Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики. Думается, что еще рано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакая политика, не строится по международным стандартам.

Содержание работы

Введение
1. Содержание и принципы формирования учетной политики предприятия
1.1 Понятие учетной политики предприятия и принципы ее формирования
1.2 Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия
2. Учетная политика организации и ее роль в составлении бухгалтерской отчетности
2.1 Учетная политика для целей финансового учета
2.2 Экономическая характеристика МУПТ ТЦ «Пять звезд»
2.3 Оценка соответствия учетной политики видам и масштабам деятельности МУПТ ТЦ «Пять звезд»
3.Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Учетная политика и ее роль в составлении отчетности 2003 ТЦ Пять звезд.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в учетной  политике следует отразить только состав объектов (по группам), стоимость которых  может списываться подобным образом.

Кроме того, к объектам основных средств могут не относиться объекты, используемые в течение  срока, не превышающего одного производственного цикла (в том случае, когда этот цикл превышает 12 месяцев). Следовательно, в тех случаях, когда подобная ситуация имеет (или может иметь) место, в учетной политике целесообразно отразить этот факт - с приведением продолжительности производственного цикла и перечня объектов основных средств, в этом цикле используемых.

Остальные вопросы возмещения стоимости приобретенных объектов основных средств отражаются в подразделе "Способы начисления амортизации".

В состав амортизируемого  имущества входят объекты основных средств, и объекты нематериальных активов. Положением по ведению бухгалтерского учета для каждого из перечисленных видов имущества предусмотрены различные варианты начисления амортизации.

Для объектов основных средств  действующими нормативными документами (пункт 48 Положения по ведению бухгалтерского учета, пункт 19 ПБУ 6/01) предусмотрено использование следующих способов начисления амортизации:

- линейный способ;

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ, услуг);

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования.

После разделения учета  на финансовый и налоговый выбор  способа амортизации для целей  бухгалтерского учета не влияет на размер налога на прибыль (в принципе, возможна ситуация, когда для нужд различных видов учета могут быть использованы различные способы начисления амортизации). Поэтому при выборе способа начисления амортизации по вновь приобретаемым объектам основных средств следует учитывать только те прямые последствия, которые повлечет этот выбор для нужд финансового учета.

Бухгалтерский учет и  амортизация объектов нематериальных активов с 1 января 2001 года регулируются ПБУ 14/2000.

В соответствии с ПБУ 14/2000 для целей финансового учета организация может применять следующие способы начисления амортизации по объектам нематериальных активов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ).

Эти методы также неоднократно рассматривались на страницах нашего журнала и подробно останавливаться на каждом из них не имеет смысла.

Обратим внимание только на три обстоятельства:

по сравнению с ранее  действовавшим порядком добавлен еще  один способ начисления амортизации - способ уменьшаемого остатка;

в соответствии с пунктом 21 ПБУ 14/2000 по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы  амортизационных отчислений устанавливаются  в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации). А в соответствии с главой 25 НК РФ если по каким-то объектам нематериальных активов срок полезного использования определить невозможно, он устанавливается в десять лет - вдвое меньше, чем это установлено. Необходимо подчеркнуть, что сказанное относится только к таким объектам, которые приобретены или получены организацией в период между июлем 2000 и декабрем 2001 года.

Учет имущества, ранее относимого к составу малоценных и

быстроизнашивающихся  предметов

Данный элемент бухгалтерского учета должен быть отражен только в учетной политике организации на 2002 год. Это связано с тем, что новым Планом счетов обособленный учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов не предусмотрен. Следовательно, необходимо провести корректировку группировки активов по видам имущества и скорректировать ранее начисленную амортизацию подобных предметов.

В 2001 году могли быть использованы следующие способы начисления амортизации  малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП):

- процентный способ;

- линейный способ;

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ, услуг).

Более подробное их описание нецелесообразно, так как с 2002 года амортизация МБП не производится.

В бухгалтерском учете  активы, ранее учитываемые как  МБП, после перехода на новый План счетов должны быть разделены между объектами основных средств и материалами (для этого предусмотрено открытие к счету 10 "Материалы" дополнительного субсчета "Хозяйственный инвентарь и принадлежности"). К категории объектов основных средств относятся все МБП, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. Кроме того, следует учитывать то, что часть объектов основных средств стоимостью ниже 2 тыс.руб. (для целей финансового учета) или 10 тыс.руб. (для целей налогового учета) разрешается списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) полностью в момент передачи их в эксплуатацию.

Таким образом, в учетной  политике организации все объекты, ранее числившиеся на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", должны быть распределены на следующие группы:

- материалы;

- объекты основных  средств стоимостью свыше 2 или  10 тыс.руб.;

- объекты основных  средств стоимостью до 2 или 10 тыс.руб.

Минфин РФ и МНС  РФ не разъяснили, каким образом  должна быть списана часть стоимости  малоценных и быстроизнашивающихся предметов при их переводе в состав материалов, а также, каким образом должна быть определена норма амортизации по предметам, переведенным в состав объектов основных средств. Таким образом, при осуществлении такого перевода следует руководствоваться общеэкономическими принципами.

Таким образом, в учетной  политике для целей финансового  учета следует определить состав имущества, относимого к перечисленным  категориям. Кроме того, целесообразно  определить состав имущества, стоимость  которого при передаче в производство относится к расходам будущих периодов. Порядок распределения стоимости такого имущества по периодам, в течение которого она должна быть списана, целесообразно указать в соответствующем разделе учетной политики ("Определение порядка и срока списания расходов будущих периодов").

Выбор варианта учета материалов

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает два  варианта учета материалов - с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов" и без их использования. В последнем случае фактическая себестоимость материально-производственных запасов формируется непосредственно на счете 10. Как правило, на выбор по данному элементу учетной политики влияет схема документооборота и бухгалтерского учета, традиционно сложившаяся в организации.

Выбор варианта учета выпуска готовой продукции

В соответствии с Инструкцией  по применению Плана счетов готовая  продукция учитывается на счете 43 "Готовая продукция". В то же время допускается возможность учета выпуска готовой продукции с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Так как финансовый результат  определяется не ранее конца отчетного  месяца, то никаких налоговых или  иных последствий выбор того или  иного способа не несет. Следовательно, использование счета 40 для учета выпуска продукции целесообразно в тех организациях и производствах, где, во-первых, требуется оценка отклонений фактической себестоимости от плановой, а, во-вторых, там, где учет таких отклонений может быть тщательно организован. Иными словами, выбор варианта учета выпуска продукции во многом обусловлен организацией экономической службы и документооборота на предприятии.

Определение порядка и срока списания расходов будущих периодов

 В соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Таким образом, в учетной  политике организации должно быть определено, как минимум, два элемента:

- срок списания расходов будущих периодов;

- порядок распределения  расходов будущих периодов.

При принятии решения  об отнесении некоторых видов  затрат в состав расходов будущих  периодов нередко осуществляется выбор  между использованием счета 97 "Расходы  будущих периодов" и 96 "Резервы предстоящих расходов" (хотя, следует заметить, одно другого не исключает). Если возникает необходимость такого выбора, уместно провести расчет уровня себестоимости по отчетным периодам в зависимости от предполагаемого способа отнесения неравномерных затрат.

Создание резервного фонда

Речь о праве принятия организацией решения о создании резервного фонда может идти только в том случае, если организация  не является акционерным обществом (закрытым или открытым). Для акционерных  обществ создание таких резервов обязательно. Следовательно, в учетной политике акционерных обществ должен быть определен размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений. В обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и организациях иных организационно-правовых форм решение о создании резервного фонда также должно быть записано в учредительных документах. В учетной политике следует отразить размер фонда и размер ежегодных отчислений.

Отчисления от прибыли  в резервы всех видов налогооблагаемой базы не уменьшают.

Создание резерва  сомнительных долгов

Организация может создавать  резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и  гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность  организации, которая не погашена в  сроки, установленные договором, и  не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов  проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Следует обратить внимание на то, что с введением нового Плана счетов порядок создания и использования этого вида резерва несколько изменился, как изменился и счет, на котором учитывается данный резерв.

Отметим, что главой 25 части второй НК РФ установлен несколько  иной порядок создания резерва сомнительных долгов, отличный от порядка, установленного документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Схема создания и использования резерва для целей налогообложения предполагает списание части расхода на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Создание резервов предстоящих расходов и платежей

Организациям в целях  равномерного включения предстоящих  расходов в издержки производства или  обращения отчетного периода  предоставлено право создавать следующие виды резервов на:

- предстоящую оплату  отпусков работникам;

- выплату ежегодного  вознаграждения за выслугу лет;

- выплату вознаграждений  по итогам работы за год;

- ремонт основных средств;

- производственные затраты  по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- предстоящие затраты  на рекультивацию земель и  осуществление иных природоохранных  мероприятий;

- предстоящие затраты  по ремонту предметов, предназначенных  для сдачи в аренду по договору  проката;

- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- покрытие иных предвиденных  затрат и другие цели, предусмотренные  законодательством Российской Федерации,  нормативными правовыми актами  Минфина России.

Если при уточнении  учетной политики на следующий за отчетным финансовый год организация считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов и потерь, то остатки средств резервов, по которым в установленном порядке имеют место переходящие остатки, по состоянию на 1 января следующего за отчетным года подлежат присоединению к финансовому результату организации и отражаются оборотами за январь по дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".

Порядок списания доходов будущих периодов

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Информация о работе Учетная политика предприятия