Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштаб¬ной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специаль¬ной части Налогового кодекса Российской Федерации, на¬правленной на снижение номинального налогового бремени, упроще¬ние и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля

Содержание работы

Введение (стр. 3-4).
1. Теоретические основы контроля за налогообложением физических лиц (стр. 5).
1.1. Экономическая сущность налогового контроля (стр. 5-9).
1.2. Правовые основы организации контроля за налогообложением физических лиц (стр. 9-13).
1.3. Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях (стр. 13-15).
2. Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц (стр. 16).
2.1. Исследование организации налогового контроля в налоговой инспекции (стр. 16-20).
2.2. Оценка результатов проведения налоговых проверок как формы налогового контроля (стр. 20-24)
2.3. Анализ взысканных сумм, дополнительно начисленных в рамках налоговых проверок (стр. 24-31).
2.4. Пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях (стр. 32-35).
Заключение (стр. 35-38).
Список использованных источников (стр. 39).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итоговая.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

В условиях проведения налоговых и административных реформ повышается интерес государства к вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования налогового контроля.

В нашем представлении усилия должны быть направлены на совершенствование законодательных основ по вопросам познания правовой сущности налоговых правонарушений на современном этапе развития общества. Существует необходимость в приведении их в соответствие международным нормам, создания эффективных мер предупреждения налоговых правонарушений, отражающих современные проблемы и реалии.

В нашем представлении не только вопросы изучения причин и условий, в которых совершаются налоговые правонарушения, но и детальная правовая характеристика, выявление существенных особенностей налоговых правонарушений, их правовая идентификация лежат в основе административно-предупредительной деятельности в сфере налогов.

В целях упорядочения и урегулирования административно-предупредительной деятельности налоговых органов представляется необходимым внести изменения в п. 2 ст. 31 НК РФ. Нормативные предписания этой статьи необходимо привести в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

В настоящее время в результате недостаточной согласованности в обмене информацией между Федеральной налоговой службой, ГИБДД и Федеральной миграционной службой адресная база плательщиков – физических лиц в инспекциях ФНС России требует значительной доработки. Логичным выходом из этой ситуации было бы внесение в перечень документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра, квитанции об уплате транспортного налога, как это было с налогом с владельцев транспортных средств, однако законодательно урегулировать данный вопрос не удается уже на протяжении ряда лет. Вместе с тем введение такого порядка можно считать скорее полумерой, так как значительная доля эксплуатируемого автотранспорта – это новые автомобили. Для них срок прохождения государственного технического осмотра установлен один раз в три года, соответственно, и проконтролировать уплату транспортного налога удастся только по окончании этого периода. Необходимо дать полномочия сотрудникам ДПС ГИБДД контролировать уплату транспортного налога, внеся соответствующие изменения в ведомственные нормативные акты МВД РФ, аналогично порядку, действующему в настоящее время в отношении полисов ОСАГО.

На сегодняшний день существует обширный перечень администраторов доходов, относящихся к самым разным ведомствам, которые в той или иной мере участвуют в пополнении доходной базы бюджетов муниципальных образований. Работа по администрированию платежей в каждом из них осуществляется в соответствии с внутриведомственными указаниями и инструкциями. В условиях усложнившейся экономической ситуации необходимо на уровне Правительства РФ разработать единые для всех ведомств меры по увеличению доходной базы бюджетов. Эти меры необходимо реализовать как временную меру на ряд лет, до момента наступления стабилизации в экономике России.

Пробелом в законодательстве можно считать отсутствие сроков государственной регистрации объектов недвижимого имущества. Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества. Статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в виде административного штрафа. Но нормы совместно не работают, поскольку законодательно не установлен срок, в который должна быть проведена государственная регистрация. В итоге из года в год растет число домовладений, эксплуатируемых без государственной регистрации. Безусловно, не все в данном случае объясняется простым нежеланием граждан регистрировать домовладения, причины кроются и в необходимости сбора обширного перечня документов, необходимых для проведения государственной регистрации. Упрощение этой процедуры оказало бы значительное положительное влияние на объем поступлений в бюджеты муниципальных образований налога на имущество физических лиц.

