Анализ состава и структуры налоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Аналитическая часть________________________________________5
1.1 Понятие налоговых доходов федерального бюджета__________________5
1.2.нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет________________________________________________10
1.3. Анализ состава и структуры налоговых доходов____________________11
1.4. Анализ динамики налоговых доходов_____________________________22
Глава 2. Расчетная часть___________________________________________25
2.1. Анализ структуры налоговых доходов основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности____________________________25
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Распечатать.docx

— 57.85 Кб (Скачать файл)

Анализ структуры налоговых  доходов позволяет определить динамику действующей налоговой нагрузки в основных видах экономической  деятельности и отраслях промышленности.

Необходимо сформулировать и обосновать важнейшее допущение. В России имеет место раздробленность  системы управления налоговым процессом. Отдельные виды налоговых платежей планируются, администрируются и контролируются многочисленными министерствами и  ведомствами. Так же за анализируемый  период имеет место изменение  структуры бюджетных доходов. Например, единый социальный налог (ЕСН) (в период его действия), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) выведены из состава налоговых платежей с 01.01.2006. Поступление доходов от внешнеэкономической деятельности контролирует Федеральная таможенная служба, что затрудняет получение официальной статистической информации о фактических выплатах таможенных пошлин в разрезе основных видов экономической деятельности (на официальном сайте указано, что доступ к данным таможенной статистики внешней торговли России предоставляется федеральным органам власти, иностранным и международным организациям в соответствии с заключенными соглашениями и оформляется письмом на руководителя ФТС. К сожалению, бланк для заполнения к соглашению недоступен). В таблице 1 приведена структура налоговых доходов основных видов экономической деятельности в 2010 г.

В самом исследовании по аналогичной схеме рассчитана структура  налоговых доходов основных видов  экономической деятельности и отраслей промышленности в 2007 и 2010 гг. (периоды  до и после кризиса) по данным официального сайта Федеральной налоговой  службы в разрезе следующих налогов: налог на прибыль; НДС; акцизы; налоги и сборы за пользование природными ресурсами; прочие федеральные налоги (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и государственная пошлина); региональные налоги и сборы (налог на имущество  организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц и земельный налог); налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (система налогообложения  для сельскохозяйственных производителей или налогообложение единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН); упрощенная система  налогообложения (УСН); единый налог  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности (ЕНВД); система  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)).

Таблица 1

 

Налог на  прибыль

НДС

Акцизы

Налоги и сборы за пользов. природ. ресурсами

Прочие Федеральные налоги

Региональные налоги и сборы

Местные налоги

и сборы

Налоги, предусм. специальными .налог.режимами

Всего

23,05

18,00

5,74

18,40

23,55

6,47

1,71

3,07

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8,28

-19,46

0,62

0,41

75,57

17,81

6,63

10,14

Рыболовство рыбоводство

18,81

8,91

0,00

17,82

39,60

4,95

1,98

7,92

добыча полезных ископаемых

14,67

5,45

0,30

70,71

3,44

3,92

0,20

1,31

Обрабатывающие производства

22,50

17,85

32,08

0,44

18,64

5,60

1,82

1,08

производство и распределение

электроэнергии,газа и воды

28,47

36,98

0,00

1,52

21,34

10,38

0,86

0,45

строительство

18,01

44,67

0,32

3,25

24,99

4,68

0,97

3,13

   Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного пользования

34,46

23,69

0,28

0,63

25,38

4,09

1,26

10,21

транспорт  и связь

30,14

31,14

0,03

0,02

25,24

10,78

0,97

1,69

прочие

24,72

16,2

0,06

2,03

41,5

8,4

3,5

3,6

промышленность, разделы C, D, E

18,78

12,76

12,37

38,28

10,70

5,09

0,87

1,15


 

В самом исследовании по аналогичной схеме рассчитана структура  налоговых доходов основных видов  экономической деятельности и отраслей промышленности в 2007 и 2010 гг. (периоды до и после кризиса) по данным официального сайта Федеральной налоговой службы в разрезе следующих налогов: налог на прибыль; НДС; акцизы; налоги и сборы за пользование природными ресурсами; прочие федеральные налоги (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и государственная пошлина); региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц и земельный налог); налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (система налогообложения для сельскохозяйственных производителей или налогообложение единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН); упрощенная система налогообложения (УСН); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)).

