Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, исчисления и взимания акцизов в России, совершенствования акцизного производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- выявить характер реального плательщика акцизов

Файлы: 1 файл

акцизы.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 8. Ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах - членах Таможенного союза

* В целях  сопоставления значений ставок  акцизов на товары по трем  государствам - членам Таможенного  союза произведен пересчет в  евро по следующему курсу национальных  валют (по состоянию на 18.10.2011): Республика Беларусь: 7937,7 белорусских руб/евро; Республика Казахстан: 205,1 тенге/1 евро; Российская Федерация: 42,56 руб/1 евро.

** С содержанием  объемной доли спирта этилового:  Республика Беларусь - 0,5 - 7%; Республика Казахстан - свыше 0,5%; Российская Федерация - 0,5 - 8,6%.

*** Класс 3 с  октановым числом от "91" до "95".

В Республике Казахстан  отдельные положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие ставки акцизов, были приостановлены до 1 января 2012 г., при этом в указанный период ставки акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, производимые в Республике Казахстан и импортируемые из государств - членов ТС, ниже ставок акцизов, установленных на аналогичные товары, импортируемые из государств, не являющихся членами ТС.

 Правительство  Республики Беларусь приняло проект, в случае принятия которого действующие с января 2011 г. ставки акцизов на пиво, водку и сигареты вырастут в 4 - 5 раз. Ставки акцизов традиционно каждый год индексируются в соответствии с уровнем инфляции.

Национальные  перечни подакцизных товаров  государств - членов ТС практически  идентичны.

 Различия  в ставках акцизов на некоторые  из подакцизных товаров весьма  незначительны (уровни ставок  акцизов имеют достаточно сближенные  значения, либо размер отклонений уровней акцизов между собой невелик: например, сегодня уровни ставок акцизов на вино составляют до 0,17 евро за 1 л, на пиво - до 0,23 евро за 1 л), однако по большей части товарных позиций, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, сигареты с фильтром/без фильтра, табак трубочный и т.д., как и упоминалось ранее, различия в уровнях ставок весьма значительны.

 Наиболее  высокие ставки акцизов на  подакцизные товары отмечаются  в Республике Беларусь (спирт  этиловый, бензин автомобильный,  дизельное топливо) и Российской Федерации, где самые высокие ставки установлены на пиво и сигареты. В Республике Казахстан наблюдаются максимально высокие ставки акцизов на вина и легковые автомобили (0,17 евро за литр, 7,33 евро за 1 л. с.), на остальные товарные позиции в Республике Казахстан минимальные ставки акцизов.

 Более подробно  можно проанализировать ставки  акцизов на  популярный вид подакцизной продукции: сигареты с фильтром.

В таблице 9 приведены ставки акцизов в евро на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг.

 

Таблица 9. Ставки акцизов на сигареты с фильтром (2009 - 2013 гг.)

 

* В целях  сопоставления значений ставок  акцизов на товары по трем  государствам - членам Таможенного  союза произведен пересчет в  евро по следующему курсу национальных валют (по состоянию на 02.11.2011): Республика Беларусь: 11 649,18 белорусских руб/евро; Республика Казахстан: 204,4 тенге/1 евро; Российская Федерация: 42,25 руб/1 евро.

** Прогнозные  значения.

*** Сигареты  с фильтром, розничная цена на  которые не установлена.

На рисунке 1 представлена динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг29.

Сигареты с  фильтром были выбраны в качестве одного из анализируемых товаров  потому, что борьба с табакокурением является сложной и многоплановой проблемой, включающей социальные, психологические, экономические, юридические и другие аспекты. Ее стратегическая задача - это изменение отношения населения к курению, осознание опасности этой привычки для здоровья и жизни человека, предупреждение начала курения среди новых поколений. С этой целью в странах ТС рассматриваются законопроекты по ограничению мест для курения, запрету рекламы сигарет, запрету спонсорской деятельности для табачных производителей.

 

Рисунок 1 –  Динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг

 

3.2. Совершенствование налогового законодательства

 

Координация акцизной политики в СНГ осуществляется главным  образом в рамках деятельности Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), участниками которого в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. В государствах - участниках ЕврАзЭС ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении и ежегодно утверждаются правительствами. Подакцизными товарами являются этиловый спирт, алкогольная, спиртосодержащая и табачная продукция, топливо минеральное, продукты перегонки нефти, автомобили легковые. По мере развития производства, изменений спроса населения и потребностей бюджета список подакцизных товаров периодически пересматривался. Так, подакцизными товарами в странах - членах ЕврАзЭС когда-то являлись: огнестрельное и газовое оружие, ювелирные изделия, натуральные меха, изделия из хрусталя, ковры и т.д30.

 Впервые  в рамках ЕврАзЭС Базовый перечень  и Минимальные ставки на подакцизные  товары, производимые и ввозимые  на таможенные территории, были  утверждены Решением Совета глав  правительств от 24.11.1998 № 36 "О мерах по дальнейшей унификации акцизной политики государств - участников Таможенного союза". Перечень включал восемь основных позиций по подакцизным товарам с четкой фиксацией единиц измерения и ставок акцизов в евро, за исключением спирта этилового и алкогольной продукции, по которым не установили минимальные ставки акцизов.

В утвержденном Решением Совета глав правительств от 06.10.2000 № 106 Плане практических действий по гармонизации налогового законодательства государств - участников Таможенного союза на 2000 - 2002 годы принят п. 6 о проведении согласованной акцизной политики, выработке предложений по унификации методики исчисления акциза, выравниваю ставок акциза на импортируемую и производимую продукцию, а также унификации базового перечня подакцизных товаров. Очередным этапом работы по согласованию акцизной политики стало принятие Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 14.09.2001 № 28 об утверждении Базового перечня и минимальных ставок на подакцизные товары, производимые и ввозимые на территорию государств - членов ЕврАзЭС, определении нижней границы акцизных ставок, максимальный уровень ставок не ограничен.

 В связи  с переходом государств - членов  ЕврАзЭС во взаимной торговле  на принцип взимания косвенных  налогов по "стране назначения" проблема гармонизации акцизной политики приобрела определенное своеобразие.

 Правительства  сторон корректируют ежегодно  устанавливаемые ставки акцизов  и перечень подакцизных товаров  с учетом экономической ситуации, принимают дополнительные защитные  меры в интересах собственных производителей и сохраняют имеющиеся дифференцированные ставки в соответствии с национальными приоритетами и формированием доходной части бюджета. В данной ситуации в рамках ЕврАзЭС необходимо согласование общей позиции по методике и методологии определения ставок акцизов на подакцизную продукцию во избежание мер прямой и косвенной дискриминации импортируемых товаров.

 Процесс  гармонизации требует наличия  четко сформулированных налоговых  законодательств, использующих единообразный  понятийный аппарат и терминологию. В связи с этим в Базовом перечне приняты унифицированные единицы измерения подакцизных товаров. В частности, правительства государств-участников приняли меры по установлению ставок акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию в зависимости от содержания 100% этилового спирта.

Одним из основных моментов процесса гармонизации акцизной политики является принятое решение  о проведении классификации подакцизных  товаров по кодам и единицам измерения  в соответствии с Соглашением  об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС. Использование принятых стандартов облегчает аналитическую работу и позволяет принимать эффективные решения.

С началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства основными целями согласованной акцизной политики становятся меры, направленные на31:

- гармонизацию  ставок акцизов (в целях исключения  межстрановой налоговой конкуренции,  а также неорганизованной трансграничной  торговли в приграничных регионах);

- приведение  классификации подакцизных товаров по кодам и единицам измерения в соответствии с ТН ВЭД ТС;

- гармонизацию  администрирования уплаты акцизов;

- совершенствование  информационного обмена;

- формирование  базы данных по акцизным маркам, производителям, экспортерам/импортерам подакцизной маркируемой продукции;

- переход в  перспективе на единые акцизные  марки.

 Однако гармонизация (сближение, унификация) акцизной  политики в рамках ЕЭП должна  быть, но не вредить отраслям. Взять, например, производство алкогольной  продукции - в этой отрасли  надо проводить национальную  акцизную политику, которая будет  иметь тенденцию сближения с акцизными политиками других стран ЕЭП, но не вызовет изменения структуры потребления в пользу крепкого алкоголя.

 Здесь опять  же можно затронуть вопрос  лицензирования алкогольной продукции,  ее сертификации, маркировки, поставить  под вопрос понятие импорта, учитывая наличие ЕЭП; выходом, пожалуй, может послужить принятие единого технического регламента, который сможет урегулировать сложившуюся ситуацию, не ущемив интересы стран - участниц ТС и ЕЭП.

 Важным становится  исключение недобросовестной межстрановой налоговой конкуренции, обеспечение равных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов государств - членов ЕЭП.

 Таким образом,  возникает необходимость принятия  нормативно-правового документа,  регламентирующего акцизную политику  в рамках ЕЭП по всем подакцизным товарам, включая вопросы по производству, обороту и перемещению подакцизных (маркируемых) товаров по ЕТТ (в условиях отсутствия таможенного оформления и контроля)32.

 

 

Заключение

 

Фактически,  акцизное  налогообложение  носит  регрессивный  характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так  и  на бедные слои населения.  Изначально  задуманные  как  социально  направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные  функции,  еще  больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества.  Как  и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую  часть  населения и то, что более 20% налоговых  поступлений  в  бюджет  составляют  акцизы  – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный  сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося  кризиса.

Это еще раз  подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий  момент акцизы выполняют в большей  своей  части  фискальную функцию, что выражается в стремлении  властей  при  введении  тех  или  иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех  или  иных товаров,  сколько  к  пополнению  бюджета  (ярким  примером  может   служить постановление Конституционного Суда «По делу  о  проверке  конституционности части первой статьи 2 федерального закона от 7 марта 1996 года  «О  внесении изменений в закон РФ «Об акцизах»).  Фискальная  направленность  акцизов  на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен  на  бензин  - один  из  факторов,  влияющих  на  повышение  издержек  практически   любого производства, следовательно, повышения  общественно  необходимых  затрат  на производство   той   или   иной   продукции,   что   приводит   к   снижению конкурентоспособности  экономики  в  целом.   Тем  не  менее,   регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно  в  сфере оборота  алкогольной  продукции.  Таким  образом,  государство   не   только пополняет казну, не только уменьшает  уровень  потребления  алкоголя,  но  и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными  остаются  величины   ставок   акцизов,   а   также   способы индексирования величины специфических ставок. Применение  адвалорных  ставок приводит  к  серьезным  трудностям  при  оценке   объекта   налогообложения.

Специфические же ставки недостаточно оперативно  корректируются  в  связи  с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно  проработана.  В частности это относится к большому объему документов,  которые  недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно  без принятия второй части Налогового Кодекса, что  в  свою  очередь  зависит  от множества  политических  факторов.  Это  позволяет   предположить,   что   в ближайшие год-два в этом  направлении  ничего  в  положительную  сторону  не изменится.

      Акцизы выступают одними из  немногих рычагов воздействия  государства на экономические  процессы,  имеющие  место   в   обществе.   Совершенствование налогообложения  в  сфере  акцизов  является  одним  из  важнейших   условий улучшения экономической ситуации,  пополнения  федерального  и  региональных бюджетов.

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный Закон от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "ОБ АКЦИЗАХ" (с изменениями от 10 января 1997 г., 14 февраля, 23 июля, 29 декабря, 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г.)// Российская газета. – 2007.
  2. Федеральный закон от 06.12.91 № 1993-I (ред. от 23.07.98) "Об акцизах"// http://www.referent.ru/1/26827
  3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник/И.М. Александров - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. – 296с.
  4. Алиев, Б.Х. Теоретические основы налогообложения: учебное пособие для вузов/Б.Х.Алиев, А.М. Абдулгалимов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г. – 159с.
  5. Богата, И.Н., Кузнецова, Л.Н. Налоги и налогообложение в РФ. Серия «Учебники и учебные пособия» - Р.-на-Д,: Феникс, 2011. - 352с.
  6. Дмитриев, Д.Б. Налоги и налогообложение. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Р.на-Д.: Феникс, 2010. - 416с.
  7. Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение: учебник. – Р.-на-Д.: Феникс. 2006. – 519с.
  8. Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учебное пособие/Е.Н. Евстигнеев - М.: ИНФРА - М, 2009. – 120с.
  9. Козырин, А.Н. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования: учебник. – СПб: Финансы, 2009. – 247с.
  10. Карагусова, Г.В. Налоги: сущность и практика использования: учебник. – СПб: Артик, 2006. – 314с.
  11. Мамаев, И.В. Обязательные элементы акцизов/ И.В. Мамаев// Налоги – 2006. - №5. - С. 23-29.
  12. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учебное пособие/ О.И. Мамрукова - М.: Омега-Л, 2009. – 330с.
  13. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА- М, 2008 - 520с.
  14. Налоги и налогообложение: учебник /под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. - 2 -е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2010. – 544с.
  15. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф.  Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТ, 2007. – 239с.
  16. Налоги: учебное пособие /под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 652с.
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2): по состоянию на 1 января 2010 г. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 606 с.
  18. Налогообложение организаций: учебник /науч. ред. Л.Н. Гончаренко - М.: Экономист, 2008. - 480с.
  19. Нечипорчук, Н.А., Подгорная, Т.К. Акцизы. - М: Издательско - консультационная компания «Статус - Кво 97», 2007. - 552с.
  20. Овчинникова, С. П. Новая налоговая политика: пособие. – М.: Финансы, 2007. – 176с.
  21. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ. Учебник. - М: Финансы и статистика, 2006. - 464с.
  22. Перов, А.В., Толкушкин, А.В.Налоги и налогообложение, Учебное пособие. - 5- е изд. перераб. и доп. - М: Юрайт - Издат, 2010. - 720с.
  23. Пономарев, А.И. Налоги и налогообложение в РФ, Серия «Учебники и учебные пособия». – Р.-на-Д.: Феникс, 2011. - 352с.
  24. Разинов, О. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Смит, 2008. – 339с.
  25. Савина, И. М. Налоги и налогообложение: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2006. – 412с.
  26. Худолеев, В.В. .Налоги и налогообложение, Учебное пособие. - М: Форум; ИНФРА- М, 2007. - 256с.
  27. Яткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение: методическое пособие . - М.:  Инфра-М, 2008. – 413с.
  28. Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП//http://www.brokert.ru/material/akciz-tamozhennyy-soyuz-eep. – март, 2012.

Информация о работе Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности