Государственная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Государственная пошлина является одним из старейших сборов в налоговой системе России. Еще в "Повести временных лет" упоминается так называемый "мыт", что означает пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Так же она взималась в форме торговых и судебных пошлин.

Файлы: 1 файл

контрольная по налогам.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Государственная пошлина является одним из старейших сборов в налоговой системе России. Еще в "Повести временных лет" упоминается так называемый "мыт", что означает пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Так же она взималась в форме торговых и судебных пошлин.

Особое внимание к институту государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, регулирующий порядок взимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался и модернизировался. Серьезные изменения по ставкам государственной пошлины были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. В 1991 году уже на территории Российской Федерации вступил в силу Закон "О государственной пошлине". С момента принятия Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» прошло достаточно много времени, за которое претерпело существенное изменение не только налоговое законодательство, к которому относится упомянутый закон, но и экономика. В связи с этим 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ был принят Федеральный закон "О государственной пошлине" в новой редакции, который введен в действие с момента его официального опубликования - 13 января 1996 г.

В 2000 г. в Российской Федерации была принята вторая часть Налогового Кодекса, вступившая в силу с 1 января 2001 года. Впервые государственная пошлина нашла свое отражение в Законе, а не подзаконных актах или актах министерств и ведомств. Государственная пошлина является федеральным налогом, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей территории Российской Федерации.

Основной целью работы является раскрытие понятия государственной пошлины и её роли в налоговой системе Российской Федерации.

 

  1. Понятие и значение государственной пошлины

1.1 Понятие государственной  пошлины и принципы ее формирования

 

Глава 25.3 «Государственная пошлина» введена в Налоговый Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 2 ноября 2004 г . № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и вступила в силу с 1 января 2005 года. С этой даты размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений, лицензий или регистрацией устанавливается данной главой.

Государственная пошлина — это федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины:

- обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;

- определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;

- фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;

- учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

 

    1. Место государственной пошлины в налоговой системе Российской Федерации

 

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Государственная пошлина является сбором, взимаемым на федеральном уровне. Поступления в бюджет в составе налоговых доходов от госпошлины составляют наименьшее значение. Но, несмотря на это, он так же важен для формирования доходной части бюджета как основные бюджетообразующие налоги, такие как НДС и налог на прибыль организаций.

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов.

 

1.3 Экономическое содержание  государственной пошлины

 

Сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти и государственного управления Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Можно выделить 3 фактора, совокупность которых определяет экономическую и социальную роль государственной пошлины в современном обществе:

1) наличие общественных потребностей, которые могут быть удовлетворены лишь государством или муниципальным образованием;

2) отсутствие у муниципальных образований доходов от принадлежащей им собственности, достаточных для удовлетворения указанных потребностей;

3) имущественная самостоятельность экономических агентов, юридическим выражением которой является право частной собственности на принадлежащее им имущество.

 

    1. Виды государственной пошлины

 

Все уплачиваемые государственные пошлины можно разделить по различным видам. Во-первых, их можно разделить по объекту обложения на две группы:

1. Плата за получение различных документов.

2. Плата за выполнение услуг нотариального, судебного характера.

Во-вторых, по способу взимания государственная пошлина, может быть, простой, пропорциональной и смешанной.

В-третьих, можно разделить государственную пошлину по срокам уплаты:

1. До совершения юридически значимых действий, предусмотренных законодательством.

2. После совершения юридически значимого действия, предусмотренного законодательством.

В-четвёртых, государственную пошлину можно разделить по видам оплаты. Здесь выделяют оплату в наличной и безналичной форме.

В-пятых, государственную пошлину необходимо разделить по видам плательщиков:

1. Плательщики, которые уплачивают государственную пошлину в полном объёме.

2. Плательщики, имеющие право получить отсрочку или рассрочку платежа.

3. Плательщики, имеющие право на уменьшение размера государственной пошлины.

4. Плательщики, полностью освобождаемые от уплаты государственной пошлины.

5.  Плательщики, имеющие право на частичное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Также можно выделить несколько видов государственной пошлины:

1. Судебная госпошлина. К ней относятся: запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд, исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды, в суды общей юрисдикции и мировым судьям.

2. Нотариальная госпошлина. Нотариальные действия.

3. Регистрационная госпошлина. Государственная регистрация актов гражданского состояния, программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация.

4. Административная госпошлина. Выдача документов, связанных с приобретением и выходом из гражданства, въездом и выездом из России, а также осуществление федерального пробирного надзора.

 

 

  1. Порядок исчисления, учета и возврата государственной пошлины

2.1 Порядок и сроки уплаты  государственной пошлины

 

Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации, в суды  общей юрисдикции, арбитражные суды  или к мировым судьям - до подачи  запроса, ходатайства, заявления, искового  заявления, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной жалобы;

2) плательщики, обращающиеся  за совершением юридически значимых  действий и выступающие ответчиками  в судах общей юрисдикции, арбитражных  судах или по делам, рассматриваемым  мировыми судьями - в десятидневный  срок со дня вступления в  законную силу решения суда;

3) при обращении за  совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных  действий;

4) при обращении за  выдачей документов и их дубликатов - до выдачи документов и их  дубликатов;

5) при обращении за  проставлением апостиля - до проставления апостиля;

6) при обращении за  ежегодным подтверждением регистрации  судна - не позднее 31 марта года, следующего  за годом регистрации судна  или за последним годом, в котором  было осуществлено такое подтверждение;

6) при обращении за  совершением юридически значимых  действий - до подачи заявлений  и документов на совершение  таких действий либо до подачи  соответствующих документов.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком. В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом, не освобожденным от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа или должностного лица, осуществившего выдачу документа.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства, в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

 

2.2 Основание возврата, зачета  государственной пошлины

 

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной  пошлины в большем размере;

2) возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии  судами либо отказа в совершении  нотариальных действий. Если государственная  пошлина не возвращена, ее сумма  засчитывается в счет уплаты  государственной пошлины при  повторном предъявлении иска;

3) прекращения производства  по делу или оставления заявления  без рассмотрения судом общей  юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату подлежит 50% суммы уплаченной государственной пошлины.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд;

4) отказа лиц, уплативших  государственную пошлину, от совершения  юридически значимого действия  до обращения в уполномоченный  орган;

5) отказа в выдаче паспорта  гражданина Российской Федерации  для выезда и въезда в Российскую  Федерацию;

6) направления заявителю  уведомления о принятии его  заявления об отзыве заявки  на государственную регистрацию  программы для ЭВМ, базы данных  и топологии интегральной микросхемы  до даты регистрации.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

Заявление о возврате излишне уплаченной, взысканной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, должностному лицу.

К заявлению о возврате излишне уплаченной, взысканной суммы прилагаются подлинные платежные документы, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Решение о возврате излишне уплаченной, взысканной суммы принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена, взыскана государственная пошлина.

Информация о работе Государственная пошлина