добавленную стоимость в законе РСФСР на 1.01.1992 года уплачивается по ставке в размере 28 процентов. 
 
При реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя налог на добавленную стоимость, применяется ставка в размере 21,88 процента. 
 
Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 15 числа следующего месяца. 
 
Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день по поступления выручки в кассу. 
 
Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов [4]. 
 
2 января 2000 года принят Федеральный закон N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»« 
 
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются на 1.07.2000: 
 
а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
 
б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени; 
 
в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
 
г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги); 
 
д) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, и международные организации, их филиалы и представительства, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации. 
 
В соответствии с внесением изменений в Закон от 1.07.2000 г. ставки налога на добавленную стоимость установлены в следующих размерах: 
 
10 процентов - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и по товарам для детей; 
 
10 процентов - по зерну, сахару-сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов; 
 
20 процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. 
 
В результате внесения изменений от 1.07.2000 года уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца [4]. 
 
Закон N 36-ФЗ установил, что в облагаемый НДС оборот не включаются авансовые и другие платежи, полученные предприятиями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг), длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев. Перечень таких товаров должен быть утвержден Правительством РФ. 
 
Закон N 36-ФЗ изменил порядок предоставления льгот по НДС. 
 
Согласно старой редакции Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», этим налогом не облагаются операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции (кроме операций по инкассации). 
 
Но теперь организации-страхователи обязаны платить НДС со страховых выплат, которые они получают по договорам страхования риска неисполнения обязательств контрагентом. Налог уплачивается в том случае, если эти обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых этим налогом. 
 
Организации, в которых не менее 50 процентов работников инвалиды, имеют право пользоваться льготой по НДС лишь в том случае, если их уставный капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. 
 
Также, согласно Закону N 36-ФЗ, от НДС освобождаются: 
 
квартирная плата (в жилищном фонде всех форм собственности); 
 
товары (кроме подакцизных), работы, услуги реализуемые (выполненные, оказанные) на территории РФ для осуществления безвозмездной помощи (содействия); 
 
операции, связанные с обращением золотых серебряных и платиновых монет [4]. 
 
С 1 января 2001 г. вступает в силу глава 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ, которая предусматривает ряд новелл, ранее не известных российскому законодательству о НДС. 

1.3.Правовые основы налога на  добавленную стоимость в налоговом  кодексе

 
 
В последние годы, прошедшие под  знаком налоговой реформы, НДС был, пожалуй, самым стабильным налогом. Изменения в порядок исчисления и уплаты НДС, конечно же, вносились. Но на фоне других налогов эти изменения  были какими-то мелкими и незначительными. И вот, наконец, реформаторская рука законодателя добралась и до НДС. О грядущих изменениях в правилах исчисления и уплаты НДС говорили давно. Речь шла и об отмене всех льгот с одновременным уменьшением  основной ставки НДС до 16% (а то и  до 14%), и о переводе всех поголовно  на метод определения выручки  по отгрузке с одновременным освобождением  от НДС авансовых платежей, и об ужесточении администрирования  НДС, и еще много о чем. 
 
При этом законодательство о НДС в широком смысле состоит из целого ряда правовых актов. Система законодательства о НДС включает в себя следующие акты: 
 
1. Законодательные акты: 
 
- Налоговый кодекс РФ; 
 
- Таможенный кодекс РФ; 
 
- Федеральные законы: 
 
а) Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ; 
 
б) Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения; 
 
- Международные договоры. 
 
2. Подзаконные акты: 
 
- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в предусмотренных законодательством о НДС случаях. 
 
3. Судебные акты: 
 
- Судебные акты Конституционного суда РФ; 
 
- Судебные акты ВАС РФ; 
 
- Судебные акты ВС РФ. 
 
4. Акты разъяснительного характера: 
 
- Разъяснения, письма Минфина РФ и ФНС РФ. 
 
Центральное место в системе нормативного регулирования НДС занимает гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ, в которой непосредственно закрепляется порядок исчисления и уплаты данного налога. 
 
Таможенный кодекс РФ регулирует порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. 
 
Федеральные законы включают Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, которые имеют двойное значение. 
 
Во-первых, они определяют порядок вступления в силу налоговых изменений. 
 
Во-вторых, они закрепляют переходные положения. 
 
Международные договоры в системе законодательства по НДС можно разделить на две группы: 
 
1) соглашения, предусматривающие взаимные освобождения; 
 
2) соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и др. 
 
