Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения.
Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом данной курсовой работы является его экономическая сущность, роль и функции, порядок исчисления и уплаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………6
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………….6
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость….…………….......9
Глава 2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль……………………….…………………..25
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере строительно-монтажных организаций………………………………….25
2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС………………………………….29
2.3 Регулирующая роль НДС……………………………………….……………..32
2.4Совершенствование и проблемы развития НДС…………………………....35
Заключение…………………………………………………………………………43
Библиографический список………………………………………..…………….46

Файлы: 1 файл

dubl_2_KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

С.

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………6

 1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………….6

1.2.Основные  элементы налога на добавленную  стоимость….…………….......9

Глава 2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль……………………….…………………..25

2.1 Порядок  исчисления и уплаты налога  на добавленную стоимость на примере строительно-монтажных организаций………………………………….25

2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС………………………………….29

2.3 Регулирующая роль НДС……………………………………….……………..32

2.4Совершенствование и проблемы развития НДС…………………………....35

Заключение…………………………………………………………………………43

Библиографический список………………………………………..…………….46 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взимание налогов - древнейшая функция  и одно из основных условий существования  любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно  обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992 годах. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д. Кроме того, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а также повышение эффективности производительной деятельности - одно из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики.

Основную роль в российской налоговой  системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в  доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в России косвенных  налогов является налог на добавленную  стоимость. НДС - один из самых молодых  налогов (предложен экономистом  М. Лоре в 1954 году). Необходимость применения такого показателя как добавленная  стоимость в качестве объекта  налогообложения в европейских  странах была обусловлена построением  общего рынка. В частности, Римский  договор 1957 года о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения  стран-членов, а наличие НДС в  налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.

Решение задач развития рыночных отношений  в России потребовало реорганизации  исчисления и взимания действовавшего до 1992 года налога с оборота, который более чем на 80 % поступал в государственный бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и предложения возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР, исключалась. В тоже время государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС. Очевидно, что основная функция НДС - фискальная. Действительно, фактический удельный вес налога в общей сумме налоговых поступлений федерального бюджета России более 40 %, доля доходов от НДС к ВВП порядка 5 %. Приведенные цифры говорят об особой значимости для государства этого налога.

Однако, как это зачастую бывает в России, слепое копирование западноевропейского  опыта не всегда приемлемо, поскольку  при введении налога никак не был  учтен менталитет определенной части  граждан РФ. Суть заключается в  том, что методика взимания НДС предполагает исчисление как НДС, подлежащего  уплате в бюджет, так и НДС, возмещаемого из бюджета. То есть этот налог в  определенных ситуациях возмещается, т.е. возвращается налогоплательщику  из бюджета. Это и предопределило основную проблему в отношении НДС -необоснованное возмещение налога из бюджета.Тем не менее, фактов необоснованного возмещения НДС из бюджета масса, суммы возврата колоссальны и имеют тенденции к росту.

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической  роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и  применения.

Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом данной курсовой работы является его экономическая сущность, роль и функции, порядок исчисления и уплаты.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 14 источников. В  работе были использованы законодательная  литература, учебные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

1.1 История возникновения и развития  налога на добавленную стоимость

Самым эффективным нововведением  в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение  налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

В конце 80-х - начале 90 годов он был  установлен в государствах Восточной  Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых  странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как  самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 году от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 году системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 году вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость1.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему  действия НДС и обосновал его  преимущества перед налогом с  оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более  чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать  «локальном варианте, а опытным полигоном  для его применения послужило  зависимое от Франции африканское  государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость  является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих  налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие  как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение НДС получил  благодаря подписанию в 1957 году в  Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые  законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения  НДС свидетельствует о его  жизнеспособности и соответствии требованиям  рыночной экономики. Во Франции налог  на добавленную стоимость в том  виде, который он имеет сегодня, был  введен 1 января 1968 году с вступлением  в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение НДС  стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению НДС  способствовали соответствующие решения  Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для  стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых  условий вступления в эту влиятельную  европейскую организацию является наличие в стране-претенденте  функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

-возможность вступления в ЕЭС;

-стремление увеличить государственные  доходы за счет налогов на  потребление. НДС способствует  значительному увеличению поступлений  в бюджет страны по сравнению  с другими налогами;

-НДС позволяет оперативно проводить  налоговые операции

-НДС более эффективен, по сравнению  с налогом с продаж в розничной  торговле, для создания льготных  условий налогообложения отдельных  товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности  Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование  довольно сложно и требует множества  дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых  государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций2.

1.2.Основные элементы налога  на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость  является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства  европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму  изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации- от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и  услуг и определяется как разница  между суммой начисленной добавленной  стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно  можно выразить, что предприятие  не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в  налоговое ведомство, оформленную  в форме счета-фактуры, которая  уменьшает его будущую задолженность  перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может  получить обратно часть суммы  производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке  производителей хотя бы одно лицо освобождено  от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося  льготами, не будут квалифицированы  как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

Налогоплательщики3.

Налогоплательщиками НДС признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (далее  в настоящей главе - налог) в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Таможенного  союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации о таможенном деле. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

Информация о работе Экономическая сущность налога на добавленную стоимость