Алог на имущество физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.

Содержание работы

Введение.
1. Характеристика налога на имущество физических лиц.
1.1 Социально-экономическое значение налога на имущество физических лиц.
1.2 Особенности и элементы налога на имущество физических лиц.
1.3 Льготы по налогу.
1.4 Вклад налога на имущество физических лиц в формирование доходов местного бюджета.
1.5 Перспективы реформирования налога.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

региональные и местные налоги.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.

1. Характеристика налога  на имущество физических лиц.

1.1 Социально-экономическое  значение налога на имущество  физических лиц.

1.2 Особенности и элементы  налога на имущество физических  лиц.

1.3 Льготы по налогу.

1.4 Вклад налога на  имущество физических лиц в формирование доходов местного бюджета.

1.5 Перспективы реформирования  налога.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются обязательными  платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.

Особое значение для  современной России имеет формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий  развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи - строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса часто имеет возможность минимизировать свои платежи по налогам. Соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению.

Потребность в реформировании налогообложения  имущества физических лиц обусловлена  необходимостью рационализации формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала налога в целом. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера.

Наблюдаются низкая собираемость имущественных  налогов и проблемы администрирования (использование в качестве налоговой  базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы  льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).

При рассмотрении региональных и местных  налогов, в число которых входит большинство имущественных налогов, можно заметить, что доходы от налогообложения  имущества занимают преобладающую  долю в объеме собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов. В самой структуре имущественных налогов налог на имущество физических лиц занимает не лидирующие позиции (доминирует налог на имущество организаций). Напомню, что в систему имущественных налогов официально включены: налог на имущество физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (последние два налога к настоящему времени отменены). Не смотря на это, я покажу необходимость и важное значение налога на имущество физических лиц в системе налогообложения и в формировании доходов местного бюджета.

Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день одним из важнейших  имущественных налогов является налог на имущество физических лиц, потому что он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Всего поступило налогов в бюджетную систему РФ за 2012 год 5878,79 млрд. руб., 2011 год 7516,20 млрд. руб., а в 2010 году за тот же период 9278,39 млрд. руб. Налог на имущество (организаций и физических лиц) за 2012год 435,93млрд. руб., 2011 год составил 549,23 млрд. руб.

Целью контрольной работы является изучение налога на имущество физических лиц.

В соответствии с поставленной целью в контрольной работе решались следующие задачи:

- характеристика  сущности налога на имущество  физических лиц;

- социально-экономическое  значение налога на имущество  физ.лиц;

- рассмотрение  основных элементов налога на  имущество физических лиц и  его особенностей;

- определение льгот по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц;

- перспективы  реформирования налога.

Объектом изучения контрольной работы является налог на имущество физических лиц.

Предметом изучения послужили общественные отношения в сфере налогообложения физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика налога  на имущество физических лиц.

1.1 Социально-экономическое  значение налога на имущество  физических лиц.

Налог с физического  лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

За счет налоговых  взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и  черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов:

- распределительную;

- фискальную;

- контрольную.

Причем распределительную  функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно  реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С  ее помощью образуются государственные  денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Другая функция налога с населения как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто  фискальный характер: наполнить государственную  казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему  льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

 

1.2 Особенности и элементы  налога на имущество физических  лиц.

Налог на имущество физических лиц в  системе налогов и сборов Российской Федерации предусмотрен ст. 15 Налогового кодекса РФ. Различают местный, имущественный, прямой, систематический. Налог установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Закон является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим налогообложение конкретным видом налога, и не входящим в состав НК РФ. Все иные налоги и сборы, предусмотренные ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, регулируются соответствующими главами части второй НК РФ. Правовые акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный

Налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу 100%.

Налогоплательщики - физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Налогоплательщики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Налогоплательщики

 

По общему правилу 

Физические  лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Законом.

 

Общая долевая  собственность нескольких физических лиц (или физических лиц и организаций)

Каждое из этих физических лиц

 

Общая совместная собственность нескольких физических лиц без определения долей

Налогоплательщиком  может быть одно из этих лиц (по согласованию). В случае несогласованности налог  уплачивается каждым лицом в равных долях.

 
     

 

Элементы  налогообложения:

1. Объект налогообложения - жилые дома, квартиры, дачи, гараж и иные строения, помещения и сооружения (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Объекты  обложения налогом на имущество  физических лиц

2. Налоговая база - инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Если физическое лицо владеет несколькими объектами, то налоговой базой будет являться - суммарная инвентаризационная.

3. Налоговый период - налог уплачивается ежегодно.

4. Налоговая ставка - ставки налога, согласно Закону, устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих пределах (таблица 2.2):

 

Стоимость имущества (суммарная инвентаризационная стоимость имущества)

Ставка налога

 

до 300 тыс. руб.

до 0,1 процента

 

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

от 0,1 до 0,3 процента

 

Свыше 500 тыс. руб.

от 0,3 до 2 процентов

 
     

 

  Предельные ставки налога на  имущество физических лиц определены  законом и не могут превышать указанных размеров. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования строений, помещений и сооружений и по иным критериям.

 

1.3 Льготы по налогу

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации  от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог  на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 5 Закона лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Для лиц являющихся пенсионерами документом, подтверждающим право на льготу, является пенсионное удостоверение (пункт 5 Инструкции МНС России по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. № 54).

Если имущество, которое  признается объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком по отношению к этому имуществу признается каждое из данных физических лиц соразмерно его доле в таком имуществе. В таком же порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

В случае, когда имущество, которое  признается объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут одинаковую ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое определяется по соглашению между ними.

Информация о работе Алог на имущество физических лиц