Экономическая сущность налогов. Организация налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Исторически практика налогообложения предшествовала их научному обоснованию. Возрастало и сокращалось число налогов, менялась их роль и база налога. Яркие примеры налоговых активистов - римский император Гай Калигула, короли французский Людовик XIV и прусский Фридрих I, российский император Петр I. С тех пор финансовая наука прошла долгий путь. Развитие налоговой системы как практического воплощения теоретических выводов можно в общем виде представить как движение от частных, конкретно-исторических форм изъятия доходов к общим формам, которое выражается в распределении налогов на максимальное количество налогоплательщиков и в достаточной стабильности налоговых платежей.

Содержание работы

1.1.1.
Возникновение и развитие теории налогообложения………..
11
1.1.2.
Основополагающие признаки налогов………………………..
18
1.1.3.
Элементы налогообложения и основная налоговая терминология……………………………………………………
20
1.1.4.
Функции налогов и их взаимосвязь…………………………..
27
1.1.5.
Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя……………………………….……………………………
30
1.1.6.
Принципы налогообложения…………………………………..
32
1.1.7.
Классификация налогов………………………………………...
40
1.1.8.
Налоговый кодекс - основной налоговый закон РФ…………
50
1.1.9.
Контрольные вопросы и задания………………….…………..
57

Файлы: 1 файл

лекция по налогам.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1. Классификация налогов  по принадлежности к уровню власти

Федеральные  
налоги и сборы

Региональные налоги

Местные  
налоги

Налоги,  
установленные  
специальными  
налоговыми  
режимами

1. НДС

2. Акцизы

3. НДФЛ

4. НПО

5. НДПИ

6. Водный налог

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

8. Государствен- 
ная пошлина

1. Налог на имущество организаций

2. Налог на игорный бизнес

3. Транспортный налог

1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических лиц

1. Единый сельскохозяйственный налог

2. Единый налог при упрощённой системе налогообложения

3. Единый налог  
на вменённый доход для отдельных  
видов деятельности

4. Система  
налогообложения при выполнении соглашений о  
разделе продукции

5. Налог при патентной системе налогообложения


Следует отметить, что  перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это положение создает для налогоплательщиков уверенность в незыблемости налоговой системы страны.

В связи с происходящими  процессами глобализации появилась и такая разновидность налогов как межгосударственные налоги. В частности, в странах — членах Европейского Союза действует единый налог на импортную (из третьих стран) продукцию сельскохозяйственного производства, средства от которого поступают в бюджет этого сообщества.

Возможно, аналогичные виды межгосударственных налогов появятся и в странах — членах таможенного союза России и Беларуси, Казахстана, в частности, для финансирования совместных межгосударственных программ. Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты, т.е. налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами (табл. 3).

Как видно из приведенных  данных, преобладающее значение в российской налоговой системе имеют налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Из 13 видов налогов, установленных налоговой системой РФ, восемь налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и два налога платят исключительно физические лица. Из пяти видов налогов, действующих в системе специальных налоговых режимов, пока только один налог — единый налог при действии соглашения о разделе продукции — уплачивается исключительно юридическими лицами. Три налога платят как физические лица — предприниматели без образования юридического лица, так и юридические лица. Один налог платят только физические лица – предприниматели.

Классифицируя российскую систему налогов и сборов по субъекту уплаты, важно подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Конкретные налогоплательщики — юридические лица уплачивают гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ. Это вызвано тем обстоятельством, что в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число организаций. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. При этом акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (а не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.

Вместе с тем о  роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны — их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в России преобладает доля налогов, взимаемых с юридических лиц. В структуре доходов консолидированного бюджета, несмотря на имеющуюся тенденцию роста, поступления налогов от физических лиц составляют не более 15%. Данный показатель значительно ниже, чем в других развитых странах, где налоги, уплачиваемые физическими лицами, обеспечивают 50—60% всех налоговых доходов бюджетов.

Таблица 1.2. Классификация  налогов по субъекту уплаты

Налоги и сборы,  
взимаемые с  
юридических лиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Налоги и сборы,  
взимаемые и  
с юридических, и 
с физических лиц

1. НДС

2. Акцизы

3. НПО

4. НИО

5. Налог на игорный бизнес

6. НДПИ

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами  
водных биологических ресурсов

8. Водный налог

9. Единый налог при действии соглашения о разделе продукции

1. НДФЛ

2. НИФЛ

3. Патентная система налогообложения

1. Земельный налог

2. Транспортный налог

3. Государственная пошлина

4. ЕСХН

5. Единый налог при упрощённой системе налогообложения

6. Единый налог  
на вменённый доход для отдельных  
видов деятельности


 

Большое значение для характеристики налоговой системы имеет установленные в. стране методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней. В мировой практике используются три подобных метода.

  1. Закрепление налогов за бюджетом соответствующего уровня. В данном случае речь идет не о праве соответствующих органов власти устанавливать тот или иной налог и его элементы, а о закреплении на постоянной основе поступлений данного налога в бюджет определенного уровня. В связи с этим их нередко называют закрепленными налогами. Указанные налоги не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги — это налоги, которые на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом и полностью зачисляются в данный бюджет. В российской налоговой системе указанная форма используется в части местных налогов, которые целиком и полностью закреплены и поступают в местные бюджеты. Распределение налогов между бюджетами разных уровней регулируется исключительно налоговым законодательством, т.е. НК РФ.
  2. Распределение доходов от поступления федеральных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов — между региональными и местными бюджетами. Распределение доходов от поступления налогов между бюджетами разных уровней осуществляется, как правило, не налоговым, а бюджетным законодательством. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем ежегодного утверждения в законе о бюджете доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называют регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги — это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 г., установлено распределение (путем установления соответствующих нормативов) доходов от ряда федеральных налогов между бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом по постоянной основе. Также на постоянной основе закреплено распределение отдельных федеральных налогов между федеральным и местными бюджетами. В частности, доходы от поступления налога на доходы физических лиц распределены на постоянной основе между региональными и местными бюджетами по нормативам, соответственно, 70 и 30%. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов поступает на постоянной основе в федеральный бюджет в доле, равной 20%, а в региональные бюджеты — 80%.

Законами же о бюджете устанавливаются краткосрочные, до трех лет, нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней. В частности, после зачисления по установленной ставке налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, поступления по нему распределяются между региональными и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых при утверждении соответствующего регионального бюджета. Второй метод межбюджетного регулирования является самым распространенным в Российской Федерации.

3. Совместное использование одной и той же налоговой базы федеральными, региональными и местными властями. Указанная форма в российской налоговой системе не получила широкого распространения. К ней можно с некоторыми оговорками отнести распределение налога на прибыль организаций. В соответствии с НК РФ установлена отдельная ставка данного налога для платежей в федеральный бюджет в размере 2,0%, а также ставка по платежам в бюджеты регионов в размере 18,0% от налоговой базы. Как правило, указанная форма межбюджетного распределения налогов регулируется налоговым законодательством.

Характеристика налоговой системы с точки зрения ее влияния на финансовое положение налогоплательщика и на экономику страны невозможна без классификации налогов по форме взимания, согласно которой налоги делятся на прямые и косвенные.

При классификации налогов  принято, что прямые налоги всегда увязаны с доходом налогоплательщика (взимаются посредством именных списков и кадастров), а косвенные имеют отношение к ценам на потребление и связаны только с продажей товаров (как правило, налоги на товары и услуги). Многие экономисты утверждают, что прямые налоги связаны непосредственно с характеристикой плательщика и взимаются с его дохода или собственности, а косвенные - с той деятельности, которой он занимается. При этом косвенные налоги определяются опосредованным путем, исходя из размеров расходов плательщика. Несмотря на различные подходы к делению налогов на прямые и косвенные, общим для этих подходов является установление окончательного плательщика налога.

В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля к 2000 г. составляла более 40 % в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Дании (61,5 % в общем объеме налоговых поступлений), Австралии (55,6 %), Канаде (44,1 %), Швеции (41,6 %), США (42,2 %). Однако в большинстве европейских стран на прямые налоги делается меньший акцент: во Франции - 21,3, ФРГ - 26,5, Италии - 36,4, Великобритании - 38,7, в целом по ЕС - 30,9 %. Поэтому можно говорить о том, что Россия использует европейскую модель налогообложения. Так, в 2010 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 34 %.

Доминантой налогообложения  в России являются косвенные налоги. В структуре доходов консолидированного бюджета в 2010 г. платежи по НДС и акцизам составили более 26%. Следует, однако, отметить, что удельный вес косвенных налогов наиболее высок в федеральном бюджете. На НДС и акцизы в 2010 г. приходилось около 45%. В бюджетах субъектов федерации (в среднем) доля акцизов в 2010 г. составляла 9,1%, а НДС не поступал вовсе. Поступления же от налога на прибыль организаций и от налога на доходы физических лиц в региональные бюджеты в сумме были равны в 2010 г. 73%. Такая неравномерность распределения налогов по уровням бюджетной системы говорит о различном "качестве" налоговых источников. По-видимому, косвенные налоги в России играют более важную роль, чем прямые, чем можно объяснить преимущественное их поступление в федеральный бюджет. Поэтому следует подробнее изучить проблему выбора между прямым и косвенным налогообложением.

Некоторые современные  экономисты говорят об аморфности понятия  косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что:

  • во-первых, при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения);
  • во-вторых, окончательное распределение налогового бремени является лишь допущением, так как степень переноса не равна нулю в случае с прямыми налогами, не равна 100 % в случае с косвенными налогами (безусловно, в этом есть рациональное зерно, но от этого классическое понимание косвенных налогов не изменяется).

Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки, соглашения), вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие "косвенный" заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа "переложения", он активно используется в таксономии (науке о налогах, с англ. tax - налог).

Преобладание прямых налогов связывается с административными  трудностями во введении НДС в  тех странах, где успешно применяется  система подоходного налогообложения. Это, как правило, англо-саксонские страны, и страны, потерпевшие поражение во второй мировой войне и принявшие американскую модель. Обеспечивая поддержку послевоенного восстановления по плану Маршалла, США требовали проведения различных институциональных реформ. Одним из видов таких реформ было внедрение системы подоходного налогообложения.

Снижение роли прямого  налогообложения связывается с  трудностью глобального учета доходов  налогоплательщиков, тогда как расходы  учесть гораздо легче. Кроме того, опыт успешного использования НДС во Франции и других европейских странах позволяет использовать механизм как прямого, так и косвенного налогообложения. После успешного его внедрения во Франции этот опыт было решено распространить в Европейском Союзе.

Дальнейшие изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов.

Информация о работе Экономическая сущность налогов. Организация налоговой системы