В целях совершенствования администрирования земельного налога Правительству РФ необходимо выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления.

Большой проблемой по-прежнему остается нецелевое использование земельных участков. В связи с этим в налоговом и земельном законодательстве необходимо четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков.

Что касается единого налога на вмененный доход, то целесообразно одновременно с наделением муниципальных образований полномочиями по установлению К2 предоставлять им право получения любой информации по данному вопросу в налоговых органах. По провизорной оценке, эффект от этого мог бы составить не менее 180,0 млн. руб. в год.

Налог на доходы физических лиц является основным доходным источником бюджетов муниципальных образований. Вместе с тем есть вероятность, что под предлогом финансового кризиса часть зарплат могут уйти в «тень». Для недопущения подобных действий целесообразно на федеральном уровне предусмотреть уголовную ответственность за сокрытие реальных размеров выплачиваемой заработной платы и налога на доходы физических лиц. Принимаются меры для недопущения таких нарушений налогового законодательства и со стороны муниципалитетов.

В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования налогового контроля необходимо: законодательные основы по вопросам познания правовой сущности налоговых правонарушений привести в соответствие международным нормам; в целях упорядочения и урегулирования административно-предупредительной деятельности налоговых органов привести ст. 31 НК РФ в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»; внести в перечень документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра, квитанции об уплате транспортного налога; дать полномочия сотрудникам ДПС ГИБДД контролировать уплату транспортного налога, внеся соответствующие изменения в ведомственные нормативные акты МВД РФ; на уровне Правительства РФ разработать единые для всех ведомств меры по увеличению доходной базы бюджетов; упростить процедуру регистрации домовладения; Правительству РФ выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления; в налоговом и земельном законодательстве четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков; одновременно с наделением муниципальных образований полномочиями в области ЕНВД по установлению К2 предоставить им право получения любой информации по данному вопросу в налоговых органах; на федеральном уровне предусмотреть уголовную ответственность за сокрытие реальных размеров выплачиваемой заработной платы и налога на доходы физических лиц. Таким образом, вся нормативно-правовая база РФ должна быть ориентирована на пополнение бюджетов всех уровней, особенно в условиях кризиса. На этой основе необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость бюджетов и создать предпосылки для динамичного послекризисного роста экономики.

2.4. Пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях.

 

Результативность контрольной работы территориальных налоговых инспекций зависит от качества организации работы налоговых органов в ходе проведения проверок. Налоговые инспекторы должны учитывать все возможности выявления ошибок по вопросам, которые не отражены в плане выездной проверки.

В связи с этим, во время проверки работники налоговых органов должны проводить следующую работу: проверять все платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями, чтобы удостовериться, что все товары поступили на предприятие, и сравнивают учет покупок и список товаров в запасах; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами, чтобы удостовериться, что товары, поступившие в отчетном периоде, учтены как доход и нужном периоде; проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей; получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием; по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки.

При проверке кассовых операций следует руководствоваться письмом Банка России от 4.10.1993 № 19 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Основные документы, которые следует изучать при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал регистрации выданных доверенностей, книга регистрации депонентов, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.

 Основными видами нарушений, допускаемых при ведении кассовых операций, являются следующие: хищение денежных средств из кассы; хищение денежных средств из выручки за реализованные товары, замаскированное неоформленными документами и расписками («черный нал»); неоприходование и присвоение поступивших от различных физических лиц выручки за реализованную продукцию и других поступлений; повторное использование одних и тех же расходных документов для списания денег в кассе с целью сокрытия части выручки; неправильный подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах с целью сокрытия доходов и изъятия части выручки; списание денежных сумм без оснований или по подложным документам; расчеты наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими лицами; некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Налоговые инспекторы должны знать, что распространенной разновидностью манипуляций с отчетностью является так называемое «очищение своего расчетного счета» путем: бартерных и взаиморасчетных операций; проведения расчетов через третьих лиц; выплаты заработной платы со счетов покупателей продукции; погашения покупателями продукции банковских ссуд продавца; использования расчетных счетов филиалов (основной плательщик налогов сажает себя на картотеку и пользуется расчетными счетами своих подразделений); рассеивания выручки по спецссудным, субрасчетным, депозитным и иным счетам вместо расчетного; открытия параллельных предприятий с целью переброски на их реквизиты укрываемых от налогообложения денег.

