Федеральные и региональные налоги и сборы : характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Налоги — необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений
Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Файлы: 1 файл

налогооблажение.docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла  величина налога, перечисленного в  казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли. Положительные качества налога проистекают  из двойственности его природы: с  одной стороны, он удерживается при  совершении каждой сделке, что позволяет  делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара.

 Общей тенденцией для всех  стран, установивших НДС, явилось  быстрое превращение этого налога  в один из главных в налоговой  системе. Во Франции на долю  НДС приходится 45 % всех налоговых  поступлений в бюджет, в Великобритании  и Германии - 50 %. На его долю  приходиться в среднем 13,8 % налоговых  поступлений

Налог на добавленную стоимость  самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую  систему Узбекистана. Его традиционно  относят к категории универсальных  косвенных налогов, которые в  виде своеобразных надбавок взимаются  через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется  у налогоплательщиков, то при косвенном  – источник налога поступает налогоплательщику  в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Отличительной чертой косвенных налогов  является также то обстоятельство, что с экономической точки  зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда  цена товара ограничивается платежеспособностью  покупателя, косвенный налог, в частности  НДС, уменьшает прибыль производителя  и таким образом становится прямым налогом.

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с  оборота, когда каждый торговец добавляет  в выписываемые им счета-фактуры  этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления  информации в налоговые органы. Однако продавец имеет право вычитать сумму  налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а  его бремя ложится в итоге  не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система  налогообложения создана для  того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что  товары и услуги проходят длинный  путь к потребителю; при системе  НДС все товары и услуги несут  в себе только налог, который взимается  при окончательной продаже товаров  потребителю. Процентная ставка может  различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Впервые НДС был введен во Франции  в 1958, сейчас его взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует  в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

Налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В данном случае под добавленной  стоимостью понимаются, в основном, расходы на оплату труда, соответствующие  им отчисления на социальные нужды (в  Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и прибыль предприятия. Для подакцизных товаров в налогооблагаемую базу включается также и сумма акцизов. На законодательном уровне произошло разделение определения налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Важным является определение облагаемого  оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Облагаемый налогом оборот – это  стоимость реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налог  на добавленную стоимость. Исчисляется  исходя из:

  свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них налога наü добавленную стоимость;

  государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, (без включения в нихü налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие);

  государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себяü налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые потребительские товары и услуги, оказываемые населению.

В облагаемый оборот включаются также  суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализованные  ими товары (работы и услуги) в  виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт увеличения прибыли, суммы  авансовых и иных платежей, поступившие  в счёт предстоящих поставок или  выполнения работ и услуг на расчётный  счёт, и суммы, полученные в порядке  частичной оплаты по расчётным документам за реализованные товары, работы и услуги.

На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги) по ценам  не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется  рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость, реализовало (или реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше её фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации этой продукции.

При реализации продукции по ценам  ниже себестоимости (речь идёт о приобретенной  продукции у другого предприятия  для дальнейшей перепродажи) возникающая  отрицательная разница между  суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными после  реализации продукции, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих  платежей или возмещению из бюджета  не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц – исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, то к данной продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической себестоимости.

При использовании внутри предприятия  товаров собственного производства, затраты по которым не относятся  на издержки производства и обращения, используется стоимость аналогичных товаров, а при их отсутствии – фактическая себестоимость.

При натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым оборотом будет стоимость товаров, исходя из свободных розничных цен, включая торговую надбавку, а если на эти товары применяются государственные  регулируемые цены – исходя из этих цен.

НДС - многоступенчатый налог, взимаемый на каждой стадии или каждом этапе процесса производства и сбыта. В ходе хозяйственной деятельности предприятие приобретает у поставщиков товары и сырье и производит продукцию или услугу, т. е. создает добавленную стоимость путем переработки, производства и (или) сбыта.

Работая в режиме обложения НДС, каждый уплачивает налог с добавленной  им в процессе производства и обращения  стоимости. В результате этого одна и та же добавленная стоимость  никогда не облагается дважды, то есть эффекта по нарастающей не происходит. Более того, на заключительной стадии сумма всех добавленных стоимостей по ходу процесса, так же, как и сумма всех разностей между продажами и покупками равна потребительской цене минус налог. Иными словами, общая сумма НДС на каждой стадии производства и реализации равна налогу, взимаемому при продаже товара продавцом конечному потребителю или пользователю.

НДС не приводит к каким-либо ценовым  перекосам при условии, что число  освобождений от его уплаты невелико, а нулевая ставка используется не слишком широко, то есть, если НДС применяется без исключений или льгот, его влияние на структуру экономики будет минимальным.

Поскольку хозяйствующие субъекты, применяющие специальные режимы налогообложения, не имеют права  выписывать счета-фактуры с НДС, предприятиям – плательщикам НДС  приходится, принимая во внимание зачетный метод исчисления НДС, осуществлять уплату налога с полного оборота  по реализации без права на зачет  суммы налога по материальным ресурсам.

Многие страны освобождают мелких предпринимателей с годовым оборотом ниже установленного уровня, который  называется «порогом регистрации», от обязанности регистрироваться, заполнять  налоговые декларации, платить НДС и вести соответствующую отчетность. При этом в большинстве случаев проблемы с зачетом НДС не возникают, так как основная масса мелких предпринимателей и малых предприятий, попадающих под освобождение от НДС, реализует свою продукцию конечному потребителю. Например, в Бельгии и Греции мелкие предприниматели освобождаются от НДС в зависимости от того, какими видами деятельности они занимаются. В частности, от НДС освобождены торговля вразнос, уличная торговля или дешевые магазины. Более того, во многих странах освобождение субъектов малого бизнеса от НДС зависит от самого предпринимателя, т. е. ему предоставляется право выбора - быть плательщиком НДС или пользоваться льготой и соответственно быть освобожденным от НДС. Во Франции достаточно сложная система предположительных оценок, не имеющая регистрационного порога, но требующая индивидуального подхода к каждому отдельному случаю при расчетах налоговых обязательств. Аналогичным образом в Испании рассчитываются налоговые обязательства мелких предпринимателей по НДС на основе нескольких внешних показателей, например, величины производственного помещения, его месторасположения, числа работников и т. д.

Мировой опыт подтверждает, что в целях избежания искажений при освобождении субъектов малого бизнеса от НДС необходимы специфические подходы.

Учитывая зарубежный опыт и условия  функционирования особой категории  плательщиков в Узбекистане, следовало  бы в дальнейшем рассмотреть вопрос предоставления права добровольной уплаты НДС и остальным плательщикам, применяющим специальные режимы.

Существующие в настоящее время  условия и порядок взимания НДС  делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.

Рассматривая экономическую и  юридическую природу НДС необходимо отметить, что в различных странах  мира используются свои методики его  исчисления и уплаты. Причем очень  многое зависит от того, какой принцип  в определении добавленной стоимости  будет положен в основу.

Так, добавленной стоимостью можно  представить как сумму заработной платы (V) и получаемой прибыли (М). С  другой стороны добавленную стоимость  можно определить как разность между  выручкой от реализации товаров (О) и  производственных затрат (I).

Основываясь на этих двух методах  можно выделить четыре основных механизма  расчета НДС:

- R (V+M), где R-ставка налога;

- RV + RM;

- R (O-I);

- RO-RI.

При таких условиях, когда при  исчислении НДС могут быть использованы различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно установленный порядок исчисления НДС.

Специалисты в области налогообложения  называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС:

  он обеспечивает высокие процентные государственные доходы,

  ему свойственны нейтральность и, конечно же,

  эффективность.

В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой  опыт свидетельствует, что налоговая  система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений  в бюджет.

НДС имеет преимущества, как для  государства, так и для налогоплательщика.

Информация о работе Федеральные и региональные налоги и сборы : характеристика