Имущественные налоги в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение места имущественных налогов в налоговой системе РФ. При этом были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, состав и характеристику имущественных налогов;
изучить особенности налогов на имущество организаций и физических лиц;
сделать анализ действующей практики взимания имущественных налогов.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические и правовые основы налогообложения имущества 5
2. Анализ действующей практики взимания имущественных налогов 12
2.1. Оценка роли имущественных налогов в доходах бюджетной системы РФ 12
2.2. Оценка администрирования имущественных налогов налоговыми органами Республики Татарстан 16
3. Совершенствование взимания имущественных налогов в РФ 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Имущественные налоги в налоговой системе РФ (3).doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, существует множество трактовок понятия «имущество», однако предметом налоговых отношений являются отношения собственности на имущество. Объектом налогообложения является материальная ценность, имеющая стоимостную оценку, принадлежащая на праве владения, пользования или распоряжения одному или нескольким субъектам и способная приносить доход в течение длительного периода времени. Налоговым законодательством закреплены виды ценностей, подлежащих обложению имущественными налогами.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ действующей практики взимания имущественных налогов

 

2.1. Оценка роли имущественных налогов  в доходах бюджетной системы РФ

Имущество является одним из наиболее стабильных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами (доход, добавленная стоимость). Обложение имущества стимулирует более эффективное его использование; его труднее скрыть от налогообложения.

Кроме того, налогообложение имущества является естественным дополнением подоходного налогообложения, включая в объекты обложения капитализированный доход, созданный в прошлые периоды времени. Имущественные налоги являются составной частью налоговой системы большинства стран мира, занимая достаточно весомое место в общегосударственных доходах.

В соответствии с задачами данной курсовой работы целесообразно провести анализ роли имущественных налогов в бюджетной системе РФ. Прежде всего, необходимо оценить динамику доходной части бюджетной системы РФ. В таблице 1 приведены данные по поступлению налоговых и иных платежей по уровням бюджета РФ.

Таблица 1.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей по уровням бюджета РФ за 2010-2012 гг., млрд. руб.

Вид бюджета

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста за три года, %

Консолидированный бюджет РФ

7662,8

9719,6

10958

143,0

Федеральный бюджет РФ

3174

4480

5165

162,7

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

4489

5239

5793

129,0


По данным таблицы 1 можно отметить, что за 2010-2012 гг. в  бюджетную систему РФ поступило на 43 % больше налоговых платежей и других доходов. Это произошло за счет увеличения поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 29 %. Рост поступлений в федеральный бюджет на 62,7 % свидетельствует об эффективной бюджетной политике данного уровня.

Основной статьей доходов в бюджетную систему РФ являются налоговые платежи. Поступление в консолидированный бюджет РФ в разрезе видов налогов приведены в таблице 2.

Таблица 2.  

Поступление по видам налогов в консолидированный бюджет РФ  за 2010-2012 гг.

Виды налогов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста за три года, %

НДПИ

1440,7

2042,5

2459,4

170,7

НДФЛ

1789,6

1994,9

2260,3

126,3

Налог на прибыль

1744,4

2270,3

2355,4

261,3

НДС

1328,7

1753,2

1886,1

142,0

Акцизы

113,9

603,9

783,6

689,0

Имущественные налоги

628,2

678

785,3

125,0

Итого

7045,5

9342,8

10530,1

149,5


По данным таблицы 2 можно отметить, что рост поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2010-2012 гг. на 49,5 % произошло за счет увеличения поступлений по всем видам налогов. Поступление по налогу на прибыль за три года возросло более, чем в 2 раза. Это свидетельствует об эффективной работе организаций. Увеличение поступления по НДС на 42 % может указывать на увеличение продаж товаров на территории РФ. Рост поступления акцизных платежей почти в 3 раза связан с повышением ставок по данному налогу и увеличением налоговой базы. Повышение поступлений по НДФЛ указывает на повышение уровня доходов населения, налоговая база по имущественным налогам также возросла, что вызвало рост поступлений на 25 %.

На рис. 1 наглядно представлена структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 1 полугодие 2013 г.

Рис. 1. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 1 полугодие 2013 г., %

По данным рис. 1 можно отметить, что основная доля в структуре консолидированного бюджета РФ за 1 полугодие 2013 г. приходится на поступления по налогу по добычу полезных ископаемых, так как экономику России по-прежнему можно охарактеризовать как «сырьевую». Кроме того, крупными источниками формирования бюджета являются следующие статьи: поступления по НДФЛ составляют 20,3 % бюджета, налогу на прибыль – 18,3 % и НДС – 18 %. Наименьшая доля в структуре бюджетных доходов приходится на прочие налоги – 4,4 %.

Для оценки роли имущественных налогов в бюджетной системе РФ в таблице 3 приведены данные по поступлениям данной группы налогов в консолидированный бюджет РФ.

Таблица 3.

Поступление имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ за 2010-2013 гг.

Вид налога

Поступление в бюджет РФ,

млн. руб.

Удельный вес в консолидированном бюджете РФ, %

Темп роста за три года, %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Налог на имущество физических лиц

15575,8

4940,0

17628,5

0,2

0,05

0,2

131,2

Налог на имущество организаций

421744,7

467533,7

536272,2

5,5

4,8

4,9

127,2

Транспортный налог

75615,3

83202,4

90163,8

1,0

0,9

0,8

119,2

Налог на игорный бизнес

-115,3

85,7

290,9

-

0,0009

0,0026

-

Земельный налог

115354,0

122193,5

140983,9

1,5

1,3

1,3

122,2

Итого налогов на имущество

628174,5

677955,3

785339,3

8,2

7,0

7,2

125,0


По данным таблицы 3 можно сделать следующие выводы. Поступление имущественных налогов в бюджетную систему РФ за 2010-2012 гг. увеличилось на 25 %. При этом удельный вес в консолидированном бюджете снизился на 1 п. п. с 8,2 % до 7,2 %. Из имущественных налогов наибольшую долю в структуре консолидированного бюджета имеют налог на имущество организаций – 4,9 % в 2012 г. Поступления по данному налогу за три года возросли на 27,2 %. Следующим по величине поступлений в структуре бюджета РФ является земельный налог, доля которого снизилась за отчетный период на 0,2 п. п., но в динамике поступлений увеличился на 22,2 %. Удельный вес налога на имущество физических лиц в бюджете не изменился, в стоимостном выражении поступления увеличились на 31,2 %. Наименьший рост поступлений наблюдается по транспортному налогу – на 19,2 % за три года. Можно отметить положительную динамику поступлений по налогу на игорный бизнес, т. к. задолженность в 2010 г. составляла 115,3 млн. руб., в 2012 г. поступило платежей на сумму 290,9 млн. руб. Удельный вес данного налога в бюджете РФ незначителен, но также возрастает в динамике.

Таким образом, налоги на имущество в бюджетной системе РФ имеют сравнительно небольшой удельный вес. Нужно отметить рост поступлений в бюджет по данной группе налогов, что имеет большое значение для обеспечения поступления доходов в бюджетную систему РФ.

 

2.2. Оценка администрирования имущественных налогов налоговыми органами Республики Татарстан

Основная доля имущественных налогов поступают в бюджеты субъектов РФ. Анализ поступлений в бюджет Республики Татарстан проведен в таблице 4 по данным, взятым из официального сайта Федеральной налоговой службы. 

Таблица 4.

Структура поступлений основных администрируемых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2011-1 полугодие 2013 гг., млрд. руб.

Доходы бюджета

2011 г.

Доля в бюджете РТ, %

2012 г.

Доля в бюджете РТ, %

1 полугодие 2013 г.

Доля в бюджете РТ, %

Консолидированный бюджет РТ

122,1

100

147,5

100

68,5

100

Налог на имущество физических лиц

0,17

0,1

0,57

0,4

0,109

0,1

Налог на имущество организаций

9,7

7,9

13,7

9,3

8,4

12,3

Транспортный налог

2,27

1,9

2,8

1,8

0,97

1,4

Земельный налог

4,75

3,9

6,05

4,1

3,2

4,7


По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы. В консолидированный бюджет республики зачислено 147,5 млрд. руб., что на 20,8 % больше, чем в 2011 г.

Поступление земельного налога составило в 2012 г. 6,05 млрд. руб., что на 28,1 % больше поступлений 2011 г., его доля в консолидированном бюджете республики составляет 4,1 %. Рост поступлений обусловлен увеличением ставок налогообложения и кадастровой стоимости земельных участков по ряду муниципальных образований республики, а также ростом количества налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате.

По транспортному налогу в 2012 г. платежи возросли на 23%, составив 2,8 млрд. руб. Рост поступлений обусловлен увеличением в республике количества транспортных средств. Поступление налога на имущество физических лиц составило в 2012 г. 574,3 млн. руб. и возросло по сравнению с 2011 г. в 3,4 раза. Основные факторы роста:

  • в связи с изменениями в налоговом законодательстве в 2011 г. обязанность уплаты налога на имущество физических лиц у граждан отсутствовала;
  • увеличение инвентаризационной стоимости строений (помещений и сооружений).

Поступление налога на имущество организаций возросло к 2012 г. на 40,9% и составило 13,7 млрд. руб. На данный налог приходится наибольший удельный вес в региональном бюджете – 9,3 %. Рост поступлений обусловлен отменой льгот для бюджетных организаций, увеличением налоговой базы за счет ввода в эксплуатацию новых объектов капитального строительства, реконструкцией и модернизацией производственных мощностей, а также приобретением нового имущества.

Для оценки роли отдельных налогов в группе имущественных в региональном бюджете далее представлены диаграммы.

Рис. 2. Структура имущественных налогов в консолидированном бюджете Республики Татарстан за 2010 год, %

По данным рис. 2 можно отметить, что в 2010 г. в группе имущественных налогов наибольший удельный вес приходится на поступления по налогу на имущество организаций – 59 %. Наименьшую долю имеет налог на имущество физических лиц - 3 % от общей суммы доходов. Налог на игорный бизнес в регионе не взимается.

На рис. 3 представлены аналогичные данные за 2011 г.

Рис. 3. Структура имущественных налогов в консолидированном бюджете Республики Татарстан за 2011 год, %

По данным рис. 3 видно, что доля земельного налога в 2011 г. возросла на 3 п. п. и составила 28 %. При этом произошло снижение удельного веса основного имущественного налога на 1 п. п. и доли налога на имущество граждан на 2 п. п.

На рис. 4 представлена структура имущественных налогов региона за 2012 г.

Рис. 4. Структура имущественных налогов в консолидированном бюджете Республики Татарстан за 2012 год, %

Таким образом, взимание имущественных налогов в налоговой системе Республики Татарстан в динамике возрастает. Важное значение вызывает необходимость совершенствовать администрирование данной группы налогов в налоговой системе РФ.

 

3. Совершенствование взимания имущественных налогов в РФ

Компетентными структурами осуществляется анализ развития налоговой системы РФ с целью ее усовершенствования. Налоговая политика, с одной стороны, направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности.

Информация о работе Имущественные налоги в налоговой системе РФ