Знание налоговыми инспекторами данных манипуляций повысит эффективность выездной проверки.

Налоговые инспекторы должны тщательно подходить к проверке подлинности и достоверности документов.

Сомнительными должны считаться документы, чья достоверность малоубедительна. Подлог – это подделка с целью обмана, независимо от того, совершена ли она в корыстных целях или по нерадивости.

В случае необходимости документы должны подвергаться криминалистической экспертизе на подлинность, которая включает: выявление подчисток и дописок, других признаков механического воздействия на бумагу; восстановление первичного текста; графологический (почерковедческий) анализ; сверка почерков и подписей на различных документах (платежных ведомостях, письмах); анализ машинописных документов с целью выяснения, на какой технике они изготовлены.

Важным моментом при анализе документов является проверка соответствия их содержания действующим нормативам (списание материалов в производство, амортизация основных средств, применение ставок налогов и прочее).

Первичными признаками того, что на данном предприятии следует искать налоговые правонарушения (преступления), являются: путаница и нарушения в ведении бухгалтерского учета; путаница и нарушения в ведении кассы; путаница и нарушения в ведении, учете и хранении товарно-материальных ценностей; путаница и неразбериха в ведении внутренней документации; нарушение ГОСТов и технологической дисциплины.

Достоверность учета должна определяться не соответствием записи инструкции, а ее соответствием реальной хозяйственной операции. Конкретной хозяйственной операции соответствует каждая отдельная запись в регистрах бухгалтерского учета. Если же запись не соответствует хозяйственной операции, то баланс искажается.

В качестве рекомендаций по повышению эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях работы можно предложить следующие. Налоговые инспекторы должны: проверять все платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами; проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей; получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием; по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки. Работники налоговых органов должны знать все возможные способы выявления нарушений – маскировки неучтенной продукции, незаконных операций по уходу от налогообложения, умышленного искажения бухгалтерских балансов и отчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением. Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический). Основными формами налогового контроля являются: учет налогоплательщиков; налоговые проверки (камеральные и выездные); контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов (в настоящее время эта форма налогового контроля в НК РФ вообще не описана). Однако четкий перечень форм проведения налогового контроля в законодательстве отсутствует. Некоторые формы налогового контроля в НК РФ названы, но порядок их проведения не установлен.

Правовые основы организации контроля за налогообложением юридических лиц заложены в: Конституции РФ; Налоговом кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах; законодательстве субъектов РФ о налогах и сборах; указах и распоряжениях Президента РФ; постановлениях и распоряжениях Правительства РФ; постановлениях, приказах, распоряжениях, письмах субъектов налогового контроля; международно-правовых источниках налогового права. В настоящее время правовое регулирование налогового контроля в России сопряжено с многочисленными проблемами, которые возникают вследствие коллизионости норм НК РФ.

Актуальные проблемы проведения налогового контроля, в частности налоговых проверок состоят в следующем: нерационально используется потенциал отделов камеральных проверок; работники отделов камеральных проверок допускают большое количество ошибок; сложность выбора объектов для выездной налоговой проверки; трудности автоматизации первичных бухгалтерских документов, изъятых в ходе выездной налоговой проверки; большое количество сокрытых документов.

В ходе исследования организации налогового контроля я выяснила, что в данном процессе участвуют все отделы Инспекции. при этом их основными задачами являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других платежей, установленных законодательством РФ, представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Информация о работе Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц