Федеральные и региональные налоги и сборы : характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Налоги — необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений
Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Файлы: 1 файл

налогооблажение.docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

 

  1. Федеральные и региональные налоги и сборы : характеристика

Налоги — необходимое звено  экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма  финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным  инструментом государственного регулирования  социально-экономических отношений

Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы  налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов  и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность  позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Налоговая система — это совокупность установленных в государстве  существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:

- принципы налогообложения;

- порядок установления и введения  налогов;

- система налогов;

- порядок распределения налоговых  поступлений между бюджетами  различных уровней;

- права и обязанности участников  налоговых отношений;

- формы и методы налогового  контроля;

- ответственность участников налоговых  отношений;

- способы защиты прав и интересов  участников налоговых отношений.

В пункте 1 ст. 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и  сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

1. федеральные налоги и сборы;

2. региональные налоги и сборы,  т.е. налоги и сборы субъектов  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов;

3. местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы  налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов  различных уровней в отношении  конкретных видов налогов и сборов.

Под федеральными налогами и сборами  понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ;

2. обязательны к уплате на  всей территории Российской Федерации.

Налоги и сборы, включенные в  систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в  соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой  налоги и сборы обязательны к  уплате.

При этом следует отметить, что  принадлежность налога (сбора) к конкретному  уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных  бюджетов. Законодатель, например, может  предусмотреть полное или частичное  закрепление конкретных федеральных  налогов в качестве источника  доходов региональных и местных  бюджетов. В соответствии с законодательством  часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Федеральные налоги и сборы обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных  налогов могут быть отменены при  использовании специальных налоговых режимов.

Налог на добавленную стоимость - НДС - является косвенным налогом и  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между  суммой налога, выставленной покупателям, которая отражается в книге продаж, и суммой налога, предъявленной поставщиками, отраженной в книге покупок.

Налог на доходы физических лиц - НДФЛ - основной вид прямых налогов, рассчитываемый как процент от совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на сумму  установленных законодательством  вычетов. Исчисление и уплата налога, а также составление налоговой  декларации по НДФЛ осуществляется работодателями, у которых налогоплательщики (физические лица) получили доходы, в остальных  случаях - самими налогоплательщиками.

Налог на прибыль организаций представляет собой процент от прибыли - разницы  сумм доходов организации и сумм понесенных ей расходов. Является прямым налогом. Уплата налога на прибыль осуществляется посредством авансовых платежей на основании налоговой декларации. Ставка налога составляет 20%.

Акцизы - это вид косвенных налогов, устанавливаемых внутри страны в  основном на предметы массового потребления (алкогольная и табачная продукция, автомобили, топливо и др.), а также  на коммунальные, транспортные и другие услуги. Акциз включается в цену товаров или услуг. Ставки акцизов  устанавливаются отдельно для каждого вида подакцизных товаров.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с юридических и  физических лиц при их обращении  в государственные или иные органы, или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий: выдачи документов или их копий, разрешений, лицензий. Размер пошлины зависит  от вида совершаемых юридически значимых действий. Обычно уплата госпошлины производится до их совершения.

Налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ. Полезным ископаемым является продукция  горнодобывающей промышленности и  разработки карьеров, содержащаяся в  фактически добытом из недр минеральном  сырье. Оценка стоимости добытых  полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании цен  их реализации либо их расчетной стоимости.

 Водный налог. Налогоплательщиками  водного налога признаются организации  и физические лица, осуществляющие  специальное или особое водопользование  в соответствии с законодательством  РФ: забор воды из водных объектов, использование акватории водных  объектов, использование водных объектов для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей сплава древесины.

 Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов уплачивают лица, имеющие  лицензию или разрешение на  добычу указанных объектов. Уплачиваются  при получении лицензии, либо  в течение срока действия разрешения  на добычу.

Региональные налоги устанавливаются (а также вводятся и прекращают свое действие) законами субъектов  Российской Федерации о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов. Как  и федеральные, отдельные виды региональных налогов могут отменяться специальными налоговыми режимами.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения  и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

  Налогоплательщиками налога  на имущество организаций являются  организации, имеющие движимое  и недвижимое имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов  основных средств, за исключением  земельных участков и имущества,  принадлежащего на праве оперативного  управления федеральным органам  исполнительной власти. Налоговая  база определяется как среднегодовая  остаточная стоимость указанного  имущества. Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской  Федерации и не могут превышать  2,2 процента.

 Транспортный налог обязаны  уплачивать лица, на которых зарегистрированы  транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы  и др., воздушный и водный транспорт,  снегоходы, мотосани. Ставки налога  устанавливается по каждому виду  транспортных средств.

 Налог на игорный бизнес  платят лица, занимающиеся предпринимательством  в сфере игорного бизнеса. Объектами  налогообложения признаются: игровые  столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор. По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

 

 

  1. Организация контрольной работы Инспекции ФНС России: учёт налогоплательщиков, особенности контроля налогообложения организаций и физических лиц.

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий  налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере  налогообложения. Именно в рамках налогового контроля реализуются государственные  интересы в области бюджета, финансов и налогов.

Бесперебойное финансирование предусмотренных  бюджетами различных уровней  мероприятий требует систематического пополнения финансовыми ресурсами, что достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими  лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим  налоговым законодательством и  другими нормативными актами плательщики  обязаны уплачивать указанные платежи  в установленных размерах и в  определенные сроки.

На практике юридические и физические лица часто допускают несвоевременную  уплату налогов в связи с рядом  различных причин, в частности  из-за отсутствия необходимых денежных средств, несвоевременной сдачи  документов в банк на уплату сумм налогов  в бюджет, уклонения от их уплаты.

В связи с этим на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. НК РФ дает перечень форм налогового контроля: налоговые  проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Все  формы налогового контроля перечислены  в Налоговом кодексе, ни налоговые  органы, ни Правительство не могут самостоятельно вводить в их число иные формы контроля.

Вместе с тем формы, указанные  в НК РФ, при их практической реализации очень часто смешиваются и  пересекаются: в рамках налоговых  проверок проводятся проверки данных учета и отчетности, в рамках выездных проверок проводятся получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, осмотр помещений  и территорий. Поэтому фактически налоговый контроль сводится к проведению налоговых проверок и текущему контролю на налоговых постах, хотя случается  и самостоятельное применение форм налогового контроля.

формированием государственных доходов  и рациональным их использованием;

улучшение взаимодействия и координации  деятельности контрольных органов  в Российской Федерации;

проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций  и физических лиц;

проверка целевого использования  налоговых льгот;

пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Основной из всех вышеперечисленных  задач налогового контроля является обеспечение экономической (финансовой) безопасности государства, поэтому  основными методами налогового контроля должны стать прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже  затем - применение карательных санкций  для возможных в будущем правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налог на добавленную стоимость: назначение, плательщики, объекты налогообложения, ставки налога

Существуют две большие группы налогов с оборота: кумулятивные налоги и налоги разового удержания. Слияние этих двух типов налогов  и дало начало налогу единичного и  частичного удержания, который получил  название НДС.

Кумулятивные налоги, так называемые «многоступенчатые», удерживаются с  общей стоимости каждой операции. Они позволяют делать значительные сборы, несмотря на относительно низкие ставки. Более того, их удержание  не составляет большого труда, так как  взимаются они, без каких либо исключений, со всех операций, которые  были совершены с товаром в  ходе его производства и обращения. Но, в то же время, они оказывают  значительное давление на цену товара, особенно в индустриальных странах, где развито разделение труда, побуждая предприятия сокращать циклы  производства и обращения товаров. Этот значительный недостаток кумулятивных налогов послужил причиной того, что  данные налоги практически полностью  исчезли из налоговых систем промышленных держав.

Налоги разового удержания, как  указывает их наименование, взимаются  один раз, со всей стоимости продукта на одной строго определенной стадии. Налог может удерживаться на стадии как производства, так и реализации (старый налог с оборота во Франции), а также в момент перехода от оптовой к розничной торговле (Австралия, Финляндия) или при розничной торговле (США). Налог с оборота разового удержания приносит в казну не настолько много сборов, как кумулятивные, хотя его ставки относительно велики, что побуждает к налоговому мошенничеству.

В то же время, величина сборов по этим налогам плохо прогнозируема, так  как какие-либо проблемы у непосредственного  налогоплательщика лишают казну  всей суммы налога, которая подлежала  бы удержанию с этого продукта. В конце концов, его сложно исчислять: расчеты между предприятиями еще до стадии удержания налога должны принимать во внимание его конечное удержание. Тем не менее, данный тип налога дает несколько неоспоримых преимуществ: они не накапливаются в цене товара как кумулятивные, и доход от них не зависит от продолжительности экономического цикла, структуры производства и распределения. Более того, возможно освобождение от налогообложения экспорта, что положительно влияет на международную торговлю. Налог на добавленную стоимость как раз и явился объединением кумулятивного налога и налога разового удержания. Как и кумулятивные налоги, он взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках.

Информация о работе Федеральные и региональные налоги и сборы : характеристика