К первой группе относятся договоры, ссылки на которые содержатся в гл. 21 Налогового кодекса РФ. При этом порядок налогообложения также непосредственно закрепляется в гл. 21 Налогового кодекса РФ. Иными словами, указанные международные договоры подтверждают правомерность применения той или иной нормы гл. 21 Налогового кодекса РФ к соответствующему иностранному субъекту. 
 
Принятие второй группы международных договоров в основной своей массе было обусловлено образованием независимых государств на постсоветском пространстве. Такие соглашения, в частности, были подписаны с Республиками Молдова, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузией, Кыргызской Республикой. 
 
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включаются в систему законодательства о НДС, если их принятие было предусмотрено вышеназванными законодательными актами. 
 
При этом данные акты можно условно разделить на три группы: 
 
1) Акты, носящие вспомогательный (информационный) характер; 
 
2) Акты, устанавливающие форму налоговых документов; 
 
3) Акты, направленные на непосредственную реализацию норм законодательного акта. 
 
Судебные акты (Конституционного суда РФ, ВАС РФ, ВС РФ) включаются в систему законодательства о НДС только в том случае, если они признают недействительными или дают официальное толкование иным актам, входящим в эту систему. 
 
Спецификой законодательства о налогах и сборах, в том числе и законодательства о НДС является тот факт, что порядок применении актов, входящих в эту систему, разъясняется большим количеством писем Минфина РФ и ФНС РФ. 
 
По общему правилу, согласно п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов [12, с.133]. 
 
При определении круга налогоплательщиков НДС, а также иных лиц, имеющих обязанность по уплате, или освобожденных от такой обязанности, необходимо руководствоваться ч. I Налогового кодекса РФ и главой 21 ч. II НК РФ. 
 
Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. 
 
Так, под организациями понимаются: 1) юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; 2) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; 3) международные организации; 4) филиалы и представительства иностранных и международных организаций, созданные на территории РФ. 
 
Таким образом, организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций. Перечисленные субъекты являются плательщиками НДС вне зависимости от того, занимаются они коммерческой деятельностью или нет. 
 
К индивидуальным предпринимателям для целей исчисления НДС относятся: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) частные нотариусы; 3) частные детективы. 
 
Основанием для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика является условие, согласно которому выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности двух миллионов рублей. До 1 января 2006 года данный показатель составлял один миллион рублей. 
 
Объектом налогообложения является любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. 
 
Статьей 146 Налогового кодекса РФ установлены следующие четыре вида объектов налогообложения: 
 
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (выполнение, оказание), а также передача имущественных прав; 
 
В отношении последнего положения необходимо отметить, что «передача имущественных прав» в качестве объекта налогообложения появилась в ст. 146 Налогового кодекса РФ в связи с изменениями, внесенными законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ. Однако при этом, не был четко установлен порядок определения налоговой базы, порядок применения счетов-фактур, порядок применения налоговых вычетов, порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Установление перечисленных выше элементов налога было произведено только Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2006 года. Таким образом, устранение, существовавших ранее неясностей, было осуществлено только с 1 января 2006 года. 
 
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций; 
 
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 
 
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. 
 
Статьи 149 и 150 Налогового кодекса РФ содержат перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). 
 
Пункт 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ применяется в отношении операций по аренде помещений иностранным гражданам и организациям. 
 
Пункт второй указанной статьи закрепляет перечень товаров, работ, услуг, при реализации которых либо при потреблении для собственных нужд, НДС не уплачивается. 
 
Пункт третий указанной статьи содержит перечень специфических операций, не подлежащих налогообложению. 
 
Статья 150 Налогового кодекса РФ предусматривает перечень операций по ввозу товаров на территорию РФ, не подлежащих налогообложению. 
 
Общие положения о порядке определения налоговой базы по НДС закреплены в ст. 153 Налогового кодекса РФ. 
 
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. 
 
В случае применения одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. При этом необходимо отметить, что учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), может осуществляться также суммарно по той группе налоговой базы, по которой учитывается основная сумма выручки от реализации этих товаров (работ, услуг), в случае применения ко всем операциям расчетной ставки. 
 
Начиная с 1 января 2006 года, в главе 21 Налогового кодекса РФ происходит общее реформирование системы обоснования налогообложения авансов (предоплаты). 
 
Так при получении оплаты, частичной оплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна определяться налоговая база. 
 
Новым положением, действительно вступающим в силу с 1 января 2006 года, является то, что не облагаются НДС авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ). Данное положение закреплено в п. 13 ст. 167 НК РФ. При этом необходимо отметить, что данное положение касается внутрироссийских операций, так как экспортные авансы с 1 января 2006 года также не облагаются НДС согласно п. 9 ст. 154 НК РФ. 
 
