Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, исчисления и взимания акцизов в России, совершенствования акцизного производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- выявить характер реального плательщика акцизов

Файлы: 1 файл

акцизы.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

На настоящем этапе происходит становление российской налоговой системы. Создаются нормативно-правовые основы её функционирования. Идет процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет. Поэтому возникает необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий происходящих явлений.

Система косвенных  налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление  значительной части финансовых ресурсов государства.

Акцизы - это  косвенные налоги, включаемые в цену товара. Акцизы устанавливаются с  целью изъятия в доход бюджета  полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции.

Если мы заглянем в энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения государственного бюджета.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.

 Актуальность  настоящей работы связана с  условиями улучшения экономической  ситуации в стране, пополнением  федерального и местных бюджетов.

Целью данной работы является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, исчисления и взимания акцизов в России, совершенствования акцизного производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;

- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;

- выявить характер реального плательщика акцизов;

- определить роль акцизов в системе налогообложения.

- проанализировать  механизмы совершенствования акцизного производства в России.

 Объектом  исследования являются теоретические  и практические вопросы правового  регулирования налоговых отношений,  в том числе отношений по  установлению, исчислению, уплате акцизов  и обеспечению механизма взимания этих платежей.

Предмет исследования — нормы законодательства о налогах  и сборах, подзаконных нормативных  актов по вопросам налогообложения, практика их применения.

В курсовой работе рассмотрена законодательная база, на которой основываются акцизы. Был произведен обзор и анализ наиболее важных нормативных документов. А также помимо теоретической части акцизного налогообложения, ознакомилась с её практической частью, которая включает в себя базу, ставки и уплату акцизов.

Анализ источников и литературы. Для написания курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, сборники материалов конференций, журналы. Исследованием в данной области посвящены труды таких авторов, как Александров А.А.1, Алиев Б.Х.2, Евстигнеев Е.Н.3, Карагусова Г.В.4, Нечипорук Н.А. и Подгорная Т.К.5, Овчинникова С.П.6 и многие другие.

Методологическую  основу работы составляет комплекс научных  методов исследования, включающий общенаучные  методы познания: исторический; сравнительный, системно-структурный, логический. Применение указанных методов позволило изучить исследуемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.

 

 

 

Глава 1. Предпосылки возникновения и развитие акцизов

 

1.1. История возникновения акцизов. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.

 

Сущность и  природа акцизов сходна с налогом  на добавленную стоимость. Отличительной  особенностью индивидуальных акцизов  является то, что ими облагается вся стоимость реализованных  подакцизных товаров (либо весь объем  реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров устанавливается государством.

В Российской империи  под акцизом подразумевался косвенный  налог только на предметы внутреннего  производства, выделываемые и продаваемые  частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX - начале XX в. Объектами акцизного обложения  были: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла; 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли7.

По росписи 1889 г. поступления по видам акцизов  составляли: со свеклосахарного производства - 17,2 млн.руб., питейный доход - 256,9 млн.руб., с табака - 26,2 млн.руб., с осветительных масел - 8.0 млн.руб.

Акциз со свеклосахарного  производства впервые был введен в 1848 г. Акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864 г. установлено вместо одной три нормы (4,5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

По правилам 1872 г. все заводы были разделены по местоположению, устройству и различию снарядов и соответственно этому  делению были установлены новые  нормы выходов. Правилами 12 мая 1881г. была установлена обязательная фабричная  отчетность (фабричные книги и журналы) для производителей сахара.

Причитающийся акциз вносился в казначейства в  три срока (1 июня, 1 сентября, 1 декабря) по третям. На оставшуюся недоимку начислялась  пеня за каждый месяц по 2%. Акциз  за вывезенный за границу сахар возвращался.

Акциз с крепких  напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял  из: патентного сбора с фабрик и  торговых помещений и акциза, которым  были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов; 3) портер, вино всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Не подлежали  обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) осветительный спирт; 4) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался  заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда - по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана. Сверх того, с пивоваренных заводов взимался патентный сбор. Варение пива в котлах и корчагах для домашнего употребления без возведения для того построек было разрешено лишь в монастырях и деревнях.

Акциз с дрожжей  взимался в размере 10 коп. с фунта  дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.

Акциз с табака. Уставом 1861 г. был учрежден контроль над продажей и развозкой сырого табака. Приготовление табачных изделий, возможно было лишь на фабриках. Приготовление этих изделий для домашнего употребления разрешалось табаководам, но без употребления других орудий, кроме обыкновенного ножа, и хозяевам квартир без приглашения для этого рабочих. Желающий открыть фабрику должен был предоставить в акцизное управление ее план и подробное описание.

Взимание акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имеющим патент на фабрику. В 1887 г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта - 90 коп.; 2-го - 48 коп.; 3-го - 30 коп.; папирос 1 сорта - 20 коп.; 2-го сорта - 9 коп.

Акциз с осветительных  масел был установлен в 1872 г. как  акциз с «фотогенного производства» по 27 коп. с пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. отменен. С 15 января 1888г. акцизом были обложены все продукты из нефти. При экспорте нефтяных масел акциз «слагался» (подлежал возврату или зачету).

Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах), а в 1860г. акциз был отменен. Налог вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероля. Экспортируемые спички перевозились без обложения акцизом, но должны были снабжаться акцизного надзора.

Впоследствии  акцизы взимались на основание Федерального закона от 17.03.1996 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах»8, в соответствии с которым вся прежде система исчисления и взимания акцизов была коренным образом реформирована. Объектами обложения стали: этиловый спирт, спиртосодержащая продукция (за иск. денатурированной), алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

С 1 января 2001г. введена новая система взимания акцизов, которая определена главой 22 «Акцизы» НК РФ9.

Многие акцизы утратили силу, например, акцизы с зажигательных  спичек, с дрожжей, с пива, остались акцизы с тех товаров, на которые  с годами спрос только возрастает (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты)10.

Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной  чертой: спрос на эти товары малоэластичен  по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

 Переходная  экономика может выиграть от  рациональной организации акцизных  схем, поскольку акциз может выступать  значительным источником налоговых  поступлений — особенно на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может способствовать получению необходимого опыта сотрудниками налогового ведомства, который позволит затем применять более сложные методы аудита и контроля, необходимые для работы с НДС и подоходным налогом.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся  вредными, или ассоциирующихся с  негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а  также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так  и в применении, что достигается  за счет поддержания минимального перечня  подакцизных товаров. В настоящее  время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

Информация о работе Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности