Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

Содержание работы

Введение: 3
Отсрочка и рассрочка. 5
Налоговый кредит. 13
Инвестиционный налоговый кредит. 16
Список использованной литературы: 20

Файлы: 1 файл

Referat_ilin.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

Налоговый кредит.

 

     Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (п.1 ст.65 НК РФ).      

Как и отсрочка (рассрочка) налоговый  кредит предоставляется по одному или  нескольким налогам. По сравнению с  отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, перечень оснований по которым может быть предоставлен налоговый кредит является более узким. Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно:      

- если лицу причинен ущерб  в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;  
     - если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;      

- если в случае единовременной  выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства (п.2 ст.64, п.1 ст.65 НК РФ).      

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность  предоставления заинтересованному  лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (они перечислены в п.1 ст.62 НК РФ).      

В зависимости от того по какому основанию  предоставляется налоговый кредит на сумму задолженности подлежат начислению проценты. Как следует  из п.5 ст.65 НК РФ проценты на сумму задолженности  подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства лица. Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите.      

Еще одним отличием налогового кредита  от отсрочки (рассрочки) является то, что налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии обеспечения в виде залога или поручительства.  
     Как и при оформлении отсрочки (рассрочки), так и при предоставлении налогового кредита заинтересованному лицу необходимо подать в уполномоченный орган соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих наличие у него оснований для предоставления налогового кредита. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производится в порядке и сроки, установленные НК РФ применительно к отсрочке и рассрочке по уплате налога. (п.4 ст.65 НК РФ).      

Однако, в отличии от отсрочки (рассрочки) для получения налогового кредита одного положительного решения уполномоченного органа недостаточно. При предоставлении налогового кредита Налоговый кодекс требует обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме. Форма такого договора разрабатывается и утверждается непосредственно самим уполномоченным органом. Так, в случае предоставления налогового кредита Министерством финансов РФ, соответствующий договор заключается по форме приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минфину от 30.09.99 N 64н.      

Договор о налоговом кредите  должен предусматривать следующие  существенные условия: сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон (п.6 ст.65 НК РФ). Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия положительного решения уполномоченным органом. Копия такого договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика на который возлагаются обязанности по контролю за выполнением лицом, получившим налоговый кредит, условий договора о налоговом кредите (пп.3-6 ст.65 НК РФ).      

Пример.  
     В связи с задержкой финансирования из бюджета, организация не имела возможности в полном объеме производить налоговые платежи. Она обратилась в финансовый орган субъекта РФ и Минфин РФ с просьбой предоставить ей налоговый кредит по федеральным и региональным налогам сроком на полгода. Поручителем за организацию выступил коммерческий банк. По условиям договора о предоставлении налогового кредита организация обязалась погасить имеющуюся у нее задолженность (т.е. вернуть сумму налогового кредита) единовременно по истечении 6 месяцев со дня заключения договора.      

Действие налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего договора. В то же время, в установленных законом случаях договор о налоговом кредите может прекратить свое действие и до истечения срока на который он был заключен. В соответствии с п.2 и п.7 ст.68 НК РФ действие договора о налоговом кредите прекращается досрочно в следующих случаях: в случае досрочной уплаты налогоплательщиком суммы налогового кредита и соответствующих процентов до истечения установленного договором срока, по соглашению сторон или по решению суда. Следует отметить, что в аналогичном порядке прекращает действовать и инвестиционный налоговый кредит.      

В целом же, анализируя положения  Налогового кодекса РФ о формах изменения  срока уплаты налога (сбора) можно  сделать вывод, что налоговый  кредит имеет много общего с отсрочкой и рассрочкой. Но сложная процедура получения налогового кредита, необходимость его обеспечения, а также повышенный размер процентов, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) делает его, по нашему мнению, той формой изменения срока уплаты налога (сбора), которая на практике большого распространения не получит.

Инвестиционный  налоговый кредит.

 

     Инвестиционный  налоговый кредит является самой  сложной формой изменения срока  уплаты налога (сбора). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).  
     Круг оснований по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в корне отличается от оснований предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.  
     Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований:  
     - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей (подп."1" п.1, подп."1" п.2 ст.67 НК РФ).      

- осуществление организацией внедренческой  или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или  совершенствование применяемых  технологий, создание новых видов сырья или материалов;  
     - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом (подп."2", 3 п.1, подп."2" п.2 ст.67 НК РФ).      

В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит достаточно велик и составляет от 1 года до 5 лет (п.1 ст.66 НК РФ).      

Еще одна важная особенность инвестиционного  налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита  независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ (п.6 ст.67 НК РФ).      

Анализ положений п.6 ст.67 НК РФ позволяет  сделать вывод, что также как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформлении поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.      

Пример. На предприятии был утвержден  план технического перевооружения производства и было закуплено новое оборудование. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предприятия в  Минфин РФ с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, поступающему в доход федерального бюджета. Просьба предприятия была удовлетворена и с предприятием были заключен договор.      

В соответствии с договором предприятие  в течение двух лет уменьшало  свои платежи по налогу на прибыль, поступающему в федеральный бюджет, до тех пор пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, не стала равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренного договором. С этого момента предприятие стало погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать налоговый кредит и предусмотренные договором проценты.      

Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется  заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.      

По истечении одного месяца со дня  получения заявления заинтересованного  лица, уполномоченный орган должен принять соответствующее решение (п.5 ст.67 НК РФ). В случае положительного решения уполномоченного органа с заинтересованным лицом заключается договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Форма такого договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п.4 ст.67 НК РФ). В частности, при оформлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, уплачиваемому в доход федерального бюджета, договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита заключается по форме приведенной в Приложении N 3 к Приказу Минфина РФ от 30.09.99 N 64н).      

К сожалению Налоговый кодекс РФ не содержит норм относительно того в  какой срок после вынесения положительного решения с заинтересованным лицом должен быть заключен договор об инвестиционном налоговом кредите. По нашему мнению, такой срок не должен превышать 7 дней с момента вынесения положительного решения, аналогично порядку, установленному применительно к заключению договора о налоговом кредите (см. п.6 ст.65 НК РФ). После заключения договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копия такого договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика (п.6 ст.67 НК РФ).      

В заключении хотелось бы обратить внимание на еще один момент, касающийся предоставления инвестиционного налогового кредита. Согласно п.7 ст.67 НК РФ законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

 

Список использованной литературы:

 

    1. www.akdi.ru/buchuch - Старостина О. «Изменение срока уплаты налога и сбора».
    2. www.siora.ru/nalogi - Налоговый кодекс РФ.
    3. www.ckat.ru/normdoc/nk - Статья 61 налогового кодекса РФ.
    4. Консультант +



  • Информация о работе Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа