Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы.
Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.

Содержание работы

Введение 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4
1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы 4
1.2 Принципы и методы оценки платежей за природные ресурсы 9

2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 14
2.1 Плата за пользование недрами 14
2.2 Плата за пользование объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами 16
2.3 Платежи за землю 18
2.4 Плата за пользование водными ресурсами 23

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 26
3.1 Зарубежный опыт в области платежей за использование природных ресурсов 26
3.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы 28

Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙЪ.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Объектом обложения являются:

· объем забранной из водного  объекта воды;

· объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании  водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций- количество выработанной электроэнергии;

· площадь акватории водных объектов;

· объем сбрасываемых в  водные объекты сточных вод.

Максимальные и минимальные  ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001г. №826 по бассейнам рек, озерам, морям и  экономическим районам (в пределах установленных лимитов) в рублях за 1000 м. куб. забора воды и за 1000 м  куб. За сброс сточных вод, а также  в тысячах рублей за 1000 кв.м. используемой акватории в год; в рублях за 1000 кВт/час электроэнергии, вырабатываемой ГЭС; в рублях за 1000 м куб. сплавляемой древесины на каждые 100км сплава.

Плата за водопользование  является эффективным средством  обеспечения экономического использования  и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве  стран стала неотъемлемым элементом  хозяйственного механизма в сфере  использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы  за водопользование, компенсируются затраты  водохозяйственных систем.

Основным методическим подходом при определении тарифов платы за воду является затратный метод в различных его модификациях. Другие подходы используются преимущественно для отдельных отраслей и имеют ограниченное применение. Практически во всех странах средства, получаемые от платы за воду, не обеспечивают в полной мере потребности водохозяйственного строительства, которое повсеместно осуществляется с использованием государственных субсидий.

Плата за право пользования  вносится потребителями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов  Федерации. Плата за право пользования  подземными водами поступает в бюджет Федерации и субъектов Федерации  и распределяется органами государственной  представительной власти субъектов  Федерации. Порядок и размеры  платы определяет Правительство  РФ.

Плата за восстановление и  охрану водных объектов устанавливается  правительством согласно Основам водного  законодательства. Она взимается  с водопользователей и поступает  в государственный бюджетный  фонд восстановления и охраны водных объектов, а за пользование подземными водами - в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Сумма оплаты определяется плательщиком самостоятельно по итогам отчетного периода исходя из ставок и величины объекта обложения.

Плательщики вносят начисленную  плату за воду не позднее 20-го числа  месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является: для предпринимателей без образования юридического лица, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного  объекта, - каждый календарный квартал; для остальных плательщиков - каждый календарный месяц. В эти же сроки  плательщики представляют в налоговые  органы по месту своего нахождения налоговую декларацию по установленной  форме. Сумма платы за пользование  водными объектами включается в  себестоимость продукции (работ, услуг).

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ  РЕСУРСОВ

 

3.1 Зарубежный  опыт в области платежей за использование природных ресурсов

 

Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических  отношений между собственником  природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в  экономическом механизме природопользования.

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через  систему налогов, ориентированных  на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог  и т.д. Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе  продукции и другими способами.

Обязательные платежи, взимаемые  государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Классифицируя  систему платежей в зарубежных странах  по основным критериям, выделяют три  их основных вида:

а) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного  ископаемого и горное имущество  в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными  ценами (ad valorem tax);

б) налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax);

в) подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого.

Например, во Франции система  налогообложения разведочной и  добычной деятельности включает три  налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый  центральным правительством, налог  на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются  ежегодно парламентом, включая и  местный налог. По отзывам специалистов, французская система налогообложения  в области недропользования считается наиболее эффективной в мире.

В Германии установлена специальная  система платежей за пользование  недрами: налог на рудное поле, налог  на горные разработки. В особую систему  выделена плата за пользование недрами  для добычи углеводородов. Следует  отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные  налоги на добычу углеводородов.

Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр.

Платежом, зависящим от объемов  извлекаемых предприятием полезных ископаемых (или их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, выплачивается  с самого начала производства, поэтому  легко контролируется. Величина роялти в большинстве стран мира находится  в пределах от 12,5 до 20 процентов стоимости  добытой нефти.

Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов  достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные  элементы налоговых систем, применяемых  в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными  отношениями.

Анализ зарубежных налоговых  инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные  для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей  природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении  исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.

Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы  управления природопользованием. Они  являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы и т.п.). Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом.

 

3.2 Направления  совершенствования механизма взимания  и уплаты платежей за природные  ресурсы

 

Существующая налоговая  политика имеет чисто фискальный характер и направлена только на пополнение бюджета. Система налогов в России является трехуровневой и состоит  из федеральных, областных, включая  республики в составе России, и  городских (местных) налогов.

В начале 90-х годов основные элементы механизма сбора налоговых  поступлений от эксплуатации природных  ресурсов были утрачены. Соответственно потребовались новые решения для получения доходов от эксплуатации сырьевого сектора. Обсуждались два основных подхода: первый - преимущественное налогообложение обрабатывающих отраслей; второй - введение системы платежей за право пользования природными ресурсами, приближающихся по уровню к величине рентных доходов, которые возникают в этих отраслях.

В современной практике существует достаточно развитая система федеральных  налогов на природные ресурсы. Основными  задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных  налогов и увеличение их уровня. В ближайшие годы целесообразно  сконцентрироваться на развитии налогов  типа роялти (налоги, взимаемые с  единицы добываемого сырья), которые  могли бы заменить существующие акцизы, а также на воссоздании системы  отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала (включая минерально-сырьевой сектор, водное и лесное хозяйство).

Наряду с федеральными должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что только на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов.

Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать  механизм, стимулирующий максимальное получение на местах платежей за природные  ресурсы.

Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в  доходной части бюджета станет важнейшей  составляющей реорганизации налоговой  системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству  и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов.

Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы  России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития (sustainable development). Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.

Особенности механизма налогообложения  требуют от законодателя дальнейшего  учета всех видов природопользования при решении вопроса об объекте  налогообложения и порядке исчисления налоговой базы по каждому виду установленного налогового платежа.

При этом разумно вернуться  к ранее существовавшей системе  экологических целевых бюджетных  фондов, предоставлявших возможность  расходовать средства на оздоровление окружающей среды, воспроизводство  природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий и на иные цели, связанные  с природоохранной деятельностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была рассмотрена система платежей за природные ресурсы, безусловно, была доказана необходимость платности природных ресурсов, а также были рассмотрены регулирующие эти платежи нормативные акты. Кроме того были рассмотрены некоторые пути совершенствования природноресурсных платежей.

Специфическими особенностями  природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также  масштабность и комплексность входящих в него элементов. Одновременно для  природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат по их освоению.

Анализ зарубежного опыта  показывает, что эффективное регулирование  природопользования может осуществляться при одновременном использовании  двух видов платежей за природные  ресурсы: за их расход (потребление) и  за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять  финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платежей должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырьё с учетом спроса и предложения и, одновременно, способствовать целям ресурсосбережения.

Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме  того, на территории России расположено  значительное количество объектов достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан не истощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов.

Информация о работе Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов