Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование особенностей организации различных форм безналичных расчетов в Российской Федерации, а так же исследование структуры, особенностей и перспектив развития безналичного денежного оборота в Российской Федерации.
- изучить историю возникновения безналичных расчетов;
- исследовать сущность и особенности безналичных расчетов;
- изучить принципы организации безналичных расчетов;
- проанализировать основные формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- исследовать особенности нормативно-правового регулирования безналичных расчетов;
- исследовать особенности организации безналичных расчетов в Мурманском ОСБ №8627;
- провести анализ данных по безналичным расчетам в Мурманском ОСБ №8627;
- проанализировать проблемы развития безналичных расчетов и пути их решения;
- исследовать перспективы развития безналичных расчетов;
Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.
Второй экземпляр платёжного поручения, если:
а) перечисленная сумма подлежит зачислению на счёт в другом банке - предназначается соответствующему учреждению другого банка;
б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка - используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;
в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка - то он прилагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера.
Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его лицевого счёта.
Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту.На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.
| Формы расчетов | Структура, в % | Темп роста в % | |
| 01.01.2009 г. | 01.01.2010 г. | ||
| Платежные поручения | 55 | 60 | 5 | 
| Аккредитивы | 0 | ||
| Чеки | |||
| Расчеты по инкассо | 18,5 | 19,91 | 1,41 | 
| Векселя | 25,7 | 20,26 | -5,44 | 
| Корпоративные пластиковые карты | 0,78 | 0,81 | 0,07 | 
| Всего | 100 | 100 | |
Таблица 2.5. Структура безналичных форм расчетов Мурманского ОСБ №8627
Из таблицы 2.5. видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают банковские векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2010 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2008 – 2009гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ОСБ №8627 не используется. Доля расчетов с помощью корпоративных пластиковых карт на начало 2010 года увеличилось на 4%.
2.5.Анализ 
осуществления безналичных 
Мурманское ОСБ №8627 предлагает своим клиентам возможность дистанционного управления счетом в Банке через интернет и телефон. Системы дистанционного обслуживания позволяют без необходимости посещения офиса Банка в любое удобное для вас время получать текущую информацию о состоянии счета, а также совершать банковские операции по счету. Использование Банком современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации.
Автоматизированные системы дистанционного обслуживания обеспечивают конфиденциальность и надежную защиту информации, передаваемой в ходе электронных расчетов корпоративных клиентов.
Отдельного упоминания требует система Клиент – Сбербанк. Автоматизированная система “Клиент-Сбербанк” предназначена для обмена информацией в электронном виде между банком и его клиентами. Применение АС "Клиент-Сбербанк" обеспечивает клиенту:
- Оперативное 
получение информации о 
- Получение 
промежуточных выписок по 
- Осуществление 
операций по счетам не выходя 
из офиса, что экономит время 
и снижает накладные расходы 
предприятия, связанные с оплатой 
курьерских и транспортных 
- Возможность управления счетом из других регионов.
- Возможность 
быстрой корректировки 
- Увеличение 
скорости прохождения платежей 
от формирования платежного 
- Возможность работы клиентов с банком 24 часа в сутки.
- Обработка 
платежей, поступивших от клиента, 
осуществляется в пределах 
- Возможность 
получения выписки по счету 
за определенный период, поскольку 
в банке ведется архив 
- Осуществление передачи любой информации, касающейся различных сфер деятельности банка и клиента. Ведение переписки.
- Возможность 
экспорта-импорта документов 
- Применяемая 
банком система защиты 
По автоматизированной системе “Клиент-Сбербанк” принимаются к исполнению следующие виды платежных документов:
а) в валюте РФ:
рублевые платежные поручения;
платежные требования;
заявления об отказе от акцепта;
б) в иностранной валюте:
валютные платежные поручения;
поручения на продажу валюты;
поручения на покупку валюты;
поручения на обязательную продажу валюты на ММВБ.
Валютные операции осуществляются в различных видах валют.
Предоставляется возможность работы по ссудным счетам клиентов, в том числе с использованием овердрафтного кредитования.·Дополнительно обновляются и поддерживаются справочники:
1. Справочник 
курсов валют - содержит официальные 
курсы валют ЦБ РФ, учетные 
цены ЦБ по драгоценным 
2. Справочник 
БИК банков - содержит информацию 
о наименованиях банков, их адресе, 
корреспондентском счете, коде участника 
системы расчетов Сбербанка 
В Мурманском ОСБ №8627 система Клиент – Сбербанк появилась в 1996г и в настоящий момент активно используется и развивается. Данные по работе с использованием системы Клиент – Сбербанк представлены в таблице 2.6.
| Показатели | На 01.01.2009 | На 01.01.2010 | ||
| план | факт | план | факт | |
| кол-во договоров | 91 | 79 | 91 | 112 | 
| кол-во Дт платежей за месяц шт. | 11337 | 16448 | ||
| кол-во Дт платежей через Б-К шт. | 3191 | 5553 | ||
| % Дт платежей, обработанных через Б-К. | 35% | 28% | 39% | 33,8% | 
Таблица 2.6. Показатели работы по системе Сбербанк-Клиент
Из таблицы видно, что фактическое количество договоров на январь 2009г. было меньше планового показателя: 79 против 91. На январь 2010г. ситуация заметно меняется: фактическое количество договоров превышает плановое – 112 против 91. Увеличивается в целом и количество дебетовых платежей: 16448 в 2009г. против 11337 в 2008г. Вместе с тем увеличивается и количество дебетовых платежей через систему Клиент-Сбербанк: 5553 в 2009г и 3191 в 2008г., хотя в процентном отношении и в 2009г. показатели не дотягивают до плановых. Фактические показатели зависят не только от качества рекламы и степени информированности, но и от тарифной политики.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ОСБ №8627 НА ФОНЕ РОССИИ.
В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика, имеется пять достаточно автономных направлений.
Первое – банковские информационные технологии. Центральный банк РФ, Комитет при президенте РФ по политике информатизации и Госстандарт РФ подготовили соглашение о разработке системы стандартизации информационных технологий в банковском деле.
К началу 2001г. разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональные части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковских сообщений.
Второе направление – комплексная система защиты банковской деятельности. Нормативная база в области применения методов и средств защиты пока недостаточная.
Третье направление – методологическое обеспечение банковских операций. Для проведения работ в этом направлении Госстандартом РФ создан специализированный Технический комитет.
Четвертое направление стандартизации банковской деятельности касается правил проведения банковских операций, расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, карточек финансовых операций и соответствующих носителей информации. Совместно с Центральным банком РФ проводится унификация банковских документов на основе формирования в общероссийском классификаторе управленческой документации класса «Унифицированная система банковской документации». Банком России введен с 1998г. двадцатиразрядный План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, приближенных к международным стандартам.
Пятое направление – банковские услуги. Госстандарт России совместно с Банком России разработал и принял в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг подраздел «Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения», который в начале 2001г. включал 134 услуги банков, из них 127 – коммерческих банков, 7 – Банка России1.
В начале 2008 года в Мурманском ОСБ №8627 было проведено анкетирование клиентов по вопросам обслуживания. Анкетирование представляло собой экспресс - опрос, в ходе которого было охвачено 2% клиентуры ОСБ №8627. Главные задачи опроса:
- Выявление 
действительной картины 
- Совершенствование 
работы банка в интересах 
- Повышение качества обслуживания;
- Внедрение в практику работы Сбербанка и его филиалов современных, пользующихся спросом банковских продуктов и услуг
В стремлении увеличения доли комиссионных доходов по операциям с юридическими лицами планируются мероприятия:
По стандартизации и унификации предлагаемых продуктов, включая комплекс организационных, информационных финансовых и юридических процедур;
По внедрению новых услуг и совершенствованию существующих;
По увеличению объемов продаж банковских продуктов;
По усилению позиций банка на рынке услуг, предоставляемых предприятиям и организациям, участникам внешнеэкономической деятельности.
по развитию современных высокотехнологических услуг, в том числе по системе «Сбербанк - Клиент»
Около 80% респондентов невысоко оценивают уровень своей информированности о продуктах и услугах, предлагаемых Сбербанком.
Более 90% респондентов считают, что служащие Сбербанка о потребностях юридических лиц отчасти осведомлены, отчасти нет. Поэтому, сотрудникам банка необходимо более интенсивно выявлять потребности клиентов в процессе их обслуживания, а так же при встрече с руководителями предприятий.
Интересно распределились ответы об отношении к Сбербанку и к другим банкам города. Около 90% всех опрошенных не пользуются услугами других банков. Около 10% пользуются услугами других банков города постоянно или время от времени. Основными причинами, по которым клиенты прибегают к услугам других банков являются: неудобный режим работы банка - 93% опрошенных клиентов, невыгодная процентная политика - 7% респондентов. В целом, доверие к Сбербанку у 85% респондентов занимает четвертый уровень по пятибалльной шкале, 10% -пятый уровень, 5% - третий уровень. Уровень доверия к другим банкам города не высок. Лишь 15% опрошенных предприятий доверяют другим банкам. Таковы результаты проведенного анкетирования корпоративных клиентов.
Информация о работе Система безналичных расчетов в Российской Федерации