Администрирование земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа на тему «Администрирование земельного налога» состоит из введения, трех глав и заключения. В работе 5 рисунков, 5 таблиц, 1 приложение, в списке литературы 15 источников, объем работы 60 машинописных страниц.
Цель дипломной работы – исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты земельного налога………………………..6
1.1.История и значение земельного налога………………………………….6
1. 2.Нормативное регулирование земельного налога………………………12
Глава 2.Исчисление и уплата земельного налога на примере ОАО «Бест НН»……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности структурного подразделения Инспекции ФНС России по Автозаводскому району города Нижнего Новгорода…………..23
2.2. Экономическая характеристика ОАО «Бест НН»……………...………32
2.3.Расчет земельного налога и авансовых платежей ОАО «Бест НН»….. 34
Глава 3. Пути совершенствования земельного налога……………………..39
3.1. Сравнительная характеристика старой и новой систем земельного налогообложения…………………………………………………………..…39
3.2. Нововведение в земельном налоге…………………………..………....43
3.3. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге……………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….......59
Список использованной литературы…………………………………….....60

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 111.25 Кб (Скачать файл)

     После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства  РСФСР были направлены против отмены ряда налогов . Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

     В 1953 году состоялась коренная реформа  сельскохозяйственного налога, в  которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

     С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке  участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном  контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Земельный налог — местный прямой налог, введенный с 1 июля 1981г., взимался с  кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан  СССР, иностранных физических и юридических  лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом  порядке были выделены земельные  участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических  и физических лиц, в том числе  колхозы, пенсионеры и т.д.

     В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее  законодательство о налогах и  сборах с принятием Закона РФ "О  плате за землю".Целью введения платы является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий. Данный налог выступал в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.

     Практика  функционирования данного налога показала его слабые стороны. Налог не побуждал к применению более эффективных  методов землепользования, т.к. его  ставки не зависели от потенциальной  доходности земельных участков и  не учитывали их реальной стоимости. Дифференциация ставок налога зависела от характера использования земель. Ежегодно на федеральном уровне производилась  индексация ставок земельного налога. В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков налоговое бремя распределялось неравномерно и порой несправедливо. Одновременно с этим, хотя налог и считался местным, основной перечень льгот был установлен федеральным законодательством, что серьезно снижало роль органов местного самоуправления в стимулировании экономических процессов на соответствующей территории. Кроме того, данный налог, будучи местным налогом, должен вводится в действие решениями МО. Фактически же он был установлен ФЗ и действовал на всей территории РФ.

     В связи с этим с 1 января 2005 года была введена в действие глава 31 НК РФ «Земельный налог». Принципиальным отличием от прежней системы налогообложения  является исчисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости  каждого земельного участка.

     Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли  играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального  обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер , но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               1. 2.Нормативное регулирование земельного налога. 

     Данный  налог устанавливается главой 31 Налогового кодекса и  нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, так в г. Нижнем Новгороде  - Постановлением городской думы Нижнего Новгорода от 28 октября 2005 года  №76 « О земельном налоге», вводится в действие и прекращает действовать также на основании данных документов.

       В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками  признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность, уплачивать налоги.

       В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

       Филиалы и иные обособленные подразделения  российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате земельного налога по месту нахождения этих земельных участков и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Не являются налогоплательщиками  организации и физические лица  в отношении земельных участков  находящихся у них на праве  безвозмездного срочного пользования  или переданных им по договору  аренды.

    Объектом налогообложения по земельному налогу являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признается объектом налогообложения :

  • Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения оборон, безопасности и таможенных нужд;
  • Земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

         С 1 января 2005 года  налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом.

    Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии

с земельным  законодательством РФ.

      Налогоплательщики — организации  и индивидуальные предприниматели  определяют налоговую базу самостоятельно  на основе информации о земельных  участках, полученной из государственного  земельного кадастра о каждом  земельном участке, принадлежащем  им на праве собственности  или праве постоянного (бессрочного)  пользования.

     Налоговую базу для физических лиц определяют налоговые органы по данным, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение Государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

   «Обстоятельства, как перевод участка из одной категории в другую и изменение вида разрешенного использования, не отражаются на величине облагаемой базы по земельному налогу. Если же в течение года кадастровая стоимость и может поменяется, то только из-за исправления технической ошибки, судебного решения или по другим причинам, то это повлияет на размер базы по земельному налогу»4.

     Особенности определения налоговой базы в  отношении земельных участков, находящихся  в общей собственности:

     1.Налоговая  база определяется в отношении  каждого земельного участка как  его кадастровая стоимость по  состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

     2. Налоговая база  определяется отдельно в отношении  долей в праве общей собственности  на земельный участок, в отношении  которых налогоплательщиками признаются  разные лица либо установлены  различные налоговые ставки.

      3.Налоговая база в отношении  земельных участков, находящихся  в общей долевой собственности,  определяется для каждого из  налогоплательщиков, являющихся собственниками  данного земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой  собственности.

     4. Налоговая база  в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной  собственности, определяется для  каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного  земельного участка, в равных  долях.

     5. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

       Налоговый кодекс предусматривает  уменьшение налоговой базы на не облагаемую сумму налогом размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении объекта налогообложения земельным налогом для следующих категорий налогоплательщиков:

    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
    • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, имеющих I и II группы инвалидности;
    • инвалидов с детства;
    • ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
    • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и др.;
    • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, связанных с любыми видами ядерных установок.

     Уменьшение  налоговой базы на не облагаемую налогом  сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту  нахождения земельного участка.

     Порядок и сроки  представления налогоплательщиками  документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга). Например, в Нижнем Новгороде данные лица должны представить документы на освобождение в налоговый орган до 1 июля года, являющегося налоговым периодом

     Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении  земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

    В соответствии со ст.395 НК полностью он земельного налогообложения освобождаются:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
    • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    • общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25% — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;
    • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Информация о работе Администрирование земельного налога