Имущественные налоги в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение места имущественных налогов в налоговой системе РФ. При этом были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, состав и характеристику имущественных налогов;
изучить особенности налогов на имущество организаций и физических лиц;
сделать анализ действующей практики взимания имущественных налогов.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические и правовые основы налогообложения имущества 5
2. Анализ действующей практики взимания имущественных налогов 12
2.1. Оценка роли имущественных налогов в доходах бюджетной системы РФ 12
2.2. Оценка администрирования имущественных налогов налоговыми органами Республики Татарстан 16
3. Совершенствование взимания имущественных налогов в РФ 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Имущественные налоги в налоговой системе РФ (3).doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Имущественное налогообложение имеет как преимущества, так и недостатки. Можно выделить следующие преимущества введения налога на имущество:

- как правило, обладатели большей  собственности имеют и большие  финансовые возможности. Это позволяет  делать налог прогрессивным и  возложить на него перераспределительную  роль;

- имущественные налоги позволяют  привлечь к обложению доходы, которые ускользают от подоходного налогообложения. Информация, накапливаемая в кадастрах недвижимости, ведет к открытости и прозрачности сведений о стоимости недвижимости, а значит, способствует снижению спекулятивных сделок с ней. Переход к обложению недвижимости стимулирует прогрессивные сдвиги в технологической структуре производства;

- введение налога может иметь  положительное значение для налогоплательщиков  в связи с уменьшением количества  уплачиваемых налогов и упрощением  учета;

- оценка недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким налогам на дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой;

- узаконенная государством оценка  зданий и земли по их реальной  стоимости способствует повышению  эффективности использования городских  земель путем улучшения планирования  городской застройки и развитию рыночных отношений в сфере недвижимости.

К основным недостаткам имущественного налогообложения относятся следующие:

- значительные издержки администрирования: для продуктивного исчисления налога необходимо осуществлять сбор, переработку и регулярную актуализацию значительного объема информации, включая компьютерное обеспечение поддержку, подготовку и содержание штатных сотрудников, оценщиков. Недостаточно качественное администрирование этого налога, приводящее к неадекватной оценке недвижимости либо к неспособности обеспечить налоговые поступления со всех объектов недвижимости, может привести к крайне негативным экономическим и социальным результатам, включая создание условий для нечестной конкуренции;

- наличие недвижимости не связано напрямую с текущим доходом собственника, а следовательно, с платежеспособностью, поэтому уплата налога может порождать дополнительные социальные проблемы. В целях сглаживания влияния этого недостатка необходимо установить необлагаемый минимум, а также предусмотреть предоставление льгот для социально незащищенных категорий налогоплательщиков (инвалиды, неработающие пенсионеры и т. п.). Налог на недвижимость касается практически каждого человека, поэтому не очень популярен у населения, а переоценка недвижимости или повышение ставок налога связаны с политическими рисками;

- ставки налога на недвижимость  как местного налога порой  существенно колеблются по отдельным  регионам. Это обстоятельство позволяет  некоторым авторам утверждать, что  налог на недвижимость оказывает  влияние на размещение капитала. Наряду с данной точкой зрения существует и мнение о нейтральности налога по отношению к принятию решений плательщиками налога;

- практика показывает, что поступления  от группы налогов на недвижимое  имущество редко превышают 2% ВВП, обычно они значительно ниже этого уровня. При этом прослеживается явная зависимость между уровнем налогообложения недвижимого имущества и уровнем экономического развития государства. То есть взимать высокие имущественные налоги могут позволить себе только страны с развитой системой оценки имущества и эффективной системой налогового администрирования [12, с. 31].

Таким образом, налог на недвижимость, рассчитанный исходя из рыночных цен, при очевидной справедливости и эффективности на практике имеет ряд недостатков в виде низких поступлений и значительных затрат на поддержание актуальности налоговой базы.

Наиболее масштабным изменением в части имущественного налогообложения предполагается введение налога на недвижимость. Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Частично эти действия уже осуществлены Правительством РФ. В пилотных регионах отработан порядок проведения массовой кадастровой оценки недвижимости. Помимо массовой кадастровой оценки введение налога на недвижимость повлечет за собой определение объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость, и определение порядка предоставления сведений о ценах сделок на недвижимое имущество для целей кадастровой (массовой) оценки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также некоторые не столь масштабные изменения могут затронуть налогообложение земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в частности связанные с распространенным фактом их использования с нарушением требований в области охраны и использования земель. Это может послужить поводом для увеличения налоговой ставки. 

Таким образом, взимание имущественных налогов имеет существенные недостатки, что требует проведения всестороннего анализа и принятия мер по его совершенствованию с целью обеспечения поступления доходов в бюджетную систему РФ.

 

Заключение

В налоговой системе Российской Федерации к группе имущественных налогов относятся налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на игорный бизнес.

Наибольший удельный вес по поступлениям налоговых платежей в бюджет приходится на налог на имущество организаций. Данный налог относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 % (границы, установленной Налоговым Кодексом). В целях совершенствования взимания данного необходимо осуществить формирование единой системы кадастровой регистрации объектов недвижимости и зарегистрированных прав на объекты недвижимости, установление электронного доступа к этим сведениям для государственных нужд, налогообложения недвижимости др.

Кроме того, необходимо осуществлять налоговое стимулирование инновационной деятельности посредством освобождения от имущественных налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР, а также  ускоренную амортизацию для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности. 

Налог на имущество физических лиц является местным налогом. Плательщиками являются физические лица-собственники имущества. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве.

Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. В связи с этим целесообразно регулярно осуществлять анализ предоставляемых льгот для социально незащищенных категорий налогоплательщиков и вносить изменения.

Транспортный и земельный налог уплачивают организации и физические лица, имеющие в собственности имущество, признаваемым объектом налогообложения.

Региональные и местные органы власти совместно с налоговыми органами в целях упрощения исчисления налогов должны принять меры по созданию и совершенствованию электронного документооборота в целях сбора и обработки информации.

Имущественные налоги являются стабильным источником пополнения бюджетов разных уровней, что позволяет выполнять функции и задачи государства.

 

Список использованной литературы

 

    1. Нормативно-правовые материалы:
  1.    Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
  2. Приказ от 6 августа 2008 года N ММ-3-4/347 «Об организации  проверок достоверности и полноты представленных государственным гражданским служащим Федеральной налоговой службы сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного  характера, а также сведений о соблюдении им ограничений, установленных федеральными законами».

 

 

II. Специальная  литература:

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2009. – 314с.
  2. Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Л. И. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2009.- 448с.
  3. Косалапов, А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.- 872 с.
  4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2011. – 384с.
  5. Налоги налогообложение: Учебник / Д.Г.Черник, Л.П. Павлова, В.Г.Князев и дл.; Под ред. Д.Г. Черника.- 3-е издание. – М.: МЦФЭР, 2009. - 528 с.
  6. Налоговый контроль Автор: Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Терзиди Издательство: Эксмо Серия: Высшее экономическое образование; 2010 г
  7. Свиридова Н.В., Козлова Т.Н., Вовкотруб В.В., Гафурова Ф.К. Налоговый учет и отчетность: Учебное пособие – Пенза: гос. Ун-т, 2008. – 123 с.
  8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации 
    Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов М.: МЦФЭР
  9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт-Издат, 2008. – 720с.
  10. Кизимов А. С. Налог на недвижимость преподносит сюрпризы недвижимость: Налоговая политика и практика - 2012. - № 9 (105) сентябрь 2012.
  11. Журнал « Российский налоговый курьер»  http://www.rnk.ru
  12. Федеральная налоговая служба – www.nalog.ru
  13. Справочная система «Главбух» - www.1gl.ru
  14. Грабова, П. Г. Экономика и управление недвижимостью / П.Г. Грабова - М.: Экономика, 2008. - 416 с.
  15. Балабин В.И. «Налоговое право: теория, практика, споры». М., 2006. – 235 с.
  16. Аминев С.Х. Реформирование имущественного налогообложения продолжается… // Налоговая политика и практика. - 2008. - №3. - С.13-15. 
  17. Худолеев В.В. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество предприятий // Консультант бухгалтера. - 2008. - №5. - С.56-62.
  18. Сотникова Л. Имущественные налоги. - М.: Налоговый вестник, 2008. - 230 с.

Информация о работе Имущественные налоги в налоговой системе РФ