В 2007 г. основная доля налоговых  платежей по экономике приходилась  на налог на прибыль (31,5%), НДС (20,56%) и  прочие федеральные налоги (18,55%). В 2010 г. указанные налоги также имеют  наибольший удельный вес в структуре  налоговых платежей, но показатели изменились и составили соответственно 23,05%; 18,00% и 23,55%. За кризисные 2008-2009 гг. сократилась  доля только двух налогов: налога на прибыль  – на 8,05 п.п., НДС –на 2,56 п.п. Удельный вес других налогов в структуре  увеличился: акцизов – на 1,61 п.п.; налогов и сборов за пользование  природными ресурсами – на 0,91 п.п.; прочих федеральных налогов –  на 5,0 п.п.; региональных – на 1,69 п.п.; местных – на 0,59 п.п.; налогов, предусмотренных  специальными режимами – на 0,8 п.п. Если в 2007 г. налог на прибыль являлся  основным налогом для обрабатывающих производств (35,56%), торговли (44,60%), транспорта и связи (35,90%) и прочих видов деятельности (32,40%), то в 2010 г. ситуация изменилась: налог  остался главным в структуре  торговли (34,46%) и на транспорте и  связи (30,14%) с существенным снижением  доли. НДС занимает основную часть  в налоговых платежах в секторе  производства и распределения электроэнергии, газа и воды; строительстве; на транспорте и связи со снижением удельного  веса указанного налога в 2010 г. по сравнению  с 2007 г. Отрицательное значение налога в сельском хозяйстве обусловлено  возвратом НДС. Акцизы составили  значительную часть платежей обрабатывающего  сектора в 2007 г. (23,72%) (нефтеперерабатывающая  и пищевая промышленность) со значительным увеличением доли таких платежей в 2010 г. (32,08%).

Наибольший удельный вес  налоги и сборы за пользование  природными ресурсами в структуре  совокупной налоговой нагрузки занимают в секторе добычи полезных ископаемых: 51,36% от совокупной налоговой нагрузки в 2007 г. и 70,71% в 2010 г. Доля прочих федеральных  налогов, основную часть которых  составляет НДФЛ, в структуре совокупной налоговой нагрузки основных видов  экономической деятельности зависит  от удельного веса заработной платы  в их валовой добавленной стоимости. Региональные налоги связаны с налогообложением транспортных средств, недвижимости и  другого имущества.

Следовательно, наибольший удельный вес налоговых платежей указанного характера в структуре  совокупной налоговой нагрузки наблюдается  в сельском хозяйстве (12,85% в 2007 г. и 17,81% в 2010 г.); секторе производства и распределения  электроэнергии, газа и воды (9,07% в 2007 г. и 10,38% в 2010 г.); на транспорте и связи (9,12% в 2007 г. и 10,78% в 2010 г.); прочих видах  деятельности (7,3% в 2007 г. и 8,4% в 2010 г.). Наибольший удельный вес местных налогов  в структуре совокупной налоговой  нагрузки сосредоточен в сельском хозяйстве (5,79% в 2007 г. и 6,63% в 2010 г.) и прочих видах  деятельности (2,2% в 2007 г. и 3,5% в 2010 г.).Налогообложение  в соответствие со специальными налоговыми режимами имеет наибольшее значение в тех видах экономических  деятельности, где высок удельный вес индивидуального предпринимательства: в сельском хозяйстве (8,6% в 2007 г. и 10,14% в 2010 г.), рыболовстве и рыбоводстве (5,08% в 2007 г. и 7,92% в 2010 г.) и торговле (10,66% в 2007 г. и 10,21% в 2010 г.).

Следует отметить, что изменения  в структуре налогообложения  промышленности имеют более выраженный характер, чем по экономике в целом. В 2007 г. основная доля налоговых платежей по промышленности приходилась на налоги и сборы за пользование природными ресурсами (32,55%), налог на прибыль (28,44%) и НДС (18,98%). В 2010 г. указанные налоги также имеют наибольший удельный вес в структуре налоговых  платежей, но показатели изменились и составили соответственно 38,44%; 18,73% и 12,72%. За кризисные 2008-2009 гг. сократилась доля только двух налогов: налога на прибыль – на 9,71 п.п., НДС – на 6,26 п.п. Удельный вес других налогов увеличился: акцизов – на 4,62 п.п.; налогов и сборов за пользование природными ресурсами – на 5,89 п.п.; прочих федеральных налогов – на 2,37 п.п.; региональных – на 2,08 п.п.; местных – на 0,25 п.п.; налогов, предусмотренных специальными режимами – на 0,76 п.п. Высокий удельный вес налога на прибыль в структуре совокупной налоговой нагрузки металлургического производства, химической и нефтехимической промышленности во многом обусловлен возвратом НДС. Наибольшую долю в структуре налоговых платежей налог на прибыль имел в 2007 г. с существенным снижением в 2010 г. в отрасли добычи металлических руд и прочих полезных ископаемых (50,32% в 2007 г. и 46,31% в 2010 г.); деревообрабатывающей промышленности (36,26% в 2007 г. и 26,52% в 2010 г.) и промышленности строительных материалов (35,71% в 2007 г. и 18,80% в 2010 г.). НДС занимает основную часть в налоговых платежах в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды; машиностроении и металлообработке; промышленности строительных материалов и легкой промышленности.

За анализируемый период только в первой из указанных отраслей произошло снижение доли НДС в  совокупной налоговой нагрузке, в  остальных – рост: 43,00% в 2007 г. и 36,98% в 2010 г.; 41,18% в 2007 г. и 45,33% в 2010 г.; 41,01% в 2007 г. и 41,43% в 2010 г.; 35,56% в 2007 г. и 37,99% в 2010 г. Отрицательное значение налога в  металлургическом производстве, химической и нефтехимической промышленности обусловлено возвратом НДС.

Акцизы сосредоточены  в нефтеперерабатывающей промышленности (70,72%) в и пищевой промышленности (51,49%) 2007 г. с увеличением доли таких  платежей в 2010 г.: 79,99% и 55,67% соответственно. Наибольший удельный вес налоги и  сборы за пользование природными ресурсами в структуре совокупной налоговой нагрузки занимают внефтедобывающей промышленности и в отрасли добычи металлических руд и прочих полезных ископаемых: 53,14% и 21,03 в 2007 г.; 74,22% и 28,56% в 2010 г. Доля прочих федеральных налогов, основную часть которых составляет НДФЛ, в структуре совокупной налоговой нагрузки основных отраслей промышленности также зависит от удельного веса заработной платы в их валовой добавленной стоимости. Наибольший удельный вес региональных налогов в структуре совокупной налоговой нагрузки наблюдается в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды (9,07% в 2007 г. и 10,38% в 2010 г.); химической и нефтехимической промышленности (8,82% в 2007 г. и 11,22% в 2010 г.); деревообрабатывающей промышленности (8,29% в 2007 г. и 11,0% в 2010 г.).

Удельный вес местных  налогов в структуре совокупной налоговой нагрузки промышленности незначителен. Налогообложение в  соответствие со специальными налоговыми режимами имеет наибольшее значение в тех отраслях промышленности, где  высок удельный вес индивидуального  предпринимательства: в деревообрабатывающей промышленности (4,74% в 2007 г. и 5,7% в 2010 г.), в легкой промышленности (5,93% в 2007 г. и 7,26% в 2010 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев и проанализировав  поступление налоговых доходов  в федеральный бюджет можно следующие  основные выводы.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  российской федерации федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес в налоговых  доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в системе  налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование  природными ресурсами.

В абсолютном выражении, по результатам  анализа, произошел рост практически  по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего  продукта, инфляция, усиление контрольной  деятельности налоговых органов.

Аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство  за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его  граждан.

Весьма серьезной проблемой  является количество действующих в  стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

1) федеральные налоги и сборы;

Налоги и сборы субъектов  федерации;

Местные налоги и сборы.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

Необходимость сохранения объема доходов  бюджетной системы в современных  условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию  работы по дальнейшему выявлению  и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит  задача дальнейшего увеличения поступлений  в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение  экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых  доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства  достигается во всем мире в форме  широкомасштабных или частичных  налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения  налоговой базы, изменения соотношения  разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается  совершенствование налоговых доходов.

Одной из главных задач в сфере  реформирования налоговой системы  является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция российской федерации  от 12.12.1993 с последним изменениями  30.12.2008г

2. Бюджетный кодекс российской  федерации от 31.07.1998 г. № 145-фз (по  состоянию на 25 апреля 2007г.)

3. Налоговый кодекс рф часть  первая от 31 июля 1998 г. № 146-фз.

4. Налоговый кодекс рф часть  вторая от 5.08.2000 г. N 117-фз (ред. От 17.05.2007 г.)

5. Федеральный закон российской  федерации от 19 декабря 2006 г. №  238-фз «о федеральном бюджете  на 2007 год».

Информация о работе Анализ состава и структуры налоговых доходов