Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: механизм налогообложения и проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Основной причиной широкого распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения. Поступления от акцизов составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны.
Обложение акцизами оказывает заметное влияние на социально-экономические процессы в обществе, что и определяет научную и практическую значимость исследования вопросов, связанных с формированием как перечня подакцизных товаров, так и механизма налогообложения акцизами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность акцизов в налоговой системе РФ и
механизм их исчисления 6
1.1 Правовая природа, сущность и эволюция акцизного
налогообложения 6
1.2 Механизм исчисления и уплаты акцизов на алкогольную
и спиртосодержащую продукцию 11
Глава 2 Оценка роли и места акцизов на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в налоговой системе РФ 23
2.1 Фискальная значимость акцизов 23
2.2 Оценка поступлений акцизов на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в бюджетную систему РФ 26
2.3 Проблемы и направления совершенствования
акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей
продукции 31
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

ОКОНЧАТ.ВАРИАНТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО Н.ЮР.Л..docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

 

 

2012г.

В % к  
2011г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

10958,2

5165,1

5793,1

112,7

115,3

110,6

из них: 
налог на прибыль организаций

2355,4

375,8

1979,6

103,7

109,7

102,7

налог на доходы физических лиц

2260,3

-

2260,3

113,3

-

113,3

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1988,8

1988,8

-

107,8

107,8

-

из него налог на добавленную  
   стоимость на товары (работы,    услуги),  
   реализуемые на территории  
   Российской Федерации

1886,1

1886,1

-

107,6

107,6

-

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции), производимым на территории Российской Федерации

783,6

341,9

441,8

129,8

147,5

118,7

налоги на имущество

785,3

-

785,3

115,8

-

115,8

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

2484,5

2442,8

41,7

119,2

119,3

109,5

из них налог на добычу  
   полезных ископаемых

2459,4

2420,5

38,9

120,4

120,6

111,2

1) По данным ФНС России


 

По  данным таблицы 1 акцизы в 2012 составили 7,1 % поступлений консолидированного бюджета РФ, 6,6% поступлений федерального бюджета и 7,6% поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ.  При этом прослеживается положительная динамика увеличения поступлений акцизов в бюджетную систему РФ. Так в 2012 г. общая сумма поступивших акцизов увеличилась на 29,8% по сравнению с 2011 г.

Акцизные  сборы от российских производителей алкоголя в 2012 году, по информации ФНС  России, составили рекордные 242,5 млрд руб., повысившись на 27% по сравнению с 2011 г. Самый существенный рост - 45% - обеспечил крепкий алкоголь. При этом на 5% упали доходы бюджета от винных акцизов.

Рекордную сумму акцизного налога с производителей алкоголя государству удалось собрать  в основном за счет увеличения ставки для всех категорий спиртного. Размер акциза для крепких напитков в 2012 г. повысился почти на 30% (с 231 руб. за литр спирта в 2011 г. до 300 руб. с 1 июля 201 2г.), для игристых вин - на 22% (с 18 до 22 руб.), для натуральных вин - на 20% (с 5 до 6 руб.).

В результате в 2012  году размер акцизных начислений на производителей спиртного составил 242,5 млрд руб. против 190,7 млрд руб. годом ранее. 

По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе 2013г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 780,1 млрд. рублей, что на 18,6% больше, чем в январе 2012 года. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 26,5%; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 22,1%; налога на доходы физических лиц - 16,2%; налога на прибыль организаций - 14,2%. Акцизы в общей сумме поступлений составляют 12,6%.

В таблице  2 проведен анализ поступлений акцизов по подакцизным товарам за январь 2013 г.

Удельный  вес акцизов на алкогольную продукцию  составляет по итогам января 2013 г. 20,4% доходов  консолидированного бюджета. 

В таблице 3 приведены данные о структуре  задолженности по налоговым платежам и сборам  в консолидированный  бюджет Российской Федерации) на 1 февраля 2013 года

 

 

 

 

 

Таблица 2 Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

 

Январь 
2013г.

