Учетная политика предприятия (на примере ОАО «РЖД»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Учетная политика является одним из отправных документов, используемых налоговой инспекцией, аудиторской фирмой и другими соответствующими службами при проверке деятельности организации. В связи с этим с точки зрения Николаевой С.А. в вопросах учетной политики организации должны разбираться [13, с.8]:
– руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;
– бухгалтер организации, так как он формирует учетную политику, то есть может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;
– финансовый директор, так как в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движение денежных потоков организации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
Понятие и формирование учетной политики…………………………………………..5
Понятие учетной политики……………………………………………………………....5
Формирование учетной политики……………………………………………………….8
Раскрытие и изменение учетной политики…………………………………………….13
Содержание и основы разработки учетной политики……………………………….16
Рассмотрение учетной политики на примере ОАО «РЖД»………………………….17
Нормативно-правовое регулирование организации…………………………………...17
Основные положения устава предприятия…………………………………………..…20
Организационная структура предприятия……………………………………………...25
Учетная политика предприятия………………………………………………………....27
Рабочий план счетов предприятия……………………………………………………...29
Финансовые показатели предприятия………………………………………………….35
Итоги……………………………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

реферат по бух.docx

— 570.20 Кб (Скачать файл)

– стратегию финансово-хозяйственного развития;

– наличие материальной базы, система информационного обеспечения;

– уровень квалификации бухгалтерских кадров, предприимчивость руководителей фирмы;

– систему материальной заинтересованности в эффективности  работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый  круг обязанностей.

Только при принятии во внимание всей совокупности влияющих факторов можно правильно подойти  к обоснованию учетной политики и ее формированию.

Следует отметить, что понятие  «учетная политика» установлено  как законодательными документами  в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами  в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в  себе два этих направления. Организация  может разрабатывать две учетные  политики, каждая из которых несет  в себе отдельные направления, или  совмещать их в одной учетной  политике. Так или иначе, ряд авторов [5, 13, 14, 15] полагает, что учетная политика позволяет вести эффективное  налоговое регулирование, то есть посредством  выбранной учетной политики можно  влиять на налоговые последствия  хозяйственных операций, совершенных  в организации.

Таким образом, при внимательном отношении и грамотном использовании  инструмента учетной политики организация  может решить целый ряд своих  учетных, налоговых и управленческих проблем.

 

        Формирование учетной политики

Под формированием учетной  политики понимается ее выбор и обоснование. ПБУ 1/98 в части формирования учетной  политики распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

Учетная политика организации  формируется главным бухгалтером (или иным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета) и  утверждается ее руководителем, который  отвечает за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций.

Учетная политика, а также  вносимые в нее изменения оформляются  организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т. п.) организации. В пункте 5 ПБУ 1/98 включена норма Федерального закона «О бухгалтерском  учете» относительно перечня вопросов утверждаемых при формировании учетной  политики. К ним относятся:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

– формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые  формы первичных учетных документов, а также формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– методы оценки активов  и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной  информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной  политики необходимо исходить из определенных допущений. Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение, как в международных, так и в большинстве национальных стандартов учета. В ПБУ 1/98 выделены следующие допущения: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Если при формировании учетной политики организации использованы иные допущения, то эти допущения  и причины их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Помимо перечисленных  допущений при разработке учетной  политики должны учитываться такие  требования, как полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и  рациональность.

Выбранная учетная политика должна быть единой для юридического лица, то есть применяться всеми  структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный  баланс, независимо от места их расположения. Данное требование необходимо учитывать  при разработке учетной политики дочерними и зависимыми обществами.

При формировании учетной  политики организации по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно разрабатывает соответствующие способы, исходя из действующих положений по бухгалтерского учету [2]. Информация о таких фактах с соответствующим обоснованием должна раскрываться в пояснительной записке. Для того чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошее знание действующей нормативной базы как с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства предприятия, так и с той точки зрения, какие вопросы еще остаются неотрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при  формировании учетной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную  политику до первой публикации бухгалтерской  отчетности, но не позднее 90 дней со дня  приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная  политика считается применяемой  со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

В учетную политику организации  должны быть включены все стороны  учетного процесса – методическая, техническая и организационная[1]. Соответственно можно выделить три  аспекта учетной политики.

Методические аспекты  – это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового  состояния [13, с.27]. Методическая сторона  учетной политики предприятия предусматривает  способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации и т. п. Она  включает те правила бухгалтерского учета, по которым организация в праве выбирать из нескольких, утвержденных в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, и состоит в выборе варианта бухгалтерского учета по конкретным его объектам.

В методический части определяются [7, с.19-23]:

– способ амортизации основных средств и нематериальных активов;

– регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств;

– способ оценки финансовых вложений при формировании их первоначальной стоимости;

– периодичность корректировки  оценки ценных бумаг как объекта  финансовых вложений;

– способ оценки по дисконтированной стоимости долговых ценных бумаг  и предоставленных займов;

– способ оценки стоимости  финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость;

– способ учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования;

– способ списания стоимости  спецодежды, срок эксплуатации которой  согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев;

– способ оценки приобретенных  товаров в организациях розничной  торговли;

– порядок отражения затрат по заготовке и доставке товаров  до центральных складов (баз);

– способ оценки материально-производственных запасов (готовой продукции, отгруженных  товаров, незавершенного производства, расходов будущих периодов);

– порядок перевода долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную;

– резервы предстоящих  расходов и платежей;

– перечень отчетных сегментов, способы распределения доходов  и расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами;

– способ группировки и  списания затрат на производство;

– признание доходов по долгосрочным договорам;

– периодичность создания резервов по сомнительным долгам и  т.д.

В учетной политике не обязательно  должны быть отражены все перечисленные  аспекты, также совершенно не обязательно  заранее включать в учетную политику положения, имеющие отношения к видам деятельности, которые еще не ведутся на предприятии [17, с.13]. Например, если организация не имеет на своем балансе основных средств и не собирается приобретать их в ближайшее время, то излишне предусматривать и описывать в учетной политике способ начисления амортизации. Учетная политика должна формироваться с учетом особенностей организации.

В технической части определяется, каким образом перечисленные  выше способы реализуются в учетных  регистрах, на счетах синтетического и  аналитического учета [7, с.19]. Технический  аспект показывает, как строится аналитический  и внесистемный бухгалтерский учет, формируются учетные регистры и  т.п. В нем должны быть отражены:

– Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая  субсчета) счетов, необходимых для  ведения бухгалтерского учета в  организации. Он разрабатывается на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством  финансов Российской Федерации. Организация  вправе использовать не все предусмотренные  счета. Кроме того, организация определяет номенклатуру объектов аналитического учета.

– Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных  операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные  формы. Они должны содержать следующие  обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени  которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;        личные подписи указанных лиц.

– Инвентаризация имущества  и обязательств. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке перед  составлением годового бухгалтерского отчета, в случае смены материально  ответственных лиц, при установлении фактов хищений, порчи ценностей, после  стихийных бедствий и в ряде других случаев. Количество необязательных инвентаризаций, перечень их объектов, а также даты проведения устанавливаются самой  организацией.

– Форма бухгалтерского учета, то есть состав, структура и  порядок формирования учетных регистров. Она определяется характером и масштабом  деятельности, потребностями управления, объемом обрабатываемой информации, наличными средствами автоматизации  учета.

– Организация внутрипроизводственного  контроля. Организация решает, как  построить внутренний учет, какая  внутренняя отчетность необходима для  управления, как следует организовать систему внутреннего контроля.

Также определяется перечень лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, порядок документооборота, формы бухгалтерской отчетности, существенность показателей бухгалтерской  отчетности, дата представления бухгалтерской отчетности, порядок утверждения представляемой годовой бухгалтерской отчетности и т.п. [7, с.23-25].

Организационный аспект предусматривает  определение прав и обязанностей главного бухгалтера, характеризует, как  осуществляются способы ведения  бухгалтерского учета с точки  зрения построения бухгалтерской службы, ее места в управленческой структуре  и взаимодействия с другими службами предприятия, распределения учетных  функций между персоналом бухгалтерии, фиксирует процедуры формирования внутренней и внешней бухгалтерской  отчетности [6, с.15].

Организация бухгалтерской  службы зависит от структуры управления, размеров деятельности предприятия. Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» «руководители организации могут в зависимости от объема учетной работы:

– учредить бухгалтерскую  службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– ввести в штат должность  бухгалтера;

– передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту;

– вести бухгалтерский  учет лично» [1].

Бухгалтерия может заниматься, помимо учетных, и общеэкономическими, финансовыми, плановыми вопросами и прогнозированием деятельности предприятия на ближайшую и длительную перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСКРЫТИЕ И ИЗМЕНИЕ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Под раскрытием учетной политики, согласно ПБУ 1/98, понимается придание ей гласности, публичности. Согласно федерального закона «О бухгалтерском учете», «публичность бухгалтерской отчетности заключается  в ее опубликовании в газетах, журналах, доступным пользователям  бухгалтерской отчетности, либо распространение  среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую  отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной  статистики по месту регистрации  организации для предоставление заинтересованным пользователям» [1].

Раскрывать свою учетную  политику должны организации, которые  публикуют свою бухгалтерскую отчетность согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам, либо по собственному желанию.

В статье 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» указаны  организации, которые обязаны публиковать  свою отчетность. К ним относятся  акционерные общества открытого  типа, банки и другие кредитные  организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и другие фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

Организация может раскрывать свою учетную политику полностью  или частично. Основываясь на категории  существенности, организация обязательно  должна раскрыть те способы ведения  бухгалтерского учета, которые существенно  влияют на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Учетная политика предприятия (на примере ОАО «РЖД»)