Анализ имущенного налогообложения физических лиц российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2010-2012 года;
Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………...5
1.1 Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………….5
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога………………………………...7
1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц………………...15
2. АНАЛИЗ ИМУЩЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..19
2.1. Анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федераци.19
2.2. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц Российской Федерации на 2009-2011 г………………………………………22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НалогообложениЯ имущества физических лиц……………………………………………………………………………….23
2.1 Основные направления налоговой политики на 2010-2012 года ….23
2.2 Проблемы и пути совершенствования налогообложения имущества физических лиц………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33

Файлы: 1 файл

налоги курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

II. АНАЛИЗ ИМУЩЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации 2009 – 2011 гг.

 

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, то есть снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

При расчете  объема доходов федерального бюджета  на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.

В консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.

 

 

                                                                                       2009 г.

                                                                                                                             Всего: 6 288 млрд.руб.

                                                                                                                     

Формирование  всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в  2009–2011 гг. приведена на следующем графике.

Рис.2    млрд.руб.                  

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ поступлений  налога на имущество физических лиц Российской Федерации 2009 -2011 г.

 

Если проанализировать данные налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, можно сказать что поступления налога на имущество физических лиц в процентном соотношении с другими налоговыми поступлениями, не велик.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году и на 85,6% больше, чем в 2009 году (Рис. 3)

Незначительный  рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений  налога на имущество физических лиц  в связи с изменением сроков его уплаты.

Налога на имущество  физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.

Снижение поступлений  обусловлено изменением с 01.01.2011 срока  уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года. Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.

Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.

Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных  налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1 Основные направления налоговой политики на 2010-2012 года

 

В условиях мирового финансового кризиса Российская Федерация разрабатывает ряд  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики, в том числе, в области налогообложения.

Минфином Российской Федерации были разработаны основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период.

Данный документ позволяет участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с одной стороны, направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать  темпы роста экономики, в том  числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных  мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений  и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Важные изменения ожидают также налог на имущество физических лиц. Основными направлениями налоговой политики на 2009 - 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

- разработка  и принятие нормативных правовых  актов в связи с вступлением  в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (2008 - 2012 годы);

- принятие федерального  закона "О внесении изменений  в Федеральный закон "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации", предусмотренного  проектом № 445126-4;

- разработка  нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);

- информационное  наполнение кадастра объектов  недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);

- определение  эффективной налоговой ставки  и налоговых льгот для исчисления  местного налога на недвижимость  и подготовка проекта поправок  Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

Однако для  введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

При этом в настоящее  время законодательно не урегулированы  вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной  кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Кроме того, для  введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов  кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

С включением в  Кодекс главы, регулирующей налогообложение  недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

На данный момент единый налог на недвижимость еще  не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.

Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости  недвижимости, которая существенно выше инвентаризационной, что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан с невысоким достатком.

 

3.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц и пути его совершенствования.

 

С налогообложением имущества связаны значительные сложности как экономического, так и политического характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости – квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.

Проблемы налогообложения  земли: проведенная кадастровая  оценка земель незаконна, фактически отсутствует рынок земли, проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

Проблемы налогообложения  имущества физических лиц: многие объекты  имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества  физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

Информация о работе Анализ имущенного налогообложения физических лиц российской федерации