Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштаб¬ной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специаль¬ной части Налогового кодекса Российской Федерации, на¬правленной на снижение номинального налогового бремени, упроще¬ние и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля

Содержание работы

Введение (стр. 3-4).
1. Теоретические основы контроля за налогообложением физических лиц (стр. 5).
1.1. Экономическая сущность налогового контроля (стр. 5-9).
1.2. Правовые основы организации контроля за налогообложением физических лиц (стр. 9-13).
1.3. Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях (стр. 13-15).
2. Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц (стр. 16).
2.1. Исследование организации налогового контроля в налоговой инспекции (стр. 16-20).
2.2. Оценка результатов проведения налоговых проверок как формы налогового контроля (стр. 20-24)
2.3. Анализ взысканных сумм, дополнительно начисленных в рамках налоговых проверок (стр. 24-31).
2.4. Пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях (стр. 32-35).
Заключение (стр. 35-38).
Список использованных источников (стр. 39).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итоговая.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

2.2 Оценка результатов  проведения налоговых проверок  как формы налогового контроля

 

Количество камеральных проверок, проведенных сотрудниками Отдела камеральных проверок, выросло в 2012-2014 гг. на 9,5% и составило в 2014 г. 48585 ед. (Данные приведены в таблице 2.1).

Таблица 2.1.

 

Динамика камеральных налоговых проверок, проведенных в 2012-2014 гг.

 

 

Показатели

 

 

2012 г.

 

 

2013 г.

 

 

2014 г.

Темп роста (изменение доли) 2014 г. к 2012 г., %

1

2

3

4

5

Проведено камеральных налоговых проверок, ед.

 

 

44

396

 

 

48

931

 

 

48

595

 

 

 

109,5

В том числе проверено:

 

Из них:

с нарушениями, ед., %

 

11

33

5,1

 

13

73

5,6

 

14

74

6,0

 

 

130,1

0,9

физических лиц, ед., %

22

252

50,2

24

628

50,3

23

868

49,1

 

107,3

-1,1

Из них:

С нарушениями, ед., %

11

47

5,2

14

23

5,8

16

81

7,0

 

146,6

1,8




 

Снижение количества камеральных проверок в 2014 г. по сравнению с 2012 г. обусловлено уменьшением количества проверенных физических лиц (на 3,1%) вследствие увеличения количества налогоплательщиков – физических лиц, вовремя не подавших декларацию.

В 2012-2013 г. наибольшая доля проверок приходилась на физических лиц – 50,2% и 50,3% соответственно. В 2014 г. в структуре камеральных проверок преобладали проверки юридических лиц (50,9%).

В 2014 г. камеральными налоговыми проверками было выявлено 3155 (6,5% от общего количества проверок) нарушений налогового законодательства – ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налоговой инспекции, и полученным им в ходе налогового контроля.

За исследуемый период наблюдается рост количества выявленных нарушений на 38,4%, а также их доли в общей сумме камеральных проверок на 1,4%.

Наибольшая доля нарушений выявлена у физических лиц – 7,0% в 2014 г., причем имеет тенденция ее роста – на 1,8%.

Доля выявленных нарушений у юридических несколько ниже – 6,0% в 2014 г., однако также наблюдается тенденция ее роста – на 0,9%.

Рост доли выявленных нарушений в ходе камеральных проверок свидетельствует о повышении эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.

В 2 раза увеличилось число камеральных проверок, проведенных сотрудниками Отдела камеральных проверок с истребованием документов, - до 4728 ед. (таблица 2.2).

При этом наблюдается количество проверенных физических лиц (на 90,2%).

Анализируя данные таблицы 2.2, мы видим, что снижается как объем выявленных нарушений (на 40,9%), так и их доля в структуре проверок (на 11,9%), что характерно для проверок физических лиц.

Наибольшая доля нарушений выявлена у физических лиц – 8,8% в 2014 г., однако наблюдается тенденция ее снижения на 27,0%.

Таблица 2.2.

 

Динамика камеральных налоговых проверок, проведенных с истребованием документов в 2012-2014 гг.

 

 

Показатели

 

 

2012 г.

 

 

2013 г.

 

 

2014 г.

Темп роста (изменение доли) 2014 г. к 2012 г.,%

Проведено проверок с истребованием документов, ед.

 

 

23

60

 

 

35

58

 

 

47

28

 

 

200,3

Из них:

С нарушениями, ед., %

39

6

16,8

32

1

9,0

23

4

4,9

 

59,1

-11,9

В том числе проверено:

 

Из них:

С нарушениями, ед., %

31

4

16,3

20

1

6,7

16

2

4,1

 

51,6

-12,2

Физических лиц, ед., %

43

0

18,2

56

1

15,8

81

8

17,3

 

190,2

-0,9

Из них:

С нарушениями, ед., %

15

4

35,8

12

0

21,4

 

72

8,8

 

-82

-27,0




 

Рост доли выявленных нарушений в ходе камеральных проверок свидетельствует о повышении эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.

Рассчитаем интенсивность работы сотрудников Отдела камеральных проверок в 2012-2014 гг., учитывая, что в Отделе работает 28 человек.

2012 г.: 44396/28 = 1585,6 ед./чел.

2013 г.: 48931/28 = 1747,5 ед./чел.

2014 г.: 48595/28 = 1735,5 ед./чел.

В результате проведения контрольной работы за 2014 год было проведено 63 выездных проверки, из них проверено организаций – 47 или 74,6%, индивидуальных предпринимателей – 16 или 25,4%. (таблица 2.3).

Таблица 2.3.

 

Динамика выездных налоговых проверок, проведенных в 2012-2014 гг.

 

Показатели

 

2012 г.

 

2013 г.

 

2014 г.

Абс. изм. 2014 г. к 2012 г.

Количество проведенных выездных налоговых проверок, ед.

 

66

 

66

 

63

 

-3

Количество проверок, в ходе которых были выявлены нарушения, ед., %

 

61

92,4

 

59

89,4

 

56

88,9

 

-5

-3,5

Количество организаций, проверенных на выездных проверках, ед., %

 

56

84,8

 

50

75,8

 

47

74,6

 

-9

-10,2

Количество организаций, у которых выявлены нарушения, ед., %

 

51

91,1

 

43

86,0

 

40

85,1

 

-9

-6,0

Количество проверенных ИП, ед., %

10

15,2

16

24,2

16

25,4

6

10,2

Количество ИП, у которых выявлены нарушения, ед., %

10

10

0,0

16

10

0,0

16

10

0,0

 

6




 

Несмотря на увеличение количества организаций, состоящих на учете в Инспекции, проверенное их количество выездными проверками снизилось на 3 ед. Количество организаций, у которых были выявлены нарушения снизилось на 9 и составило в 2014 г. 40, при этом их доля в общем объеме проверенных организаций снизилась на 6,0% – до 85,1%.

Количество проверенных индивидуальных предпринимателей выросло на 6 и составило 16. У всех проверенных индивидуальных предпринимателей в ходе проверок были выявлены нарушения.

Наиболее значительные нарушения установлены при проверке налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в результате занижения налоговой базы.

Рассчитаем интенсивность работы сотрудников Отдела выездных проверок в 2007-2009 гг., учитывая, что в Отделе работает 19 человек.

2012 г.: 66/19 = 3,5 ед./чел.

2013 г.: 66/19 = 3,5 ед./чел.

2014 г.: 63/19 = 3,3 ед./чел.

.

2.3 Анализ взысканных  сумм дополнительно начисленных  в рамках налоговых проверок

Налоговый контроль сопровождается принятием мер по взысканию не перечисленных в бюджетную систему сумм налогов и сборов, в результате чего к уплате в бюджет начисляются дополнительные суммы.

Показатели по объему сумм, дополнительно начисленных Отделом камеральных проверок, представлены в таблице 2.4. В ходе осуществления камеральных проверок налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками, доначислено в 2014 г. в бюджеты всех уровней – 88173 тыс.р., что на 15,7% больше показателя 2012 г. Доначислено во все уровни бюджетов в расчете на одного работника, осуществляющего камеральные проверки, в 2014 г. – 3149 тыс.р., в 2013 г. − 3077 тыс.р., в 2012 г. – 2722 тыс. р., темп роста – 115,7 %. Данная тенденция является следствием увеличения нагрузки на налоговых инспекторов.

Таблица 2.4

 

Динамика показателей доначисленных сумм в ходе камеральных налоговых проверок в 2012-2014 гг.

 

 

Содержание показателей

 

 

2012 г.

 

 

2013г.

 

 

2014 г.

Темп роста (изменение доли) 2014 г. к 2012 г., %

1

2

3

4

5

Доначислено всего, тыс.руб.

76

220

86

146

88

173

 

115,7

Доначислено в расчете на одного инспектора, тыс.руб.

27

22

30

77

31

49

 

115,7

Доначислено в расчете на одну камеральную проверку, тыс.руб.

1,7

2

1,7

6

1,8

1

 

105,2

Дочислено в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс.руб.

 

 

33,43

 

 

30,81

 

 

27,95

 

 

83,6

Доначислено в расчете на одну камеральную проверку, тыс.руб.

3,4

2

3,4

4

3,4

4

 

100,6

Доначислено в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс.руб.

 

66,68

 

60,84

 

57,67

 

86,5

Физических лиц, тыс.руб., %

67

2

0,9

26

18

3,0

31

62

3,6

 

470,5

2,7

Доначислено в расчете на одну камеральную проверку, тыс.руб.

0,0

3

0,1

1

0,1

3

 

433,3

Доначислено в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс.руб.

 

0,5

9

 

1,8

4

 

 

11,88

 

 

2013,6


 

Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку в 2014 г. составила 1,81 тыс.р., что на 5,2% больше, чем в 2012 г.; в расчете на одну результативную проверку – 27,95 тыс.р., что составляет 83,6% от суммы 2012 г.

Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку физического лица достигла в 2014 г. 0,13 тыс.р. – в 4,3 раза больше показателя 2012 г., в расчете на одну результативную камеральную проверку физического лица – 11,88 тыс.р., что в 20,1 раз больше, чем в 2012г.

Удельный вес налогов в общем объеме доначисленных сумм составил на протяжении всего исследуемого периода 99,8%, при этом рост доначисленных сумм в разрезе налогов составил 15,7% – до 88016 тыс.р., что обусловлено увеличением доначислений НДФЛ (в 9,1 раз).

Наибольшие суммы доначислений пришлись на ЕСН (от 19,7% до 68,9%).

В 2012-2013 г. в результате камеральных проверок были выявлены нарушения по отчислениям на обязательное пенсионное страхование.

В ходе проверок выявлены были также нарушения ст. 126. НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» и ст. 129 «Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода», в результате чего были начислены к уплате в бюджет дополнительные суммы.

Основная сумма доначислений складывается по результатам проверок с истребованием дополнительных документов. В 2014 г. по ним доначислено – 86746 т.р. (93,4% от общей суммы доначислений), что на 22,0% больше, чем в 2012 г.

Рост доначислений по данным проверкам связан с увеличением доначисленных сумм по проверкам физических лиц в 10 раз.

Рост доначислений в 2012-2014 гг. произошел вследствие увеличения дополнительных платежей по НДФЛ на 82,6%. По остальным налогам наблюдается либо равномерное снижение доначисленных сумм, либо рост в 2008 г. сменяется падением в 2014 г.

На протяжении всего исследуемого периода наибольшую долю в структуре доначислений занимали налоги, причем их доля выросла с 61,8% до 80,1% – на 18,1% (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3 – Структура дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок по видам платежей в 2012-2014 гг., %

 

Рост произошел за счет роста суммы доначислений по налогу на прибыль в 2,2 раз, НДФЛ в 2,8 раз.

Таким образом, контрольная работа инспекторов Отдела выездных проверок проводится с большей эффективностью, чем инспекторов Отдела камеральных проверок. Наибольшую долю в структуре доначислений по результатам выездных проверок занимали налоги, на втором месте – пени, на третьем – штрафы. Сумма доначислений по итогам всех проверок выросла на 2,1%, составив в 2014 г. 204725 тыс.руб., что свидетельствует о повышении эффективности налогового администрирования. При этом наибольшие суммы доначислений произведены в ходе выездных проверок.

Информация о работе Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц