Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Файлы: 1 файл

Ответы на госы.docx

— 355.69 Кб (Скачать файл)

Строение бухгалтерского счета.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. На каждый вид хозяйственных средств открывается отдельный счет. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.

Графически счет представляет собой таблицу Т-образной формы, левая сторона которой называет Дебет (Дт), а правая - Кредит (Кт).

 

                                         

 

 

Открыть счет - это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется Сальдо начальное (Сн). Состояние учитываемого объекта на конец месяца называется Сальдо конечное (Ск). Сумма всех записей, сделанных за текущий период (месяц) называется дебетовый или кредитовый оборот (Од - Ок).

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. При этом независимо от вида счетов их строение одинаково.

Активный счетНа активных счетах отражается учет средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства и др.)  Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебет счета, а суммы расходных операций - по кредиту. Сальдо активного счета расположено по дебету (дебетовое сальдо) и рассчитывается по формуле:Сн + Обд - Обк = Ск.

 

Пассивный счет.На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников формирования средств предприятия, их целевого назначения (уставный, резервный и добавочный капитал, прибыль и др.)

Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются по кредиту счета, а суммы расходных операций - по дебету. Сальдо пассивного счета расположено по кредиту счету (кредитовое сальдо) и рассчитывается следующим образом:Сн + Обк - Обд = Ск

Активно-пассивный счет.

Активно-пассивные счета имеют сальдо как по дебету, так и по кредиту (развернутое сальдо). Активно-пассивные счета бывают двух видов:- с односторонним сальдо - либо дебетовым, либо кредитовым (например, счет "Прибыли и убытки");

- с двухсторонним  сальдо - дебетовое и кредитовое  сальдо одновременно (например, счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторам")

 

Активные, пассивные и активно-пассивные счета предназначены для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию, а также привлеченных им в оборот. Они соответствуют статьям актива и пассива баланса, поэтому их принято называть балансовыми счетами.

Также предприятия могут пользоваться арендованными средствами, то есть средствами не принадлежащих организации. Для отражения контроля за такими объектами средств применяются забалансовые счета.

Забалансовый счет - это счет, предназначенный для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящиеся у него в ограниченного пользовании, а также средства, взятые предприятием на ответственное хранение. Средства, учитываемые на забалансовых счетах, в итоге баланса не включаются и отражаются за балансом. Забалансовые счета имеют трехзначный код.

Классификация бухгалтерских счетов по экономическому содержанию для статического и динамического баланса.

классификацию бухгалтерских счетов по экономическому содержанию и по назначению и структуре.

Классификация счетов по экономическому содержанию преследует цель группировки счетов в зависимости от экономической природы учитываемых на них объектов. По данному признаку бухгалтерские счета подразделяются на счета имущества, собственного капитала и обязательств и на счета процессов деятельности и их результатов.

Под назначением счетов понимается цель или характер применения конкретного счета, т.е. как учитываются отдельные виды имущества, капитала и обязательств. Структура счета характеризует его строение применительно к конкретному объекту, учитываемому на данном счете, то есть что означает дебет, кредит и сальдо счета. Назначение счетов и их структура неразрывно связаны между собой и по существу, поэтому объекты классифицируются сразу по назначению и структуре.

Счета имущества, собственного капитала и обязательств подразделяются на основные и регулирующие. Основные счета предназначены для отражения и контроля движения имущества, собственного капитала и обязательств. Регулирующие счета - для регулирования оценки отдельных видов имущества. Эти счета не имеют самостоятельного значения, а служат регулятивами бухгалтерского баланса, изменяя и дополняя суммы в других счетах.

Основные счета по назначению и структуре подразделяются на:

инвентарные (материально-вещественные) - используются для учета товарно-материальных ценностей и контроля за их состоянием и движением;

денежные - предназначены для учета денежных ресурсов и контроля за их наличием и движением;

фондовые - применяются для учета и контроля за образованием и расходованием различных видов собственного капитала по их целевому назначению: «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и др.;

расчетные - предназначены для учета расчетов с другими субъектами, которые могут выступать для данной организации как дебиторами, так и кредиторами. Поэтому расчетные счета могут быть активными, пассивными, активно-пассивными.

Регулирующие счета, как мы уже отметили, предназначены для уточнения сумм оценки основных счетов. Применение регулирующих счетов связано с тем, что некоторые объекты бухгалтерского учета отражаются в неизменной оценке, хотя их реальная стоимость может быть меньше или больше. Такие счета в зависимости от местонахождения объекта регулирования в бухгалтерском балансе подразделяются на контрактивные и контрпассивные. Регулирующие счета, которые уточняют оценку активного счета, называются контрактивными, например счета учета амортизации основных средств, амортизации нематериальных активов, счета для резервирования сумм отклонений от рыночной стоимости материальных ценностей.

Регулирующие счета, которые уточняют оценку основного пассивного счета, называются контрпассивными. Примером такого счета служит счет 81 «Собственные акции, выкупленные у акционеров».

Счета процессов деятельности и их результатов по назначению и структуре подразделяются на операционные и результатные. К операционным относят счета, предназначенные для учета различных процессов деятельности и контроля за их осуществлением. Операционные счета делятся:

на собирательно-распределительные - используются для обобщения расходов строго целевого назначения и последующего их распределения между объектами учета, например счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;

на бюджетно-распределительные - предназначены для правильного определения себестоимости и прибыли по отдельным отчетным периодам. Здесь можно выделить две группы счетов: счета для разграничения доходов и расходов по срокам и счета для создания резервов для осуществления расходов по мере их возникновения. К первым относят счета 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов»; ко вторым - счет 96 «Резервы предстоящих расходов»;

на калькуляционные счета - предназначены для сбора и суммирования затрат по отдельным процессам хозяйственной деятельности, а также для выявления их себестоимости. Это счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.

