Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ действенности налогового режима для сельскохозяйственных производителей в РФ.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
Изучить элементы налогообложения по ЕСХН;
Проанализировать действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
Определить меры по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщики 4
1.2 Элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации 17
2.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России

 

Новые изменения в налоговом законодательстве предоставили возможность предприятиям агропромышленного комплекса наряду с традиционной системой налогообложения применять с 1 января 2004 года и специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предусмотрен добровольный порядок  перехода с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных на величину расходов, и заменяет собой НДС, единый социальный налог, налог на прибыль и налог на имущество. Учитывая, что по налогу на имущество и налогу на прибыль сельскохозяйственные предприятия имеют льготы, а НДС и единый социальный налог составляют основную часть налоговой нагрузки, освобождение от их уплаты дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии [11].

Существенным ограничением для перехода на новый налоговый режим является выполнение необходимого критерия – доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства должна составлять более 70 % от общей суммы выручки.

При переходе на данный режим налогообложения можно отметить как положительные, так отрицательные его стороны. К положительным можно отнести следующие:

- снижение величины налоговой нагрузки на предприятие за счет отмены НДС и единого социального налога;

- заинтересованность предприятий в обновлении основных производственных фондов, так как стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов более быстрыми темпами списывается на основное производство;

- более широкое применение методов налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами; - реальная возможность повышения заработной платы работников предприятий и, соответственно, отчислений в пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН.

Также можно выделить и отрицательные  стороны:

- ограничение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части оптовых покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно закупать ее у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, и из-за чего не будет возможности произвести налоговые вычеты по данному виду налогов;

- отсутствие возможности отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности сумм налоговых вычетов по НДС, не учтенных до момента перехода на уплату ЕСХН;

- опасность снижения конкурентоспособности  продукции в результате повышения  ее себестоимости и отпускных цен в связи с тем, что предприятия с целью снижения налоговой базы будут увеличивать расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции;

- снижение рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).

Чтобы налоговая система, предполагающая льготные принципы налогообложения, была доступна как для предприятий, ведущих активную инвестиционную деятельность, так и для хозяйств, не имеющих для этого возможности; необходимо в рамках применения единого сельскохозяйственного налога предоставить хозяйствующим субъектам право самостоятельно рассматривать и решать вопрос о включении в его состав налога на добавленную стоимость.

Также необходимо постепенно переносить центр тяжести налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней с преимущественного обложения труда и капитала на налоги за пользование природными ресурсами. Важнейшим условием обоснованной системы налогообложения для сельского хозяйства должны стать ликвидация множественности видов налогов и платежей, снижение налогового бремени, повышение роли налогообложения земли как основного средства производства и природного ресурса.

С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения [13].

Унифицированный подход к реформированию налогообложения сельскохозяйственного производства должен осуществляться по следующим направлениям:

- максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов, за исключением земельного, налогооблагаемая база которого должна уменьшаться на величину собственных средств, вкладываемых в восстановление почвенного плодородия, улучшения земельных угодий и др.

- уменьшать налогооблагаемую базу прибыли на сумму, направленную на пополнение оборотных средств;

- шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий, увеличение поголовья и улучшение породного состава крупного рогатого скота, решение социальных проблем. Льготное налогообложение производителя сельскохозяйственной продукции является действенной мерой государственного регулирования в странах с развитым сельским хозяйством. Особенность их налоговой системы состоит в том, что фискальное предназначение налогов отходит на второй план за счет многочисленных налоговых льгот. В сумме все виды налогов в этих странах составляют 2,5 – 6 % всех фермерских затрат.

Основываясь на указанных общих положениях, сформулируем концептуальные подходы к обоснованию ставки и базы ЕСХН.

1. Единый сельскохозяйственный налог и соответствующая налоговая нагрузка на сельскохозяйственные организации должны быть «щадящими» по сравнению с налогообложением промышленных предприятий и предприятий других отраслей вследствие того, что из-за диспаритета цен сельское хозяйство находится существенно в худших условиях, чем остальные отрасли. Отсюда общая налоговая нагрузка и, соответственно, общая интегральная ставка налога для сельхозпроизводителей должна быть ниже, чем в промышленности и других отраслях, пропорционально диспаритету цен.

