Иерархия нормативно - правовых актов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 12:19, доклад

Описание работы

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения

Файлы: 1 файл

Иерархия нормативно.docx

— 82.24 Кб (Скачать файл)

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

 

 

Конституция

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Указы Президента

Постановления Правительства

Акты федеральных органов исполнительной власти


 

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты

  • Акты Конституционного суда РФ

Не учитывать их было бы неправильно. Их авторитет, а также влияние на правовую систему переоценить сложно.

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

Особенности правовых актов (нормативно-правовых актов), регулирующих налоговые правоотношения

Как было указано в введении настоящей работы, предметом изучения являются особенности нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, их классификация, статус и т.п.

Множество документов, исходящих от компетентных органов законодательной, исполнительной и судебной властей и устанавливающих единые правила поведения для субъектов налоговых правоотношений, представляет собой единую систему, которую можно представить в виде схемы.

Особое значение отводится нормативно-правовым актам, которые устанавливают общие принципы налогообложения, определяют субъек тов налоговых правоотношений, объекты и т.п.

Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:

– Налоговый кодекс;

– федеральные законы о налогах и сборах;

– законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;

– нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 этого документа.

Вопервых, Налоговый кодекс – единственный нормативный правовой акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Другого такого акта быть не должно. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны проходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Вовторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

Провозглашенный в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства применительно к налоговым правоотно шениям нашел свое отражение в ст. 7 Налогового кодекса. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотренные На логовым кодексом и иными актами налогового законодательства, то применяются правила международного договора.

На практике это означает, что при экономическом сотрудничестве с лицом из другого государства необходимо в первую очередь обращать внимание на наличие соглашения об избежании двойного налогообложения с этим государством или иного соглашения, регулирующего во просы налогообложения на уровне двух и более государств. Если такой договор существует, его нормы будут иметь приоритет по отношению к нормам российского законодательства.

Итак, можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.

Но как и любая отрасль права, налоговое право имеет свою специ фику, которая в настоящей главе будет рассмотрена.

Нормативные акты органов исполнительной власти не включены в состав налогового законодательства. Их роль в регулировании налоговых отношений и порядок издания определены в ст. 4 Налогового кодекса.

Следует сказать, что издание нормативных правовых актов органами исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случае орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором – нормативный пра вовой акт исполнительной власти может появиться только в случае пря мого указания закона.

Именно второй вариант был закреплен в Налоговом кодексе Рос сийской Федерации, ст. 4 которого гласит: Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законода тельством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые ак ты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Так, Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Установление такого порядка было прямо отнесено к компетенции Правительства РФ п. 4 ст. 131 Налогового кодекса.

Другой пример. Пунктом 3 ст. 100 Налогового кодекса Министерству РФ по налогам и сборам предписывалось установить форму и требования к составлению акта налоговой проверки. В соответствии с этим указанием Закона Приказом МНС РФ от 31.03.99 N ГБ316/66 утверждена Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.03.99 N 52 О порядке составления акта выездной налого вой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов, которая прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликована.

До недавнего времени указы Президента Российской Федерации имели значительное влияние на формирование налогового права России.

Это связано со следующими обстоятельствами. В 1993 году право творческая деятельность Верховного Совета Российской Федерации была прервана. В период поэтапной конституционной реформы, до момен та начала работы нового представительного органа России, Федерально го Собрания РФ, указы Президента должны были обеспечивать нормативное регулирование общественных отношений.

Нормы этих указов, хотя они были призваны лишь временно регу лировать отношения в обществе в отсутствие федеральных законов, по своему значению законам не уступали. И, таким образом, указ Прези дента по какомулибо вопросу общественной жизни продолжал действовать до момента принятия федерального закона, посвященного этому же вопросу.

Например, Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 который внес значительные изменения в действовавшую налоговую систему, установив при этом, что предшествующие законы действуют, ес ли не противоречат настоящему Указу.

Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения.

Акты Президента РФ, акты Правительства РФ и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Прези дента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают дейст вовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ).

Вопрос о юридической силе инструкций по применению налого вых законов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изданных до введения в действие Налогового кодекса и широко приме няемых для регулирования отношений в сфере налогообложения, реша ется следующим образом.

Согласно ст. 7 Федерального закона О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты, дейст вующие на территории РФ, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Право издания рассматриваемых инструкций было делегировано Министерству Российской Федерации по налогам и сборам отдельными законами о налогах, которые в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ являются частью системы налогового законодательства. Таким образом, издание указанных нормативных актов прямо предусмотрено зако нодательством о налогах и сборах. До приведения их в соответствие с частью первой Налогового кодекса они должны применяться в части, не противоречащей положениям Кодекса.

Иерархическая лестница подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения выстраивается в соответствии с объемом компетенции и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов государственной власти и выглядит следующим образом:

– указы Президента в случаях, предусмотренных законом;

– указы Президента, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;

– постановления Правительства в случаях, предусмотренных зако ном;

– постановления Правительства, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;

– нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом;

– нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налого вому кодексу.

Статьей 4 Налогового кодекса Министерству Российской Федера ции по налогам и сборам, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, органам государственных внебюджетных фондов предоставлено право издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Эти документы издаются в целях единообразного применения на логового законодательства налоговыми, финансовыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов и не являются обязательными для налогоплательщиков.

В качестве примера можно привести Методические указания для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с уче та налогоплательщика – организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые были направлены тер риториальным налоговым органам для использования в работе письмом МНС РФ от 31.12.98 N ВП612/932@.

Нормативно-правовые акты , регулирующие любые правоотношения, представляют собой совокупность законодательных и подза конных актов , которые обязательны для исполнения всеми субъектами правоотношений при соблюдении условий принятия и вступления указанных актов в законную силу.

В 1999 году Налоговым Кодексом РФ был введен такой термин как законодательство о налогах и сборах. В зависимости от уровня принимаемого акта законодательство о налогах и сборах состоит из:

1.           Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

2.           Законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация о работе Иерархия нормативно - правовых актов РФ