Помимо перечисленных особенностей исчисления налоговой базы необходимо также учитывать следующее: 
 
1) определение налоговой базы в виде разницы между ценой продажи и ценой покупки; 
 
2) определение налоговой базы по рыночным ценам. 
 
В соответствии со ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. 
 
По налогу на добавленную стоимость для разных налогоплательщиков (налоговых агентов) предусмотрены два налоговых периода. 
 
Обычный налоговый период устанавливается как календарный месяц и применяется всеми налогоплательщиками (налоговыми агентами), за исключением тех, для которых предусмотрен специальный налоговый период. 
 
Специальный налоговый период устанавливается как квартал. Данный налоговый период установлен для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими двух миллионов рублей. 
 
Иными словами, если у налогоплательщика выручка от реализации товаров (работ, услуг) в течение месяца без учета НДС не превышает двух миллионов рублей, то для данного налогоплательщика налоговый период составляет один квартал. 
 
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. 
 
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. 
 
Ставки налогообложения, а также перечень операций, по которым они применяются, предусмотрены ст. 164 Налогового кодекса РФ. 
 
Налоговые ставки можно поделить на три вида основных и два вида расчетных. 
 
К основным налоговым ставкам относятся: нулевая, десятипроцентная (10%) и восемнадцатипроцентная (18%) ставки. 
 
К расчетным налоговым ставкам относятся: ставки, определяемые по пропорции на основе общих ставок 10% и 18%, а также ставка 15,25%, предусмотренная п. 4 ст. 158 Налогового кодекса РФ в случае реализации предприятия. 
 
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%. 
 
Налоговая ставка 10% применяется в четырех случаях: 1) при реализации продовольственных товаров, в соответствии с установленным перечнем; 2) при реализации товаров для детей, также в соответствии с установленным перечнем; 3) при реализации печатной и книжной продукции; 4) при реализации медицинской продукции. 
 
Прежде всего, отметим, что положения п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ касаются порядка определения даты исчисления НДС и при исчислении других налогов не применяются. 
 
В соответствии с данными положениями, в зависимости от способа расчетов (авансового или последующего) моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: 
 
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 
 
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. 
 
 
Данное положение, как уже было указано ранее, вводится в действие с 1 января 2006 года. 
 
Согласно данному изменению все налогоплательщики, начиная с 1 января 2006 года, применяют один единственный метод определения даты возникновения налоговой базы (ранее этому методу соответствовал так называемый метод «по отгрузке» товаров (работ, услуг). 
 
Основными документами, регулирующими порядок применения счетов-фактур, являются: ч. II Налогового кодекса РФ (ст. 168-169) и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» 
 
Счета-фактуры обязаны составлять следующие категории лиц: 
 
- налогоплательщики по операциям, подлежащим налогообложению; 
 
- налогоплательщики по операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ; 
 
- налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ. 
 
Последние два вида налогоплательщиков в счетах-фактурах делают надпись «Без налога (НДС)». 
 
Суммы НДС, предъявленные поставщиком налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав в зависимости от цели использования указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав покрываются за счет различных источников. 
 
Указанные суммы налога: 1) принимаются к вычету в порядке, предусмотренном ст. 171-172 Налогового кодекса РФ; 2) относятся на затраты, принимаемые при исчислении прибыли; 3) относятся на увеличение стоимости приобретаемого актива; 4) покрываются за счет собственных средств предприятия. 
 
Начиная с 1 января 2006 года, согласно Федеральному закону от 22.07.2005 N 119-ФЗ, устанавливается новый порядок применения налоговых вычетов. 
 
Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, которые относятся: 
 
- к товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретаемым для осуществления облагаемых НДС операций; 
 
- товарам (работам, услугам), приобретаемым для перепродажи. 
 
Условия принятия сумм НДС к вычету: 
 
1) факт предъявления НДС, а в отдельных случаях факт уплаты НДС или оплаты товаров (работ, услуг); 
 
2) наличие счетов-фактур; 
 
3) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС; 
 
4) принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет. 
 
Право на вычет возникает при наличии всех четырех условий [30, с. 108]  
 
В результате проведенного анализа можно сравнить систему налогообложения налогом на добавленную стоимость в 1991 году и в настоящее время (таблица 3) 
 
Таблица 3  
 
Сравнительный анализ НДС по периодам действия 

Информация о работе Эволюция НДС и порядок его взимания на ООО "ОВЕН"