Результатные счета подразделяются:

на финансово-результатные - относятся счета, предназначенные для выявления финансовых результатов. Это счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.;

на контрольно-результатные - предназначены для контроля различных результатов разных процессов деятельности. Так, счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражает результаты процесса заготовления материалов, выявленные при сравнении фактической себестоимости приобретения материалов с учетными ценами на них.

Таким образом, приведенная классификация бухгалтерских счетов представляет собой обоснование базового набора признаков, по которым выделяются синтетические счета и их группы. В то же время каждый синтетический счет, выделяемый информационной системой, сам выступает в виде информационной системы, включающей в себя элементы, представленные в виде субсчетов или аналитических счетов.

 

  1. Документирование хозяйственных операций, современные проблемы формирования первичной документации.

Документирование хозяйственных операций Документооборот – движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив.

Документирование операций – это сбор, текущее наблюдение, измерение и запись операций в документах.

Для рационального ведения бухгалтерского учета на каждом предприятии должна быть установлена схема документирования хозяйственных операций на основе изучения объектов учета, хозяйственных и производственных процессов и системы управления.

Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами.

Первичный документ – это письменное доказательство того, что хозяйственная операция совершена или получено разрешение на ее проведение.

Для отражения хозяйственных операций применяется большое количество документов.

  1. Распорядительные документы – это приказы на совершение хозяйственных операций, но они не являются основанием для учетных записей, поскольку не подтверждают факта их осуществления.
  2. Оправдательные документы – документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции и служащие основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
  3. Документы бухгалтерского оформления составляются бухгалтером для подготовки информации с целью отражения ее в учетных регистрах.
  4. Комбинированные документы содержат признаки распорядительных и оправдательных документов; целесообразность их применения в сокращении общего количества документов.
  5. Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции.
  6. Сводные документы обобщают данные первичных документов.
  7. Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию, а накопительные – за определенный период времени.
  8. Внутренние документы составляют и используют на данном предприятии, а внешние поступают на предприятие от организаций и лиц.

Реквизиты (название документа, номер, подпись, печать, дата составления и срок действительности документа) – обязательные показатели, которые должен содержать каждый документ.

Порядок расположения реквизитов называется структурой документа.

Виды структур:

а) анкетная – реквизиты расположены, как в анкете, документ легко читать и заполнять;  
б) табличная – реквизиты расположены в определенной таблице, их легко обрабатывать на машинах;  
в) типовая – такие документы используются везде, они содержат определенные реквизиты и порядок отражения в них хозяйственных операций.

Документы, отражающие факт совершения операции, поступают в бухгалтерию и подвергаются нескольким проверкам.

Виды проверок:

а) формальная – проверка правильности оформления документов по форме;  
б) по существу – бухгалтер определяет законность данной хозяйственной операции;  
в) арифметическая – проверка правильности подсчетов данных документа.

Проверенные документы сортируются по определенным признакам и по стоимостной оценке.

Проставление расценки в документах – таксировка.

После определения стоимостных показателей на каждом документе проставляется корреспонденция счетов – контировка.

Данные сгруппированных документов заносятся в учетные регистры – специальные ведомости учета затрат. Затем они поступают в текущий бухгалтерский архив, в котором хранятся 1 год, по истечении этого срока передаются в постоянный архив.

 

 

  1. Учетная политика предприятий: понятие, виды, содержание и анализ изменений её формирования в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».

 

    1. Бухгалтерский финансовый учет

1  Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины.

  1. Учет операций по расчетным, валютным и другим счетам в банке. Очередность списания денежных средств с расчетных счетов.
  2. Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация, оценка, особенности бухгалтерского и налогового учета. Источники финансирования долгосрочных инвестиций.
  3. Учет основных средств по российским и международным стандартам: нормативная база, понятие, классификация, оценка.
  4. Способы начисления и учет амортизации основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского и налогового учета.
  5. Бухгалтерский и налоговый учет затрат на восстановление (модернизацию, реконструкцию и ремонт) основных средств.
  6. Учет нематериальных активов по российским и международным стандартам: нормативная база, понятие, классификация, оценка, бухгалтерский и налоговый учет.
  7. Финансовые вложения: нормативная база, классификация, оценка и учет. Учет финансовых инструментов согласно МСФО.
  8. Материально-производственные запасы: понятие, нормативное регулирование, порядок учета приобретения и заготовления, оценка при поступлении и выбытии. Учет НДС по  операциям приобретения и выбытия материалов.
  9. Готовая продукция: оценка и учет. Учет готовой продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
  10. Доходы организации: нормативная база, классификация, порядок признания и учета. Особенности отражения реализации по договору мены.
  11. Расходы по обычным видам деятельности: нормативная база, классификация, порядок признания в бухгалтерском учете. Учет расходов по элементам затрат и статьям калькуляции.
  12. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами: по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по причитающимся доходам, по депонированным суммам.
  13. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
  14. Нормативное регулирование и учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
  15. Учет расчетов с подотчетными лицами. Налоговые последствия по расчетам с работниками в связи со служебными командировками.
  16. Учет расчетов по кредитам и займам: правовые основы, бухгалтерский и налоговый учет.
  17. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности. Порядок учета резервов сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете.
  18. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, в том числе по авансам и векселям выданным. Учет НДС при расчетах с поставщиками и подрядчиками.
  19. Учет расчетов с покупателями и заказчиками, в том числе по авансам и векселям полученным. Учет НДС при расчетах с покупателями и заказчиками.
  20. Учет собственного капитала предприятия: нормативное регулирование, порядок образования и использования.
  21. Порядок исчисления и учет налога на прибыль организаций в соответствии с ПБУ 18/02 и МСФО.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский учет"