Анализ состава и структуры налоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Аналитическая часть________________________________________5
1.1 Понятие налоговых доходов федерального бюджета__________________5
1.2.нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет________________________________________________10
1.3. Анализ состава и структуры налоговых доходов____________________11
1.4. Анализ динамики налоговых доходов_____________________________22
Глава 2. Расчетная часть___________________________________________25
2.1. Анализ структуры налоговых доходов основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности____________________________25
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Распечатать.docx

— 57.85 Кб (Скачать файл)

Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики .

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

-реализация предметов залога  и передача подакцизных товаров  по соглашению о предоставлении  отступного или новации;

- использование нефтепродуктов  для собственных нужд налогоплательщиками,  имеющими свидетельство на оптовую  или оптово-розничную реализацию;

- получение нефтепродуктов налогоплательщиками,  имеющими свидетельство;

- ввоз подакцизных товаров на  таможенную территорию РФ и др. Операции в соответствии со ст.182 гл.22НК РФ.

Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается  на установленные нк РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Необходимо отметить, что в 2010 году произойдет увеличение ставки акцизов  на нефтепродукты на 10% по сравнению  с текущим годом, это приведет к росту доли налога в цене до 64%

Так же законопроект предлагает оставить акцизы на спирт и крепкий алкоголь (с долей спирта более 9 процентов) в 2010-2011 годах равными тем, которые  утверждены действующей редакцией  налогового кодекса, а в 2012 году будут  увеличены на 10 процентов. А вот  акцизы на слабоалкогольную продукцию  ждет более значительное повышение. Так, ставки акцизов на алкоголь с  долей этилового спирта до 9 процентов, спиртосодержащую продукцию и вино на 2010-2012 годы предлагается индексировать  в среднем на 30 процентов, а на пиво — на 50 процентов. Таким образом, акциз для пива с содержанием  спирта от 0,5 до 8,6 процента к 2012 году увеличится почти в 3 раза (с 3,3 рублей до 9 рублей за литр).

В отношении сигарет законопроектом предусматривается увеличение размера  адвалорной ставки акциза (начисляемой  на стоимость продукции) на 0,5 процентов  ежегодно. Специфическая составляющая ставка на сигареты будет индексироваться  на 30 процентов, а на папиросы - на 50 процентов.

С 2002 г. Введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших  до этого трех налогов: на право пользования  недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 нк РФ). Сейчас этот налог составляет в основной массе администрируемых фнс России доходов федерального бюджета 32%.

Министерство финансов РФ предлагает с 2010 года повысить ставку ндпи на природный газ, чтобы дополнительно собрать в бюджет 50 миллиардов рублей. В основных направлениях налоговой политики на 2010-2012 годы Минфин предлагает ввести с 1 января 2010 года ежегодную индексацию ндпи на газ с учетом динамики внутренних оптовых цен на газ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Еще одним важным источником федерального бюджета рф является налог на прибыль  организаций.

Налог на прибыль организаций относится  к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговой системы  рф. Это один из наиболее сложных  налогов с часто меняющейся законодательной  базой. Его значение как источника  бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в  доходах федерального бюджета, его  удельный вес в общей сумме  доходов превышал 50%. В последующие  годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета.

Современный характер налогообложения  прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой  базы по налогу на прибыль, организация  должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением  расходов, не учитываемых в целях  налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и  документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

Налоговые ставки на доходы иностранных  организаций не связанные с деятельностью  в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 10% - от использования, содержания  и сдачи в аренду судов, самолетов  и др. Транспортных средств и  контейнеров в связи с осуществлением  международных перевозок;

20% - со всех остальных доходов,  за исключением доходов по  ценным бумагам.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций  российскими организациями и  физическими лицами – налоговыми  резидентами РФ;

15% - по доходам, полученным в  виде дивидендов от российских  организаций иностранными организациями,  а также по доходам, полученным  в виде дивидендов российскими  организациями от иностранных  организаций.

Налог определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы по ст.274 нк РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

Единый социальный налог был  введен с 1 января 2001 г., он носит целевой  характер, поскольку предназначен для  мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное  пенсионное и социальное обеспечение  и медицинскую помощь. Есн взимается  по регрессивной шкале: 26 % при зарплате до 280 тысяч рублей в год, 10% до 600 тысяч  и свыше 600 тысяч - 2% . На данный момент он обеспечивает около 17% поступлений  в федеральный бюджет.

Единый социальный налог с 2010 года заменяется страховыми взносами во внебюджетные фонды. В целом, новый порядок  исчисления страховых взносов аналогичен порядку расчета есн. Однако перечисляться  эти взносы теперь будут непосредственно  в соответствующие фонды, минуя  федеральный бюджет. Компании будут  уплачивать страховые взносы по единой ставке 20% в пенсионный фонд, помимо этого, еще 5,1 процента придется отчислять в фомс и 2,9 процента – в соцстрах. В итоге общий размер страхового тарифа составит 26% процентов от фонда оплаты труда (при заработной плате до 415 тысяч рублей в год, после этой планки никакие взносы взиматься не будут, однако сама планка будет расти по мере роста зарплат в стране). Тем самым отменяется регрессивная шкала взимания взносов. Исключение будет сделано только для сельхозпредприятий и инновационного малого бизнеса, для которых нынешняя ставка сохранится до 2015 года.

С 2005г. Введена в действие гл. 25.2 «водный налог». В налоговом кодексе  РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

После трех лет тяжелых дискуссий  и обсуждений принята и с 1 января 2005 года введена в действие гл. 25.3 «государственная пошлина». Это показательный  и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью  этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно  установленные налоги, появляется возможность  реализовать зеркальный по отношению  к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо  не поименованы в нк рф. Обращаясь  в те или иные уполномоченные государственные  органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить  в размере, предусмотренных нк рф. При этом размеры государственной  пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены  ее предельные размеры.

С введением в действие главы  о государственной пошлине отменен  налог на рекламу.

Совершенно очевидно, что это  был не рыночный налог. В то же время  представительным органом местного самоуправления предоставлено право  введения единого налога на вмененный  доход от деятельности по размещению наружной рекламы.

Отменен также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно  меньших размерах и тоже с верхним  ограничителем.

Крайне важно отметить, что составляющие почти треть доходов федерального бюджета таможенные платежи ранее  значились в составе налоговых  доходов, а теперь – в составе  неналоговых и отнесены к доходам  от внешнеэкономической деятельности государства. Анализируя данные поступлений  в федеральный бюджет можно отметить, что косвенные налоги на данный момент имеют тенденцию к снижению.

1.4. Анализ динамики налоговых доходов

Рассматривая текущие изменения  в структуре налоговых доходов  федерального бюджета российской федерации, необходимо отметить следующие изменения. Всего в январе-ноябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный  бюджет поступило 2 718 млрд. Рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в  январе-ноябре 2008 года

Показатели, заложенные на 2009 год в  федеральном законе «о федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части фнс  россии, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. Рублей.

Основная масса администрируемых фнс россии доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), есн (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009 года составили 168 млрд. Рублей. По сравнению  с январем-ноябрем 2008 года поступления  снизились в 4,2 раза.

Снижение поступлений обусловлено  ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за i полугодие  т.г. Составили столько же, сколько  за весь 2008 год. Значительный рост убытков  зафиксирован в металлургии, химическом производстве. В банковской сфере  убытки превысили полученную прибыль.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в январе-ноябре 2009 года составили 452 млрд. Рублей и по сравнению с  январем-ноябрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. Рублей, или на 0,8%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации, в январе-ноябре 2009 года составили 1 086 млрд. Рублей и по сравнению  с январем-ноябрем 2008 года выросли  на 10,1%.

Налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию российской федерации из республики Беларусь, поступило в январе-ноябре 2009 года 27 млрд. Рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет составили  в январе-ноябре 2009 года 74 млрд. Рублей и снизились относительно января-ноября 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта российской федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – ндпи) в январе-ноябре 2009 года поступило в федеральный  бюджет 877 млрд. Рублей, в том числе  на добычу нефти – 792 млрд. Рублей.

По сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления ндпи снизились  в 1,7 раза, что обусловлено снижением  цены на нефть (с 102,5$ в декабре 2007 года – октябре 2008 года до 56,2$ в декабре 2008 года – октябре 2009 года, или в 1,8 раза)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Расчетная часть

2.1. Анализ структуры налоговых доходов основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности

Анализ структуры налоговых  доходов позволяет определить динамику действующей налоговой нагрузки в основных видах экономической  деятельности и отраслях промышленности. В исследовании рассчитана и проанализирована структура налоговых доходов  основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности в 2007 и 2010 гг. (периоды до и после кризиса) по данным официального сайта Федеральной  налоговой службы в разрезе следующих  налогов: налог на прибыль; НДС; акцизы; налоги и сборы за пользование  природными ресурсами; прочие федеральные  налоги (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и государственная пошлина); региональные налоги и сборы (налог  на имущество организаций, налог  на игорный бизнес, транспортный налог); местные налоги и сборы (налог  на имущество физических лиц и  земельный налог); налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами (система  налогообложения для сельскохозяйственных производителей или налогообложение  единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН); упрощенная система налогообложения (УСН); единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (ЕНВД); система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции (СРП)).

Информация о работе Анализ состава и структуры налоговых доходов