2. Расчет дифференцированной ставки ЕСХН для разных сельхозугодий должен производиться на базе натуральных критериев (а не на базе кадастрово-стоимостных оценок), в основе которых должны находиться бонитеты почв в баллах. Речь идет о своего рода «кадастрово-натуральной» схеме, при которой используются и балльная характеристика бонитетов почв, и балльная характеристика местоположения земель (при необходимости).

3. Учитывая специфику аграрной отрасли, сезонный характер авансирования производства и извлечения доходов от реализации произведенной продукции, исполнение налоговых обязательств следует приурочивать к окончанию сельскохозяйственного года (после 1 октября) или финансового периода (после 1 января) по аналогии с нормами налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в США и ЕС.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы системы налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей, проанализировав действующую систему  налогообложения предприятий сельского хозяйства, можно сделать следующие выводы:

- Единый сельскохозяйственный  налог является специальным налоговым  режимом. Введение этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

- Переход на уплату единого  сельскохозяйственного налога организациями  предусматривает замену уплаты  налога на прибыль организаций,  налога на добавленную стоимость.

- Сельскохозяйственные товаропроизводители  имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.

- Налоговой базой признается  сумма доходов, уменьшенная на  сумму расходов.

- Половина общих обязательств по ЕСХН сформировалась в Южном федеральном округе. На Центральный и Приволжский федеральные округа приходится по 15% суммарных налоговых обязательств, Сибирский - 10%, Уральский - 4, Северо-Западный и Дальневосточный по 3%. При переходе на данный режим налогообложения можно отметить как положительные, так отрицательные его стороны. К положительным можно отнести следующие:

- снижение величины налоговой нагрузки на предприятие за счет отмены НДС и единого социального налога;

- заинтересованность предприятий в обновлении основных производственных фондов, так как стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов более быстрыми темпами списывается на основное производство;

- более широкое применение методов налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами;

- реальная возможность повышения  заработной платы работников  предприятий и, соответственно, отчислений в пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН.

Также можно выделить и отрицательные  стороны:

- ограничение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части оптовых покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно закупать ее у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, и из-за чего не будет возможности произвести налоговые вычеты по данному виду налогов;

- отсутствие возможности отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности сумм налоговых вычетов по НДС, не учтенных до момента перехода на уплату ЕСХН;

- опасность снижения конкурентоспособности  продукции в результате повышения  ее себестоимости и отпускных цен в связи с тем, что предприятия с целью снижения налоговой базы будут увеличивать расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции;

- снижение рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.01.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» № 147-ФЗ от 11 ноября 2003 г.
  4. Александров и.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005
  5. Алехин С. Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ // Финансы и кредит. – 2006. –№ 9. – С. 60 – 65.
  6. Алиев Б.х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы
  7. Боброва А. В. Проблема применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. – 2006. –№ 8. – С. 46 – 47.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  9. Забегалова Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Финансы и кредит. – 2006. –№ 12. – С. 48 – 49.
  10. Касторнов Н. П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК // Финансы и кредит. – 2006. –№ 7. – С. 47 – 48.
  11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.
  12. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 1998.
  13. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2000.
  14. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Юнити-ДАНА, 2002.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2005.
  16. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.
  17. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.
  18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
  19. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.
  20. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2005.
  21. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
  22. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2004.
  23. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  24. http://institutiones.com/agroindustrial/905-nalogooblazhenie-selskohozyajstvennih-proizvoditelej.html - Агропромышленный комплекс, Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, Статьи - АПК, 20.02.2009 01:55, А. Рыманов, Д.Э.Н.

1 Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2005- с. 584

2 Викторова Н.Г., Харченко Г.П. Налоговое право. – СПб.: Питер, 2006- с. 78

3 Брызгалина А.В Налоги и налоговое право: Учебное пособие/под ред. – М., 1997- с. 66

4 Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2005-с. 588

5 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М., 2001-с. 45

 

 


Информация о работе Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации