Государственные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. Необходимо заметить, что и ранее регулированию взимания государственной пошлины придавалось немаловажное значение. Изначально порядок взимания государственной пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной пошлины 5
1.1. Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования 5
1.2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 6
1.3. Виды государственной пошлины 8
Глава 2. Экономические основы уплаты государственной пошлины 12
2.1. Плательщики государственной пошлины, объекты обложения,
система ставок, порядок и сроки уплаты 12
2.2. Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за
государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие
юридически значимые действия 15
2.3. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с
приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ,
а также с въездом в РФ или выездом из РФ 18
2.4. Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за государственную регистрацию и прочих значимых действий 19
Глава 3. Особенности предоставления государственной пошлины 22
3.1. Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц 22
3.2. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины 24
Заключение 27
Библиографический список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Государственная пошлина Спицина.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

Глава 1. Теоретические  основы формирования государственной  пошлины 5

1.1. Понятие государственной  пошлины и принципы ее формирования  5

1.2. Место государственной  пошлины в налоговой системе  РФ   6

1.3. Виды государственной пошлины       8

Глава 2. Экономические  основы уплаты государственной пошлины  12

2.1. Плательщики государственной  пошлины, объекты обложения, 

       система ставок, порядок и сроки уплаты      12

2.2. Особенности уплаты  и размеры государственной пошлины за

       государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие

       юридически значимые действия       15

2.3. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с          

       приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ,

       а также с въездом в РФ или выездом из РФ      18

2.4. Особенности уплаты и размеры государственной пошлины за государственную регистрацию        и прочих значимых действий    19

Глава 3. Особенности предоставления государственной пошлины  22

3.1. Льготы по государственной  пошлине для отдельных категорий  лиц 22

3.2. Основания и порядок  возврата или зачета государственной  пошлины 24

Заключение           27

Библиографический список использованных источников    30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фактически ни одно государство, при  формировании своего бюджета, не может  обойтись без использования в  своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов  имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

Актуальность темы работы заключается  в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. Необходимо заметить, что и ранее регулированию взимания государственной пошлины придавалось немаловажное значение.

Изначально порядок взимания государственной  пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).

Таким образом, исследование института  государственной пошлины представляется весьма интересным с научной точки  зрения, а именно проследить эволюцию объекта исследования, заметить процесс совершенствования механизма уплаты государственной пошлины и ее роли в налоговой системе страны.

Предметом исследования курсовой работы является рассмотрение механизма нормативно-правового  регулирования института государственной пошлины, а объектом государственная пошлина и ее роль в налоговой системе Российской Федерации.

Объектом исследования данной курсовой работы является один из сборов, уплачиваемых на территории РФ, а именно государственная пошлина.

Целью работы является анализ системы налогообложения по уплате государственной пошлины.

В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с  ней задачи:

1) дать характеристику  понятию и значению госпошлины;

2) определить плательщиков, объект обложения, порядок и сроки уплаты госпошлины;

3) рассмотреть виды, размер  ставок и льготы по госпошлине;

4) определить основания  и порядок возврата или зачета  государственной пошлины.

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования государственной  пошлины

 

1.1. Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

 

В современных условиях государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных  в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ранее законодательно определение  понятия государственной пошлины  давалось в ст. 1 Закона РФ "О государственной  пошлине", согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной  пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в  соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная  пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной  пошлины. Основными признаками сбора  и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

 

    1.2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ

 

Государственная пошлина  зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных  случаях государственная пошлина  зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Государственная пошлина  относится к налогам со стоимости  исковых заявлений и сделок имущественного характера.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Место государственной  пошлины в доходной части бюджета

 

Центральное место в  финансовой системе занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная  система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Таким образом, сумма  налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По мнению автора курсовой работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

1) Пересмотр размеров  ставок государственных пошлин  – наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;

2) Сокращение числа  льгот по уплате государственных  пошлин – наиболее оптимальное  решение, по этому пути уже  пошел законодатель, отменив большую  часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

В том случае, если оставить все без изменений систему  государственных пошлин можно вообще отменить, так как в скором времени  сумма от их поступлений не будет покрывать ни одну из расходных статей бюджета.

 

1.3. Виды государственной пошлины

 

Виды государственной  пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних  дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  Российской Федерации, выходом  из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные органы  исполнительной власти по вопросам  официальной регистрации программы  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;

7) в иные государственные  органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.

На юридически значимые действия государство назначает выплату, которая и называется госпошлиной. Так же госпошлина выплачивается при выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства должностные полномочия. Госпошлина в Российской Федерации относится к обязательному и действующему на всей территории страны платежу. Собственно в статье 13 Налогового Кодекса разъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам и сборам. И каждый уплачивающий госпошлину, кроме как обычным плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И это его обязывает в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместо кого-то другого в Налоговом кодексе не предусмотрена. По виду и названию юридически значимых действий различают многие виды пошлин. В большинстве своем госпошлины это регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся по виду и названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные, биржевые, наследственные, почтовые, патентные и прочие виды пошлин. Расшифруем на примерах таможенных видов пошлин. Итак, таможенная пошлина – государственный налог в соответствии с таможенным тарифом с провозимых через границу страны товаров. По тому, что за вид объекта подлежит обложению, подразделяют на ввозимые или импортные, вывозимые или экспортные и таможенные транзитного вида пошлины. По тому, какой метод применяется для исчисления пошлин, есть классификация, подразделяющая таможенные пошлины на адвалорные, специфического и комбинированного вида таможенные пошлины. Оплачиваемая по адвалорному виду таможенная пошлина начисляется в процентах на таможенную стоимость товаров подлежащих обложению. Оплачиваемая по специфическому виду таможенная пошлина берется с учетом физических характеристик товара: его веса или объема и т.п. Оплачиваемая по комбинированному виду таможенная пошлина соединяет в себе два предыдущих вида таможенного обложения. Различают еще много подвидов пошлины относящихся к таможенному виду. Тут и антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины, и возвратный подвид импортной таможенной пошлины, и дифференциальный вид таможенной пошлины и защитная пошлина. Каждый из этих видов сборов или налогов носит для государства смысловую нагрузку, регулирующую ту или иную экономическую ситуацию. Так антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины облагает товары, цена на которые ниже средних цен мирового рынка. Защитная пошлина необходима для защиты производителей товара внутри страны от конкурирующего давления иностранных производителей. А специальный вид таможенной пошлины государство применяет сверх ставки обычной таможенной пошлины при необходимости в специальных мерах защиты государственных интересов в сфере таможни. Не только в таможенном направлении присутствует госпошлина. Во многих видах юридических отношений мы сталкиваемся с вопросом уплаты госпошлины. Так, например, в ст. 90 и 91 арбитражно-процессуального кодекса описаны случаи, в которых, физические и юридические лица, обратившиеся в арбитражный суд, уплачивают разного вида госпошлину. С уплатой госпошлины также связаны юридические ситуации, которые относятся к сфере регистрации прав на недвижимость. Так при обращении гражданина по вопросу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и каких-либо сделок с ним, и, кроме того, даже за информацией о наличии зарегистрированных прав, за какими то иными документами вместе с заявлением о государственной регистрации своих прав заявитель обязан предъявить документ с отметкой банка об уплате госпошлины. Такие ситуации наблюдаются во многих сферах, где явно или неявно присутствует государство. Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы в той или иной сфере экономической деятельности.

Информация о работе Государственные пошлины