Учетная политика предприятия (на примере ОАО «РЖД»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Учетная политика является одним из отправных документов, используемых налоговой инспекцией, аудиторской фирмой и другими соответствующими службами при проверке деятельности организации. В связи с этим с точки зрения Николаевой С.А. в вопросах учетной политики организации должны разбираться [13, с.8]:
– руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;
– бухгалтер организации, так как он формирует учетную политику, то есть может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;
– финансовый директор, так как в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движение денежных потоков организации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
Понятие и формирование учетной политики…………………………………………..5
Понятие учетной политики……………………………………………………………....5
Формирование учетной политики……………………………………………………….8
Раскрытие и изменение учетной политики…………………………………………….13
Содержание и основы разработки учетной политики……………………………….16
Рассмотрение учетной политики на примере ОАО «РЖД»………………………….17
Нормативно-правовое регулирование организации…………………………………...17
Основные положения устава предприятия…………………………………………..…20
Организационная структура предприятия……………………………………………...25
Учетная политика предприятия………………………………………………………....27
Рабочий план счетов предприятия……………………………………………………...29
Финансовые показатели предприятия………………………………………………….35
Итоги……………………………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

реферат по бух.docx

— 570.20 Кб (Скачать файл)

Категория существенности в  бухгалтерском учете допускает  не принимать во внимание незначительные характеристики, но требует раскрытия  всей важной информации. При этом следует  иметь в виду, что «существенной  признается сумма, отношение которой  к общему итогу соответствующих  данных составляет не менее пяти процентов» [13, с.35].  Конкретная величина «количественного порога» существенности определяется в учетной политике.

Существенными признаются:

– способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности (например, способ начисления амортизации);

– объекты учета, отсутствие информации о которых или ее неверный расчет могут повлиять на экономические  решения пользователей бухгалтерской  отчетности (например, стоимость основных средств).

Существенные способы  ведения бухгалтерского учета, также  как и допущения, отличные от допущений рассмотренных в ПБУ 1/98, подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная отчетность может не содержать информации об учетной политике, если в последней не произошло изменений со времени составления отчетности за предшествующий год.

Случаи, в которых может  или должно производиться изменение  в учетной политике организации, определены ПБУ 1/98:

– Изменение законодательства Российской Федерации или нормативных  актов по бухгалтерскому учету.

– Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения  бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации  или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности  информации.

– Существенное изменение  условий деятельности (может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.)

Перечень возможных вариантов  изменений условий деятельности не является закрытым.

Уточним, что согласно ПБУ 1/98 «не считается изменением учетной  политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации» [2].

Пункты 19–21 ПБУ 1/98 посвящены  оценке и отражению в отчетности последствий изменения учетной  политики. Порядок отражения последствий  изменения учетной политики рассмотрен на рисунке 2 в приложении 1.

Последствия изменения учетной  позиции также подлежат рассмотрению с позиции существенности. Последствия  изменения учётной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении  и подлежат обособленному раскрытию  в бухгалтерской отчётности. Информация о них должна, как минимум, включать:

– причину изменения учётной  политики;

– оценку последствий изменений  в денежном выражении (в отношении  отчётного года и каждого иного  периода, данные за который  включены в бухгалтерскую отчётность за отчётный год);

– указание на то, что включённые в бухгалтерскую отчётность за отчётный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчётному, скорректированы.

Корректировка сведений достигается  с помощью так называемого ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким способом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения [7, с.26].

Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией и вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Изменения  учетной политики на год, следующий  за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление в конце восьмидесятых годов  в качестве вольного перевода на русский  язык словосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: “Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и  правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения  бухгалтерского учета на предприятии  в условиях действующей нормативной  базы на данный момент времени” (5.С.48); “… совокупность способов ведения  бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий  хозяйствования” (2.С.7); “… это совокупность конкретных методов и форм ведения  бухгалтерского учета, объявляемая  предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности” (7.С.10). В приложении к приказу  Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия  понимается “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета –  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности” (1.С.5). Данное определение совпадает  с определением метода бухгалтерского учета.

 Метод бухгалтерского  учета как наука сложился 500 лет  тому назад и никакой общественно  – экономический строй, как  показывает практика, не может  поменять его. Изменения же  происходят только в техническом  и организационном плане с  целью более рационального и  эффективного использования метода  бухгалтерского учета. Поэтому  международные стандарты предусматривают  не совокупность методов и  способов ведения бухгалтерского  учета, а принципов и правил  организаций и технологической  основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия  представляет собой совокупность  принципов и правил (вариантов)  организации и технологии реализации  способов (метода) бухгалтерского учета  на предприятии с целью формирования  максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой  и управленческой информации  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНИЕ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

Нормативно-правовое регулирование организации

Уровень

Источник

Статьи

Содержание

Первый уровень

Гражданский кодекс РФ

51-ФЗ

Принятие: Государственной думой 21 октября 1994 года

Подписание: Президентом 30 ноября 1994 года

Вступление в силу: 1 января 1995 года

  1. Часть 1, глава 2, раздел 2, подраздел 6 «Акционерные                    общества»
  2. Часть 2, глава 30, раздел 3 «Поставка товаров»
  3. Часть 2, глава 30, раздел 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд»
  4. Часть 2, глава 40 «Перевозка»
 
 

Федеральный закон о бухгалтерском  учете

Принят Государственной Думой

22 ноября 2011 года.

Одобрен Советом Федерации

29 ноября 2011 года

 
 

Налоговый кодекс РФ

146-ФЗ

Принятие: Государственной Думой 16 июля 1998

Подписание: Президентом РФ 31 июля 1998

Вступление в силу: 1 января 1999

  1. Часть 1, раздел 4 «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ»
  2. Часть 1, раздел 5 «НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ»
  3. Часть 2, раздел 8, глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 25 «Налог на прибыль организаций»
  4. Часть 2, раздел 9, глава 28 «Транспортный налог»
 

Второй уровень

Положения по бухгалтерскому учету

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н)

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н)

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Учет  материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)( утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н) 

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Учет  основных средств» (ПБУ 6/01) (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, с изменениями от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н)

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства  и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, с изменениями от 14.02.2012 № 23н, от 27.04.2012 № 55н)

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н) 

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006№ 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н) 

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Учет  государственной помощи» (ПБУ 13/2000)( утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н) 

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Учет  нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н)

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Учет  расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)( утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н) 

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Учет  расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, с изменениями от 11.02.2008 № 23н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н)

 
   

Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) (Утверждено приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н) 

 

Третий уровень

Методические указания, инструкции, рекомендации

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49)

 
   

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н))

 
   

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н)

 
   

Методические рекомендации о порядке  формирования показателей бухгалтерской  отчетности организации (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н)

 
   

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации", утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н

 

Четвертый уровень

Бухгалтерская служба ОАО «РЖД» 

Рабочий план счетов (приложение 1)

 
   

Графики документооборота (приложение 2)

 
   

Формы самостоятельно разработанных первичных документов(приложение 3)

 
       
       
       
       

Таблица 1

Основные положения  устава предприятия

Устав утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации  от 18 сентября 2003 г. № 585 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2004 № 810, от 17.08.2005 № 520, от 26.07.2007 № 483, от 26.11.2007 № 811, от 12.09.2008 № 675, от 16.12.2008 № 958, от 07.07.2009 № 551, от 15.07.2009 № 570, от 31.12.2009 № 1209, от 15.07.2010 № 532, от 18.12.2010 № 1058, от 16.03.2011 № 168, от 30 декабря 2011 № 1203, от 16.01.2012 № 43р, от 01.11.2012 № 1117).

Открытое акционерное  общество "Российские железные дороги" (далее именуется - общество) создано  в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и является коммерческой организацией.

Учредителем общества является Российская Федерация.

Общество является юридическим  лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и настоящего устава.

Полное фирменное наименование общества на русском языке - открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке - ОАО "РЖД".

Место нахождения общества: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2. (п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2007 № 483)

Цели, задачи и  виды деятельности

Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также  извлечение прибыли.

Основными задачами общества являются:

1) расширение комплекса  и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества;

2) сохранение единой сетевой  производственной инфраструктуры  железных дорог и централизованного  диспетчерского управления;

3) обеспечение развития  производственных мощностей общества, привлечение для этого необходимых  инвестиций;

4) повышение эффективности  управления активами общества;

5) обеспечение недискриминационного  доступа перевозчиков к инфраструктуре  железнодорожного транспорта общего  пользования, принадлежащей обществу;

6) обеспечение безопасности  движения поездов, в том числе  при перевозках опасных грузов  по инфраструктуре, принадлежащей  обществу;

7) обеспечение сохранности  перевозимых грузов;

8) выполнение перевозок  для государственных нужд, в том  числе для обеспечения обороноспособности  и национальной безопасности  государства;

9) проведение единой технической  политики в обществе;

10) обеспечение прозрачности  финансовых операций общества;

11) участие в реализации  мероприятий по осуществлению  структурной реформы на железнодорожном  транспорте;

12) обеспечение защиты  государственной тайны;

13) организация и проведение  мероприятий по мобилизационной  подготовке и гражданской обороне;

14) повышение уровня социальной  защиты работников общества.

 

Для достижения целей, указанных  в настоящем уставе, общество вправе осуществлять следующие основные виды деятельности:

1) оказание услуг по  использованию инфраструктуры железнодорожного  транспорта общего пользования  и иных услуг, связанных с  предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов);

2) оказание услуг по  предоставлению железнодорожных  путей необщего пользования, принадлежащих  обществу;

3) выполнение работ по  эксплуатации, содержанию и ремонту  инфраструктуры железнодорожного  транспорта общего пользования  и железнодорожных путей необщего  пользования;

4) перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки;

5) оказание услуг по  предоставлению локомотивной тяги;

6) транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения  договора перевозки) по железнодорожным  путям общего и необщего пользования;

7) погрузочно-разгрузочная  деятельность на железнодорожных  путях общего и необщего пользования;

8) сопровождение и охрана  грузов в пути следования и  на железнодорожных станциях;

9) оказание услуг по  хранению грузов, в том числе  находящихся под таможенным контролем,  а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров;

10) транспортно-экспедиционная  деятельность;

11) производство, текущее  содержание и эксплуатация железнодорожного  подвижного состава (в том числе  пожарных поездов), контейнеров и  технических средств, используемых  на железнодорожном транспорте;

12) оказание услуг по  проведению планового и текущего  ремонта, технического обслуживания  вагонов, контейнеров и локомотивов,  по проведению ремонта колесных  пар, а также промывочно-пропарочных  работ;

13) производство работ  по ремонту электромашин, изготовлению  электрощитов, электроосветительной  аппаратуры и металлоконструкций;

14) оказание услуг по  приемке железнодорожного подвижного  состава и запасных частей  к нему на вагоностроительных  и вагоноремонтных заводах;

Информация о работе Учетная политика предприятия (на примере ОАО «РЖД»)