Исчисление подоходного налога в зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей налогообложения доходов в зарубежных странах и выявление возможности применения опыта этих стран в России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие ключевые задачи:
 рассмотреть историю развития подоходного налога;
 выделить основные элементы подоходного налога;
 изучить особенности исчисления подоходного налога в США, Швеции, Германии и Франции;
 обозначить проблемы обложения НДФЛ в России;
 предложить пути их решения на основе зарубежного опыта.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

В целом современные тенденции в области подоходного налогообложения таковы, что, во-первых, страны ориентируют свою налоговую политику на реализацию регулирующей функции, а не фискальной, снижая для этого уровень налоговой нагрузки по НДФЛ. Однако тот факт, что доходы бюджета от сбора от подоходного налога снижаются, а расходы, напротив, увеличиваются, приводит к тому, что растет дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому для его сокращения многие государства планируют сократить неэффективные и несправедливые льготы, а также увеличить верхнюю планку шкалы ставок подоходного налога. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности исчисления подоходного налога с физических лиц в зарубежных странах

 

Налоговая система США в настоящее время призвана не только обеспечивать денежными средствами бюджет государства, но и служит инструментом регулирования экономики. Подоходный налог занимает наибольший удельный вес в структуре доходов государства (около 40 %). Как и в большинстве зарубежных стран, в США подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, предусмотрен необлагаемый минимум. Налог исчисляется как с совокупного дохода гражданина, так и с совокупного дохода семьи. Из исчисленного совокупного дохода, включающего заработную плату, пенсии, пособия, доходы от операций с ценными бумагами, доход от продажи имущества, вычитаются все расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода, необлагаемый минимум, уплаченные властям штата налоги, местные налоги, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание и др. В результате получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая налоговая ставка. В зависимости  от  величины  дохода  установлено шесть налоговых ставок, величина которых колеблется от 10 до 35 %. Особенность исчисления подлежащей уплате суммы налога состоит в следующем: расчет осуществляется исходя из соответствующей размеру дохода налоговой ставки, при этом налог исчисляется с каждого доллара дохода в пределах суммы, соответствующей определенной налоговой ставке.10

Каждый штат имеет право установить собственную налоговую ставку подоходного налога. Стоит отметить, что подоходный налог является основным источником доходов бюджетов штатов. В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором получен доход. Кроме того, в разных штатах различается налоговая база, а в некоторых штатах подоходный налог не взимается.

Особенностью системы налогообложения доходов физических лиц является то, что гражданин США может избежать уплаты налогов только в том случае, если откажется от американского гражданства. Однако стоит отметить, что подлежащий уплате подоходный налог уменьшается на сумму налога, уплаченного в бюджет другого государства.

Можно сделать вывод, что в целом подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками по сравнению с другими зарубежными странами, в то время как система расчета налога является достаточно сложной. Ставки подоходного федерального налога приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Ставки подоходного федерального налога

Уровень дохода супругов, совместно заполняющих декларацию, доллары

Уровень дохода для индивидуальных плательщиков, доллары

Ставки федерального налога, %

0 - 14 000

0 – 7 000

10

14 000 – 56 800

7 000 – 28 400

15

56 800 – 114 650

28 400 – 68 800

25

114 650 – 174 750

68 800 – 143 500

28

174 750 – 311 950

143 500 – 311 950

33

311 95 и выше

311 950 и выше

35

Примечание – Информация с сайта Налогового департамента США http://www.irs.gov/Forms-&-Pubs/


 

 

Швеция является страной с высоким уровнем развития экономики и социального обеспечения. По политическому устройству Швеция представляет собой конституционную монархию. Номинальным главой государства является король, фактически страной управляет премьер-министр, выбираемый парламентом. С 1995 г. Швеция входит в Евросоюз, но не вступила в зону евро, поэтому валютой страны остается шведская крона (SEK).(1 SEK= 5,4 руб.)

Швеция является участником Скандинавского соглашения об избежании двойного налогообложения. Целью заключения этого соглашения было сформировать свободный рынок рабочей силы на территории стран-участниц, чтобы положения национальных налоговых законодательств не препятствовали гражданам искать и находить наиболее выгодные места приложения их труда.

Швеция наряду с другими скандинавскими странами характеризуется высоким показателем налоговой нагрузки на экономику. Структура доходов консолидированного бюджета Швеции представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура доходов консолидированного бюджета Швеции

 

Особенностью государственной налоговой системы Швеции является ее социальная направленность. Около 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру Следствием проведения такой политики является высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров и инвалидов, экспортная способность шведских компаний, занимающие заметное место на мировом рынке. При поступлении на работу подписывается трудовой договор с работодателем. В нем указана брутто-зарплата работника, т. е. без вычета подоходного налога. Работодатель вычитывает часть денег из заработка, чтобы заплатить подоходный налог. Остальные деньги выплачиваются работнику, который таким образом получает нетто-зарплату. 11

 Годовой совокупный  доход до 18 200(=98 тыс. руб.) крон подоходным налогом не облагается.

 При годовом доходе  в интервале от 18 200 крон до 413 200(=2мл. 200 тыс. руб.) крон нужно платить муниципальный налог. Ставки налога отличаются в разных муниципалитетах, обычно они составляют 29–35 процентов от брутто-зарплаты.

При годовом доходе от 413 200 крон до 591 600 крон нужно также платить государственный налог. Он составляет 25 процентов от зарплаты свыше 413 200 крон в год. Большинство населения имеет доход в этом интервале.

 При доходе превышающем 591 600 крон взимается дополнительный налог в размере 5 процентов от суммы, превышающей 591 600 крон.

Супруги облагаются раздельно. Подоходный налог перечисляется работодателями в бюджет ежемесячно. При этом ежегодно в декабре работники получают налоговые извещения, в которых указываются суммы уплаченного налога, а также налога, который необходимо уплатить дополнительно до конца апреля следующего года. Налоговые декларации имеют простую форму. Нерезиденты декларации не заполняют.

К доходу от предпринимательской деятельности относится доход, получаемый от различных видов деловой и профессиональной активности, а также от сельского хозяйства.

Физические лица, проживающие в Германии на постоянной основе (более 180 дней в году), облагаются федеральным подоходным налогом. Существует 7 категорий дохода, с которых граждане обязаны платить налог: доход от сельского и лесного хозяйства, торговли или предпринимательской деятельности, самостоятельной работы и профессиональных услуг, наемного труда, сдачи имущества в аренду или наем имущества и другой доход. Федеральный подоходный налог в Германии прогрессивен (зависит от дохода).12

Его минимальная ставка в настоящий момент – 14%, самая высокая– 42%. Однако при доходе от 250 401 евро применяется максимальная налоговая ставка в 45%.

Индивидуальные предприниматели, не проживающие на постоянной основе в Германии, облагаются налогами с ограничениями (налог только на доход, полученный на предприятии, расположенном  на территории Германии).

Из доходов обычно вычитаются затраты, связанные с извлечением прибыли:

  • посещение Германии 1-2 раза в год (расходы на билеты и проживание в отелях, суточные и прочие сопутствующие расходы);

  • расходы на приобретение  канцелярских товаров и расходы на телефонную связь;

  • услуги управляющей компании, счета за услуги нотариуса и посредника;

  • оплата услуг страхования недвижимости;

  • амортизация.

При этом учитываются и особые расходы, например, алименты после развода супругов, взносы на медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на профессиональное образование и т. д. Подоходный налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка при выплате заработной платы и перечисляется в налоговые органы.

При определении налога на заработную плату применяются такие категории, как налоговые классы, налоговые таблицы и налоговые карты. Существует шесть налоговых классов, в которые группируются наемные рабочие и служащие.

В I класс входят холостые рабочие без детей.

Во II класс включаются холостые, разведенные или овдовевшие люди, имеющие на содержании ребенка.

К III классу относятся женатые, если в семье работает лишь один из супругов. Если работают оба, то один из них по общему согласию переходит в V класс.

В IV классе предусмотрен случай, когда работают и муж, и жена и облагаются налогом раздельно.

Класс V для женатых работающих, один из которых облагается по III классу.

Класс VI учитывает рабочих, имеющих заработную плату в нескольких местах.

Важнейшее место в группе подоходных налогов во Франции занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете превышает 18%.

Для исчисления суммы подлежащего уплате налога используется прогрессивная шкала налоговых ставок, ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. В 2011 г. налоговые ставки во Франции составляли от 0 до 41 % в зависимости от размера доходов.13

На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов.

При расчете налога из налогооблагаемой базы вычитаются все расходы физического лица, которые осуществлены в связи с получением доходов, а также расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность, расходы по охране дома, расходы на обучение детей и пр.

Во Франции применяется система семейного налогообложения доходов, в качестве налоговой базы признается совокупный годовой доход семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей.

Необлагаемым минимумом является доход, облагаемый по ставке 0 %, который в 2011 г. составил 5963 евро.

В целом можно сделать следующий вывод: система налогообложения доходов физических лиц во Франции ориентирована на мобилизацию доходов для выполнения государством своих функций в социальной сфере, на поддержку социально незащищенных слоев населения, на стимулирование расходов на благотворительность, стимулирование вкладов, сбережений.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Возможность применения зарубежного опыта НДФЛ в России

 

Подоходный налог с физических лиц является важным составным элементом налоговой системы государства и занимает центральное место в налоговых системах ведущих странах мира. Так, поступления от этого значения имеют значение в таких странах, как США, Великобритания, Дания, Швеция, Швейцария, Финляндия, Бельгия, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия. Доля подоходного налога с населения в совокупных налоговых поступлениях в этих странах достигает 50% и более, а в ВВП – более 25%. 14 С общетеоретических позиций подоходный налог – налог на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами страны, либо извлекают определенные доли своего дохода в данном государстве. При этом налог эластичен и поэтому достоверно отражает изменения в экономической среде. К тому же доход как объект налогообложения коррелирует, хотя и не абсолютно, с потреблением. Таким образом, подоходный налог дополняет НДС, представляя дополнительный инструмент формирования общего портфеля доходов бюджет. Помимо этого налог может носить прогрессивный характер, что позволяет государству соблюдать принцип справедливости в налогообложении при условии глубокой дифференциации доходов населения, что в свою очередь позволит наиболее эффективно выполнять социальные задачи в процессе перераспределения доходов.

Очевидно, что система льгот является одним из определяющих факторов реализации потенциала подоходного налога. Решаются не только социальные обязательства государства, но и повышаются фискальные возможности налога для решения в дальнейшем тех же социальных обязательств. Таким образом, система льгот имеет одно из важнейших значений при реализации потенциала подоходного налога в промышленно развитых странах.

Если сопоставить потенциал подоходного налога в этих странах с потенциалом российского НДФЛ, то можно прийти к выводу, что фискальный потенциал этого налога в нашей стране задействован не в полном объеме. Это главным образом обусловлено низким уровнем доходов основной массы населения, невысокой налоговой дисциплиной налогоплательщиков, а также низким уровнем налоговых ставок в отношении высоких доходов физических лиц. Действительно, «необходимо учитывать, что макроэкономические параметры и факторы в большей степени влияют на уровень налогового потенциала, в то время как поступления налогов в значительной степени зависят от налоговой дисциплины и , нередко, от политических факторов».15

Информация о работе Исчисление подоходного налога в зарубежной практике