Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: механизм налогообложения и проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Основной причиной широкого распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения. Поступления от акцизов составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны.
Обложение акцизами оказывает заметное влияние на социально-экономические процессы в обществе, что и определяет научную и практическую значимость исследования вопросов, связанных с формированием как перечня подакцизных товаров, так и механизма налогообложения акцизами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность акцизов в налоговой системе РФ и
механизм их исчисления 6
1.1 Правовая природа, сущность и эволюция акцизного
налогообложения 6
1.2 Механизм исчисления и уплаты акцизов на алкогольную
и спиртосодержащую продукцию 11
Глава 2 Оценка роли и места акцизов на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в налоговой системе РФ 23
2.1 Фискальная значимость акцизов 23
2.2 Оценка поступлений акцизов на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в бюджетную систему РФ 26
2.3 Проблемы и направления совершенствования
акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей
продукции 31
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

ОКОНЧАТ.ВАРИАНТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО Н.ЮР.Л..docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

2) как стоимость реализованных  (переданных) подакцизных товаров,  исчисленная исходя из цен,  определяемых с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных  подакцизных товаров, исчисленная  исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом  периоде, а при их отсутствии  исходя из рыночных цен без  учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

4) как объем реализованных  (переданных) подакцизных товаров  в натуральном выражении для  исчисления акциза при применении  твердой (специфической) налоговой  ставки и как расчетная стоимость  реализованных (переданных) подакцизных  товаров, исчисляемая исходя из  максимальных розничных цен для  исчисления акциза при применении  адвалорной (в процентах) налоговой  ставки - по подакцизным товарам,  в отношении которых установлены  комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической)  и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

При исчислении налоговой  базы также установлены следующие  общие положения.

1) Согласно п. 1 ст. 187 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

2) Пунктом 6 ст. 187 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

3) В соответствии с п. 5 ст. 187 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

4) В отношении подакцизных  товаров, для которых установлены  различные налоговые ставки, налоговая  база определяется применительно  к каждой налоговой ставке (п. 1 ст. 190 Налогового кодекса РФ).

5) Если налогоплательщик  не ведет раздельного учета  налоговой базы по подакцизным  товарам, для которых установлены  различные налоговые ставки, то  определяется единая налоговая  база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных  товаров (п. 2 ст. 190 Налогового кодекса РФ).

Сумма акциза исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям  по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых  относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих  налоговую базу в соответствующем  налоговом периоде.

Иными словами сумма акциза определяется по всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых наступила в  соответствующем налоговом периоде10.

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих  подакцизных товаров, в том числе  структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

Налоговым периодом является период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате. Согласно ст. 192 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по всем подакцизным товарам признается календарный месяц.

Сумма акциза по подакцизным  товарам (в том числе при ввозе  на территорию РФ), исчисляется как  произведение соответствующей налоговой  ставки и налоговой базы, а при  применении процентных ставок - как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Если в отношении подакцизных  товаров установлены комбинированные  налоговые ставки (состоящие из твердой  и процентной налоговых ставок), то акциз исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном  выражении и как соответствующая  процентной налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, по подакцизным  товарам, облагаемым по разным ставкам, то сумма акциза определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой  базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Налоговые ставки акцизов  предусмотрены ст. 193 Налогового кодекса РФ на три года; их размер зависит от вида подакцизных товаров. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 28.11.2009 №  282-ФЗ были установлены ставки на 2010-2012 гг., но с принятием Федерального закона от 27.11.2010 №  306-ФЗ, определившего ставки на 2011-2013 гг., размер ставок на 2011, 2012 гг. на некоторые виды подакцизных товаров изменен.

Для всех подакцизных товаров  установлены общие правила вычетов  в отношении акциза. Исключение составляют лишь операции с прямогонным бензином. Особый порядок установлен также  для вычета авансового платежа, введенного с 01.07.2011.

С 1 января 2010 г. срок уплаты акциза в отношении всех подакцизных  товаров (за исключением прямогонного бензина и денатурированного  этилового спирта) за истекший налоговый  период - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ). То есть, начиная с 2010 г., налогоплательщик должен уплачивать акциз за истекший период, не деля его на две части, как это было предусмотрено ранее, не позднее 25-го числа следующего месяца. По общему правилу акциз по всем подакцизным товарам (в том числе и по нефтепродуктам) уплачивается по месту производства таких товаров. Соответственно, авансовые платежи акциза уплачиваются в таком же порядке.

Налогоплательщики обязаны  представлять в налоговые органы, в которых они состоят на учете, по месту своего нахождения, а также  по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Авансовые платежи по акцизу, введенные с 01.07.2011 и предусмотренные п. 8 ст. 194 НК РФ для определенных организаций, уплачиваются в следующем порядке:

- не позднее 15-го числа  текущего налогового периода  исходя из общего объема спирта  этилового и (или) спирта коньячного, закупка (передача) которых производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом.

Пример:

Компания «Вектор» в марте 2011 года произвела 654 литра спиртосодержащей продукции бытовой химии в  аэрозольной упаковке (металлической). А для производства продукции  компания закупила и оплатила 360 литров денатурированного спирта.

Ставка акциза на этиловый спирт составляет – 34 руб.

Как рассчитать сумму акциза?

Первое действие – надо определить сумму акциза, которая  была уплачена по денатурированному спирту.

34 руб. / л х 360 л = 12 240 руб.

Второе действие – надо определить сумму акциза, начисленную  к уплате в бюджет (возмещению из бюджета).

Ставка акциза по спиртосодержащей продукции бытовой химии = 0 руб.

0 руб. х 654 л - 12 240 руб. = - 12 240 руб.

Итого – сумма акциза в итоге получилась к возмещению из бюджета.

Нужно обратить внимание: если организация не ведет раздельный учет операций по реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма акциза должна рассчитываться по самой максимальной ставке по отношению к единой налоговой базе, определенной по всем облагаемым акцизами операциям.

 

 

Глава 2 Оценка роли и места акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в налоговой системе РФ

 

2.1 Фискальная значимость акцизов

 

В настоящее  время акцизы используются в налоговых  системах практически всех стран  рыночной экономики, что связано  с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь  федеральным налогом, акцизы выступают  одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая  тем самым свою высокую фискальную значимость. В настоящее время  в доходах федерального бюджета  РФ они занимают шестое место.

Акцизы, как и налог на добавленную  стоимость, — федеральный косвенный  налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению  с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров  отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ  и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к  каждому отдельному виду подакцизных  товаров, т. е. имеет индивидуальный характер11.

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной  из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При  перепродаже товар, по которому акциз  был уже уплачен, вновь акцизом  не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях  его продвижения становится составной  частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.

Следует отметить, что взимаемый в доход  бюджета акциз не является ни показателем  качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются  на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход  государства части сверхприбыли, которую получают производители  подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и  реализации.

Акцизы  также выступают средством ограничения  потребления подакцизных товаров  и регулирования спроса и предложения  на них. Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его  негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных  товаров традиционно включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь  дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию  сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье12.

Акцизы  в той или иной мере применяются  всеми странами ЕС. Как правило, они  взимаются в дополнение к НДС, которым облагаются соответствующие  товары или услуги. Гармонизация акцизов, несмотря на их относительную простоту и сходство в методах взимания, связана с рядом специфических  трудностей. Во-первых, акцизами в основном облагаются товары широкого потребления и их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на торговлю вином и табачными изделиями во Франции). В-третьих, сближение акцизов приходится увязывать с правилами единой политики в области сельского хозяйства (вино, сахар, табак), энергетики и транспорта (нефтепродукты), с условиями соглашений ЕС с отдельными группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д. Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требованиях по защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах. В начале 90-х годов Совет ЕС принял директивы по сближению структуры и ставок пяти главных акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила взимания перечисленных акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможности применения льготных ставок и освобождения от налогообложения. Руководствуясь этими критериями, каждое государство-член определяет ставки и порядок взимания акцизов на своей территории, которые обычно фиксируются в национальных законах.

В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной  частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой  реформы в Российской Федерации  акцизы вновь были "восстановлены  в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа  в систему федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе  РФ акцизы также выступают важнейшим  элементом системы федеральных  налогов13.

В современной России акцизы —  существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 0,37% ВВП в 2010 г. до 0,46% в 2011 г. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы. Таким образом, реальная оценка фискальной значимости, а также фискального потенциала акцизов неразрывно связана с рассмотрением круга подакцизных товаров и всех составных элементов механизма исчисления и уплаты акцизов.

Фискальные  возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения  администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового  спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.

 

2.2 Оценка поступлений  акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в бюджетную систему РФ

 

В современной налоговой  системе РФ акцизы являются источником формирования федерального бюджета  и консолидированных бюджетов субъектов  РФ. Для выявлении роли акцизов в формировании каждого уровня бюджетной системы необходимо проанализировать по видам поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей

Информация о работе Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: механизм налогообложения и проблемы совершенствования