Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики. Думается, что еще рано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакая политика, не строится по международным стандартам.

Содержание работы

Введение
1. Содержание и принципы формирования учетной политики предприятия
1.1 Понятие учетной политики предприятия и принципы ее формирования
1.2 Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия
2. Учетная политика организации и ее роль в составлении бухгалтерской отчетности
2.1 Учетная политика для целей финансового учета
2.2 Экономическая характеристика МУПТ ТЦ «Пять звезд»
2.3 Оценка соответствия учетной политики видам и масштабам деятельности МУПТ ТЦ «Пять звезд»
3.Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Учетная политика и ее роль в составлении отчетности 2003 ТЦ Пять звезд.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Принципы и правила  – это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают  рамки в построении системы учета  на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

Общие принципы и правила  установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной  политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной  политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета.

1.2  Нормативные  документы, регулирующие вопросы

учетной политики предприятия

 

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы  учетной политики организации, являются:

Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23.07.98 г. N 123-ФЗ);

положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н;

приказ Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н;

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

Основные задачи бухгалтерского учета: формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении, обеспечение  контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

В соответствии с Законом N 129-ФЗ ответственными являются:

за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - руководитель организации;

за формирование учетной  политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер организации.

Налоговый учет ведется  в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью начислений и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета создается исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

При установлении порядка  ведения налогового учета организация  руководствуется такими основными  документами, как НК РФ и приказы руководителя о порядке применения налоговых регистров.

Ответственность за организацию  налогового учета, соблюдение законодательства несет генеральный директор организации.

Настоящим приказом в  своей деятельности должны руководствоваться  все лица организации, связанные с решением вопросов, относящихся к учетной политике:

руководители и работники  всех структурных подразделений, служб  и отделов организации, отвечающие за своевременное представление  первичных документов и иной учетной  информации в бухгалтерию;

работники бухгалтерии, отвечающие за своевременное и качественное выполнение всех видов учетных работ  и составление достоверной отчетности всех видов.

Содержание данной учетной  политики является неисчерпывающим, и  при внесении в законодательные  акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений может дополняться отдельными приказами по организации с извещением налоговых органов о внесенных изменениях. Содержание учетной политики может дополняться в случае начала осуществления новых видов деятельности, не предусмотренных настоящей учетной политикой.

2. Учетная политика  организации и ее роль в  составлении бухгалтерской отчетности

 

2.1  Учетная  политика для целей финансового  учета

 

В настоящее время  учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации. При грамотном подходе к составлению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

На основании данных бухгалтерского учета, сформированных на базе положений учетной политики, разрабатываются и принимаются  различные управленческие решения, основной целью которых является повышение прибыльности и эффективности производственной или торговой деятельности. Поэтому основным адресатом учетной политики являются те заинтересованные пользователи бухгалтерской информации, от которых зависит принятие управленческих решений, непосредственно направленных на повышение эффективности производства или торговли - руководители организаций, советы директоров, общие собрания акционеров, деловые партнеры и т.п.

В последние годы идет динамичный процесс реформирования бухгалтерского учета с целью приведения его в соответствие с международными стандартами. Это выражается в разработке и утверждении новых стандартов бухгалтерского учета (положений по бухгалтерскому учету), внесения изменений и дополнений в ранее принятые положения, принятием новых глав Налогового кодекса РФ. В связи с этим возникает необходимость уточнения отдельных элементов учетной политики, ранее разработанной и утвержденной в организации, а то и полной ее переработки.

Первоначально предполагалось, что в данной статье будет две основных части - рекомендации по формированию учетной политики для целей финансового учета и по формированию учетной политики для целей налогообложения. Однако, в связи с тем, что к моменту сдачи журнала в печать, изменения в главу 25 НК РФ находились в стадии рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации, было принято решение вторую часть статьи перенести в следующий номер и, перед опубликованием, уточнить ее содержание в соответствии с новой редакцией положений главы 25.

При разработке учетной  политики и при составлении бухгалтерской  отчетности организации, использующие кассовый метод определения выручки  от реализации, должны оговорить (в  пояснительной записке) данный факт как отступление от допущения  временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Главой 25 части второй НК РФ использование кассового метода существенно ограничено. Начиная  с 2002 года этот метод в целях налогообложения  могут применять только те организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), без учета НДС и налога с продаж, в среднем за четыре предыдущих квартала не превышает 1 млн.руб. за каждый квартал.

Основным аргументом, который оценивается при выборе метода определения выручки от реализации (продаж) продукции, товаров, работ или услуг, является минимизация налогов - прежде всего, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Поэтому в том случае, когда выигрыш от оптимизации налога не является существенным, целесообразно использовать метод начислений.

Учетная политика организации  формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем  организации. Тем не менее, при работе над отдельными элементами учетной  политики целесообразно (а, иногда и  необходимо) участие руководителей других структурных подразделений - производственного, планово-экономического и отдельных специалистов - экспертов в той или иной области. Поэтому, нам представляется рациональным издание руководителем организации распоряжения или приказа, в котором определить состав рабочей группы по разработке учетной политики и сроки ее составления и представления на утверждение. Ответственным за разработку в любом случае должен быть главный бухгалтер - это установлено ПБУ 1/98.

Вначале должна быть выбрана, установлена и отражена в учетной политике организационная форма бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете  руководители организаций могут  в зависимости от объема учетной  работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или  бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

Далее в учетной политике должна быть определена форма счетоводства (системы учетных регистров).

Выбор осуществляется, как  правило, из числа следующих форм:

- единой журнально-ордерной  формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 N 63;

- журнально-ордерной  формы счетоводства для небольших  предприятий и хозяйственных  организаций, утвержденной письмом  Минфина СССР от 6 июня 1960 N 176.;

- упрощенной формы  бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства);

- мемориально-ордерной (используется, как правило, в бюджетных организациях, а также государственных и  муниципальных унитарных предприятиях);

- автоматизированной (данная  форма учета нормативными документами  подробно не регламентирована, однако в последнее время применяется все в больших масштабах. При выборе данной формы следует учитывать требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета к оформлению первичных учетных документов.

При формировании учетной политики утверждаются:

1. Рабочий План счетов  бухгалтерского учета, содержащий  синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности.

2. Формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности.

Внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемента учетной политики производится с начала финансового года.

3. Порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 12 Закона о бухгалтерском учете и пунктами 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания).

В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств, проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также  при преобразовании государственного  или муниципального унитарного  предприятия;

Информация о работе Учетная политика предприятия