Справочно  
январь 2012г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

98,7

100

57,1

41,6

69,4

100

36,1

33,4

из них на:  
табачную продукцию

36,1

36,6

36,1

-

23,0

33,1

23,0

-

автомобильный бензин

19,0

19,3

5,3

13,7

15,4

22,1

3,5

11,8

легковые автомобили  
и мотоциклы

1,0

1,0

1,0

-

0,9

1,3

0,9

-

дизельное топливо

12,2

12,4

3,4

8,8

7,7

11,1

1,8

5,9

моторное масло для  дизельных  
и (или) карбюраторных  
(инжекторных) двигателей

0,2

0,2

0,0

0,1

0,2

0,3

0,0

0,1

пиво

9,8

10,1

-

9,8

8,9

12,8

-

8,9

алкогольную продукцию  
(за исключением пива)

20,1

20,4

11,1

9,0

12,1

17,5

6,5

5,6


 

Таблица 3 Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированнный бюджет Российской Федерации1) на 1 февраля 2013 года

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

746,5

100

369,3

100

360,8

100

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

46,9

6,3

15,6

4,2

31,3

8,7

из них на:  
табачную продукцию

0,6

0,1

0,4

0,1

0,2

0,1

автомобильный бензин

0,2

0,0

0,0

0,0

0,2

0,1

легковые автомобили и  мотоциклы

0,6

0,1

0,0

0,0

0,6

0,2

дизельное топливо

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

0,0

пиво

0,5

0,1

0,4

0,1

0,1

0,0

алкогольную продукцию  
(за исключением пива)

44,7

6,0

14,7

4,0

30,0

8,3

остальные федеральные налоги и сборы

47,6

6,4

25,2

6,8

21,9

6,1


При достаточно высокой доле акцизов в доходах бюджета  задолженность по акцизам на алкогольную  продукцию составила на 1 января 2013 г. 6,4% общей задолженности  или 44,7 млрд. руб.

 

2.3 Проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Решениями, принятыми в 2011 году, предусматривается  индексация ставок акцизов на 2012 - 2014 годы, а также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка  налогообложения акцизами с целью  повышения его эффективности.

В связи  с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанном периоде  предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами по сравнению  с уровнем инфляции индексируются  ставки акцизов на алкогольную продукцию.

В отношении  алкогольной продукции предусматривается  сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в размерах, предусмотренных  действующим законодательством  о налогах и сборах. В случае, если принятые изменения в Кодекс будут предусматривать повышение ставок акциза сверх этих уровней, то дополнительно полученные доходы будут направлены на цели формирования дополнительных ресурсов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Установление  ставок акциза в 2015 году предполагается предусмотреть в следующих размерах:

на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых  вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного  фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) - 625 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов  включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых  без добавления ректификованного этилового  спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или  иного фруктового сусла, и (или) винного  дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) - 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

на  пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового  спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые  на основе пива, - 22 рубля за 1 литр;

на  сигареты и папиросы - 960 рублей за 1000 штук + 9 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1250 рублей за 1000 штук.

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрение теоретических аспектов акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции, практическое применение положений главы 22 «Акцизы» НК РФ с учетом последних изменений и анализ фактических поступлений акцизов показало следующее.

Акцизы выступают  одними из немногих рычагов воздействия  государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги акцизы и по сей день выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения. Однако вместе с тем следует отметить и положительные тенденции, определившиеся посредством анализа динамики доходов федерального и регионального бюджетов в период 2003-2010 гг. Так, их доля в общем объеме доходов вышеуказанных бюджетов за рассматриваемый период времени сократилась с 9,5% до 3,6% и с 10,5% до 7,3% соответственно. А это значит, что с каждым годом удельный вес косвенного налогообложения в составе бюджетов всех уровней уменьшается за счет относительного увеличения веса прямых налогов, учитывающих личные доходы и имущественное положение налогоплательщика.

Кроме того, внесенные  за последнее время изменения в систему налогообложения алкогольной продукции, при которой уплата производителями алкогольной продукции акциза по операциям ее реализации теперь осуществляется в размере 100% соответствующих налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 193 НК РФ, позволяют повысить эффективность функционирования системы налогового администрирования за счет упрощения порядка обложения акцизами этих товаров вследствие:

- сокращения количества  налогоплательщиков в результате  упразднения системы акцизных  складов оптовых организаций; 

- упрощения осуществления  государственного контроля за ограниченным кругом налогоплательщиков;

- решения проблемы  выпадающих доходов бюджета в  части акцизов по алкогольной  продукции, потерянной в процессе  ее передачи на акцизные склады  оптовой торговли;

- упрощения действующего  порядка исчисления и уплаты  акциза на алкогольную продукцию; 

- сохранения государственного  контроля и т. д. 

Однако, законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.  Совершенствование налогообложения в сфере акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации,  пополнения федерального и региональных бюджетов.  Таким образом, вносимые в законодательном порядке изменения в систему обложения акцизами алкогольной продукции, являются очередным шагом на пути построения «прозрачной» и справедливой системы налогообложения в Российской Федерации.

Информация о работе Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: механизм налогообложения и проблемы совершенствования