Исчисление подоходного налога в зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей налогообложения доходов в зарубежных странах и выявление возможности применения опыта этих стран в России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие ключевые задачи:
 рассмотреть историю развития подоходного налога;
 выделить основные элементы подоходного налога;
 изучить особенности исчисления подоходного налога в США, Швеции, Германии и Франции;
 обозначить проблемы обложения НДФЛ в России;
 предложить пути их решения на основе зарубежного опыта.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

В настоящее время широко обсуждаются перспективы реформы налога на доходы физических лиц с целью максимизации его фискальных функций и достижения справедливости налогообложения. Первым шагом на пути реализации реформы должно стать изучение зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц. Рассмотрим подробнее, каким образом зарубежные страны решают проблему справедливости налогообложения доходов физических лиц при разработке налоговой политики. 16

Весьма полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии. Некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в Германии, влияющие на поступление налогов в государственную казну, могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в Российской федерации:

  • хорошо развитая финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов;
  • информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами. Она может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров;
  • систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности;
  • горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, а также обмен информацией между различными фискальными службами и другими государственными инстанциями;
  • в Германии налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также устоявшаяся налоговая система государства;
  • относительно стабильная экономическо-политическая ситуация;
  • налоговые преступления рассматриваются в тесной связи  с легализацией денежных средств, полученных незаконных путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

Особое внимание заслуживает действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов. Сущность балльной оценки состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать как минимум 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод о его служебном соответствии. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме этого, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами. Использование данной системы в отечественной практике могло бы повысить эффективность работы налоговых органов.

Также полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии в подоходном налогообложении, особенностью которого является наличие системы так называемого семейного налогообложения. В России, несмотря на настойчивые призывы некоторых специалистов о его введение, особенности налогообложения исходя из семейного статуса и социального положения плательщика и членов его семьи (например, наличия или отсутствия детей, престарелых или неработающих родителей или супруга и т. д.) не предусмотрены. Хотя введение в РФ системы семейного налогообложения способствовало бы снижению налогового бремени некоторых граждан.

Оценивая возможности применения германского опыта, следует учитывать также, что западные страны намного превосходят Россию в организационном, финансовом и техническом отношении. Так, эффективному налоговому контролю способствуют развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговых служб, наличие соответствующей статистической и аналитической базы. Это дает возможность, в частности, контролировать соответствие доходов и расходов граждан, которые играют основную роль в бюджетных поступлениях в этих странах.

В России в последние годы идет активный процесс совершенствования форм и методов налогового контроля. В соответствии с Федеральной программой развития налоговых органов одним из результатов реформ должно стать создание автоматизированной системы контроля налогоплательщиков. Работу по созданию электронной системы обработки финансовой документации ведет также Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.

Следовательно, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения её в важнейший инструмент развития экономики повышения уровня жизни населения.

Россия и Франция – это две совершенно разные страны, каждая из которых обладает своими особенностями как в целом по экономике, так и в отдельных её сегментах. Устройство и функционирование налоговой системы каждого из государств в этом случае не является исключением. Здесь также можно выделить существенные различия, которые в конечном итоге могут объяснить суммы налогов, идущих на формирование доходной части бюджетов различных уровней. В России и во Франции существенно различаются ставки по НДФЛ. С одной стороны, это говорит о неэффективности российской системы налогообложения, а с другой – дает зеркальное отражение нынешней экономической ситуации, сложившейся в России.

Вопрос подоходного налога давно является «яблоком раздора» в том смысле, что в России, в отличие от Франции, при расчете суммы, которую должен уплатить плательщик данного налога, используется одна ставка, равная 13% независимо от величины доходов граждан. Отсюда такая разница по доходам между верхними и нижними слоями общества (официальна по доходам между верхними и нижними слоями общества (официальная статистика называет значение децильного коэффициента, равное 14-15 раз, а если учесть теневой сектор, тогда 30-35 раз). 17

Вследствие такого положения в современных российских условиях вполне применим опыт западных государств, в частности Франции, однако с одной оговоркой: его нельзя слепо копировать, нужно перенимать все то лучшее, что позволит РФ создать более эффективную налоговую систему. Следует усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой – ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами.

Много внимания со стороны налоговых властей в зарубежных странах уделяется уровню собираемости налога, для повышения которого устанавливаются высокие штрафы за неполную или несвоевременную уплату, а также применяется поощрение в виде выплаты процентов на переплаченную в течение года сумму налога. Например, в Дании.

Некоторые элементы подоходного налога, используемые в зарубежных странах, могут быть применены в практике подоходного налогообложения в России, при этом внедрение данных элементов в налоговое законодательство необходимо осуществлять поэтапно.

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в настоящее время очевидно требуется, однако данное нововведение следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы прожиточному минимуму, официально установленному для соответствующего субъекта. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. При этом в процессе реализации данных преобразований необходимо осуществлять постоянный контроль статистических данных об уровне доходов граждан и при установлении ставок прогрессии исходить из их размеров, чтобы избежать несоблюдения одного из основных принципов налогообложения - учета финансовых возможностей налогоплательщика.18

Параллельно преобразованию шкалы налоговых ставок следует осуществлять постепенный переход к качественно новому уровню налогового администрирования, что является основополагающим элементом новой системы подоходного налогообложения. Целесообразным видится организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику по примеру Швеции с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими органами власти. Это позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Также имеет смысл организация бесплатных семинаров, информирование посредством почты или сети Интернет налогоплательщиков о правилах и особенностях уплаты налога на доходы физических лиц.

Следующим важным шагом является изменение системы расчета налогооблагаемой базы.

По примеру зарубежных стран налоговую базу необходимо рассчитывать путем вычитания из суммы полученных доходов суммы расходов, осуществленных с целью получения доходов. Кроме того, необходимо произвести коренную перестройку системы налоговых вычетов, в частности, увеличить их размер соответственно текущей экономической ситуации. Манипулирование налоговыми вычетами является в настоящее время тем инструментом, который будет способствовать реализации социальной функции налога, так как на начальных этапах реформы подоходного налогообложения резкое введение высоких налоговых ставок невозможно. 19 Таким образом, в настоящее время реализовывать  регулирующую функцию налога необходимо по примеру Франции.

Дополнительным нововведением может стать налогообложение совокупных доходов семьи, что позволит учитывать личные потребности и особенности финансового положения каждого налогоплательщика, такие как необходимость содержания иждивенцев, престарелых родителей, неработающих членов семьи, несовершеннолетних детей и т.п.

Регулирующая функция налога может и должна быть использована в отечественном налогообложении, особенно в современной российской экономике, для которой характерно бурное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимальным извлечением прибыли и крайне медленное развитие всех прочих отраслей. Отчасти именно этим обусловлен значительный разрыв в доходах граждан, на сокращение которого должна быть направлена предстоящая реформа. Для реализации названной задачи необходимо тщательно, с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики и социальной сферы осуществлять плавный переход к такой системе подоходного налогообложения, которая будет обеспечивать высокими доходами бюджет и способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев населения. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате решения поставленных в работе задач была достигнута главная цель, а именно изучены особенности исчисления НДФЛ в зарубежных странах, а в частности в США, Германии, Швеции и Франции. В ходе работы были выявлены аспекты, которые могут быть применены в Российской практике.

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии в подоходном налогообложении, особенностью которого является наличие системы так называемого семейного налогообложения. В России, несмотря на настойчивые призывы некоторых специалистов о его введение, особенности налогообложения исходя из семейного статуса и социального положения плательщика и членов его семьи не предусмотрены.

Параллельно преобразованию шкалы налоговых ставок следует осуществлять постепенный переход к качественно новому уровню налогового администрирования, что является основополагающим элементом новой системы подоходного налогообложения. Целесообразным видится организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику по примеру Швеции с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими органами власти.

Вследствие такого положения в современных российских условиях вполне применим опыт западных государств, в частности Франции, однако с одной оговоркой: его нельзя слепо копировать, нужно перенимать все то лучшее, что позволит РФ создать более эффективную налоговую систему. Следует усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой – ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами.

Подводя итог, можно констатировать, что система подоходного налогообложения далека от совершенства и требует серьезных изменений, что повлечет за собой большие траты времени и денег. Так как налог на доходы физических лиц охватывает практически все население страны, необходимость его совершенствования не вызывает сомнений. Однако в опубликованном Министерством Финансов докладе об основных направлениях налоговой политики на 2013–2015 годы, такой инициативы нет. Можно сделать вывод: маловероятно, что в ближайшем будущем законопроекты об изменении существующей системы подоходного налогообложения будут приняты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 сентября 2014 года. – Новосибирск: Норматика, 2014.
  2. Алиев Б.Х., Кагиргаджиева З.К., Кадиева Р.А. Использование потенциала налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и в промышленно развитых странах // Финансы и кредит №31(463) – 2011г.
  3. Артемова И.В. Практика налогообложения физических лиц в развитых странах // Клуб главных бухгалтеров №11 – 2011г.
  4. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: Перспективы применения в России // Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации. 2011г.
  5. Казаков В. В. Совершенствование налогообложения на основе зарубежного опыта / В. В. Казаков // МЭ и МО, 2011. — N 3. — С. 49–53
  6. Киреева Е.Ф. Налогообложение в международной экономической практике: Основы организации международного налогообложения: Учеб. пособие / Е.Ф.Киреева. – Мн.:БГЭУ, 2006. – 231с.
  7. Кузнецова З.Н. Налогообложение доходов физических лиц в экономически развитых европейских странах: социальный аспект // Человек и труд №5 – 2009г.
  8. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.
  9. Налоги: Практика налогообложения: учеб.-метод.пособие / под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М 2008. – 368 с.: ил.
  10. Налоги с физических лиц: учебник  / Гончаренко Л.И., Горбова Н.С., Миронова О.А. Под ред.Л.И. Гончаренко. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 304 с. – (Высшее образование)
  11. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Г.Князева, проф. Д.Г.Черника. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191с.
  12. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. / В. Г. Пансков. — М.: Юрайт, 2011. — 680 с.
  13. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. Учебник. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А.,2006. – 384с.
  14. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод.пособие/Л.В.Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Дело и Сервис, 2011. – 432 с.
  15. Тедеева В. Г. Проблемы применения НДФЛ и пути их решения // Финансы и кредит, 2011. — № 3. — с 39–45.
  16. Терентьева С.Н. Сравнительная характеристика налогообложения физических лиц налогом на доходы в США и во Франции // Финансовый менеджмент №2 – 2005г.
  17. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Дашков и К, 2010г.
  18. Улезько О.В., Щедрин И.С. Совершенствование взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе // Финансы и кредит №31(463) – 2011г.
  19. Налоги: Франция /http://www.bareev.com/projects/survival/taxes.php
  20. Официальные публикации сайта налогового департамента США http://www.irs.gov/Forms-&-Pubs/

Информация о работе Исчисление подоходного налога в зарубежной практике