Характеристика налогов на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

При изучении данного вопроса рассмотрим два налога – региональный: налог на имущество организаций и местный – налог на имущество физических лиц.
Налог на имущество организаций с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога. В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая с 1 января 2004 заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок и, в частности, в целях подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по рег и мест налогам 2013.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть. Характеристика налогов на имущество

При изучении данного  вопроса рассмотрим два налога –  региональный: налог на имущество организаций и местный – налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество  организаций с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога. В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая с 1 января 2004 заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок и, в частности, в целях подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.

Особый порядок  определения налоговой базы установлен также для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории РФ, но не осуществляющих деятельности на этой территории.

Исходя из статуса  данного налога, он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Они же устанавливают конкретные ставки этого налога, дополнительные, сверх предусмотренных Налоговых кодексом РФ, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанные региональные органы определяют также порядок и сроки уплаты данного налога, форму отчетности по нему.

Налогоплательщиками по налогу являются практически все российские организации, включая финансируемые из бюджетов всех уровней.

К числу плательщиков налога относятся также иностранные  организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в России через постоянные представительства, но имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, тоже являются плательщиками налога. .

Таким образом, платить налог на имущество обязаны компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие недвижимое имущество на российской территории.

Объектом налогообложения для российских организаций определено учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность.

Для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. При этом иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения  для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признано находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Законодательством установлен и ряд объектов движимого и недвижимого имущества, которые не являются объектами налогообложения.

К ним, в частности, относятся земельные участки  и иные объекты природопользования, в том числе водные объекты и другие природные ресурсы.

Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба. При этом данное оборудование должно  использоваться этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка. .

Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике конкретной организации.

Особый порядок  определения стоимости имущества установлен  для отдельных видов основных средств, по которым  не предусмотрено начисление амортизации.  Стоимость указанных объектов имущества для целей налогообложения определяется в этом случае как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой в конце каждого налогового или отчетного периода по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета.

Определенные  особенности формирования налоговой  базы имеются в части объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в нашей стране через постоянные представительства, а также в части таких объектов иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.  Она определяется как инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Сведения об инвентаризационной стоимости каждого  такого объекта обязаны сообщать в налоговый орган по его местонахождению уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества. Указанные сведения должны быть переданы в налоговый орган в течение 10 дней со дня оценки или переоценки указанных объектов.

Необходимо  особо подчеркнуть, что налоговая  база должна рассчитываться отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации или месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.  

Отдельно рассчитывается налоговая база и по имуществу  каждого обособленного подразделения  организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта  недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации.

Также подлежит отдельному расчету налоговая база по имуществу обособленных подразделений  организации, имеющих отдельный  баланс, по имуществу постоянного  представительства иностранной  организации, а также в части имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Для расчета  налоговой базы и суммы налога необходимо определить среднегодовую стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения, за налоговый или отчетный период.

Среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового или отчетного периода и 1-е число следующего за налоговым или отчетным периодом месяца, на количество месяцев в соответствующем периоде, увеличенное на единицу.

Некоторые особенности  расчета налоговой базы установлены  в части недвижимого имущества  иностранных организаций. Она принимается  в размере инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кроме того, установлен особый порядок определения налоговой  базы в рамках договора простого товарищества или договора о совместной деятельности. .

Налоговая база в этом случае определяется исходя из остаточной стоимости являющегося объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества или договору о совместной деятельности. При этом должно учитываться также другое имущество (по остаточной стоимости), приобретенное или созданное в процессе совместной деятельности и составляющее общее имущество товарищей.

Каждый участник договора простого товарищества должен производить исчисление и уплату налога в части являющегося объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В части имущества, приобретенного и созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику – участнику договора простого товарищества или договора о совместной деятельности сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом данное лицо должно также сообщить сведения, необходимые для определения налоговой базы по каждому налогоплательщику.

Особенностью  налогообложения имущества, переданного  в доверительное управление, а также имущества, приобретенного в рамках договора доверительного управления, является то, что оно подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций установлен календарный год.

Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении налога могут не устанавливать отчетные периоды.

Как уже отмечалось, налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ. При этом она не может превышать 2,2 % к налоговой базе.

Одновременно  с этим федеральное законодательство допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признанного объектом налогообложения.

Поскольку налог  на имущество является региональным, федеральное законодательство установило достаточно узкий перечень организаций, имущество которых не должно облагаться налогом, обязательный на всей территории страны перечень льгот по налогу, а также объектов, не подлежащих налогообложению.

В частности, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы в части имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Не подлежат налогообложению также религиозные  организации в части имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Освобождены от налогообложения и общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как  союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Эта льгота распространяется исключительно на имущество, используемое для осуществления уставной деятельности данных организаций. .

Кроме того, организации, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, освобождается от уплаты налога при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

При этом льготируется имущество, используемое для производства или реализации товаров (за исключением  подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых), а также работ и услуг (за исключением  брокерских и иных посреднических услуг).

Не должен платиться  налог в части объектов, признанных в установленном порядке памятниками истории и культуры федерального значения.

Налоговая льгота распространяется также на ядерные  установки, используемые для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

Освобождены от уплаты налога ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.

Не облагаются налогом также железнодорожные  пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не взимается  налог и с космических объектов.

В полном размере  освобождено от налогообложения  имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, а также имущество государственных научных центров.

В течение 5 лет  с момента постановки на учет освобождается от налогообложения имущество в той его части, которая учитывается на балансе организации – резидента особой экономической зоны. Указанная льгота предоставляется только в отношении оборудования, которое создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны. При этом данное оборудование должно быть расположено на территории данной особой экономической зоны.

Освобождены от налогообложения организации в  отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

По итогам каждого  отчетного периода налогоплательщик обязан исчислить и внести в бюджет сумму авансового платежа по налогу в размере 1/ 4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

При этом сумма  авансового платежа по налогу в части  объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/ 4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Информация о работе Характеристика налогов на имущество