Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Файлы: 1 файл

Ответы на госы.docx

— 355.69 Кб (Скачать файл)

Правила ведения бухгалтерского учета

1. Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хозяйственные операции получают двойное отражение.

2. Правило денежного  выражения (стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объекты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Это правило вводит ограничения на элементы, отражаемые в бухгалтерском учете.

3. Правило раздельной оценки стоимости (индивидуальной оценки). Каждая имущественная ценность и каждое обязательство оценивается в бухгалтерском учете отдельно. Практика допускает групповую оценку отдельных объектов, если она вызвана только принципом экономичности учета.

4. Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что и закреплено в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 9). Каждая бухгалтерская запись в своей основе должна иметь документ, и каждый документ определяет бухгалтерскую запись. Отсюда требование срока хранения документов. Организация согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

5. Правило периодичности  в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного и делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации. Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйственные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по учетным циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год).

 

 

  1. Реформирование бухгалтерского учета в России: цели реформирования; концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ; международные стандарты финансовой отчетности; национальные бухгалтерские стандарты, их общность и различия на примерах конкретных стандартов.

Концепция развития бухгалтерской отчетности в РФ.

В конце восьмидесятых годов возникла идея перехода российской системы учета на международные стандарты. Реальное воплощение эта идея получила в подготовленной при участии ведущих российских специалистов концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России, одобренной Методологическим советом  по бухгалтерскому учету при МФ РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997г.  В последующем на ее основе была разработана программа реформирования бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением правительства от 06.03.98г. №283. 
С 01.01.2004г. начинается новый этап перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. В соответствии с поручением Правительства РФ от 15.02.03г. №МК-П13-01861 «О плане мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО), Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) 6 марта 2003 г. был утвержден план мероприятий. Основными направлениями плана мероприятий являются: 
1. По совершенствованию нормативно правового регулирования – разработка федерального Закона «О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности», а также предложений по внесению изменений и дополнений в Законодательство РФ в части использования показаний сводной отчетности для расчета чистых активов, дивидендов и других аналогичных показателей. 
2. По разработке положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и иных нормативных документов – публикация с последующим введением в действие новых стандартов: реорганизация организаций; промежуточная отчетность;  информация об участии в совместной деятельности; учет инвестиций в зависимые организации; реорганизация страховых организаций; промежуточная отчетность страховых организаций. 
Кроме того, планом предусмотрена разработка методических рекомендаций по трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, в сводную бухгалтерскую отчетность, составленную на основе МСФО. 
3. По организационным мероприятиям – привлечение к работе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) представителей профессионального общества и научных кругов. 
4. По подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета – внесение изменений в программы учебных курсов высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита. 
5. По международному сотрудничеству – создание необходимых условий для скорейшего перевода, а также последующих изменений на русский язык текста международных стандартов финансовой отчетности, обеспечение взаимодействия с координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ. 
Как свидетельствует перечень намеченных мероприятий, определяемые направления по переходу на международные стандарты полностью совпадают с разделами Плана мероприятий по реформированию бухгалтерского учета. 
Следует обратить внимание, что в процессе подготовки и обсуждения на МВК Плана мероприятий, были рассмотрены 2 варианта внедрения МСФО в российскую практику. 
Первый вариант связан с использованием МСФО наряду с национальными стандартами. Суть его заключается в том, что финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам, которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная) финансовая отчетность будет подготавливаться на основе МСФО.  
Второй вариант предусматривает замену национальных стандартов на МСФО. Данный вариант применения МСФО предусматривает отказ от национального суверенитета  значительной сферы регулирования экономических отношений.  
В результате обсуждения МВК был принят документ, охватывающий комплекс мероприятий, базирующийся на первом варианте внедрения МСФО в практику. Это постепенный, сложный процесс, который должен соотноситься с темпами развития экономической реальности и готовностью системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.  
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180).  
Концепция предусматривает два этапа развития бухгалтерского учета и отчетности: 2004-2007 г.г. и 2008-2010 г.г. На ее основе был разработан План мероприятий Минфина РФ на 2004-2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (приложение к приказу Минфина РФ  от 16.09.2004 г. № 263). 
Основные принципы построения различных видов отчетности, по мнению разработчиков Концепции 2004 года, выглядят следующим образом: 
- индивидуальная бухгалтерская отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Тем самым косвенно подтверждается то, что одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО (которые фактически представляют собой свод правил бухгалтерской отчетности, предполагающий многовариантность организации и осуществления учетных процессов). Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно согласно МСФО (вместо российских стандартов). В этом случае потребуется дополнительное нормативное регулирование составления пояснений к отчетности, исчерпывающе разъясняющих заинтересованным пользователям, какие варианты применения МСФО выбраны хозяйствующим субъектом; 
- консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО. С учетом того что индивидуальная отчетность, скорее всего, будет составляться по другим (отечественным) стандартам, потребуются дополнительные затраты по перегруппировке и корректировке данных индивидуальной отчетности. Из этого следует, что одна из проблем, определенных в разделе 1 Концепции 2004 года (неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО), не только не будет разрешена, но и может существенно усугубиться; 
- управленческая отчетность должна представляться в объемах и в сроки, установленные самим хозяйствующим субъектом. Вместе с тем Концепцией 2004 года подчеркивается целесообразность такого построения управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Данный тезис изложен в виде рекомендации, но его практическая реализация также может повлечь существенные дополнительные материальные затраты; 
- налоговую отчетность предлагается составлять на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, посредством ее корректировки по правилам налогового законодательства.  
В третьем разделе Концепции более конкретно определенными можно считать следующие цели: 
- утверждение до 2007 года основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Достижение данной цели не означает, что работа по дальнейшему переводу отдельных МСФО и разработке отечественных стандартов на этом будет закончена: процесс формирования международных стандартов продолжается, и, следовательно, в вышеуказанные сроки должны быть разработаны российские стандарты только в той части, в которой пока нет нормативных документов, соответствующих (аналогичных) отдельным МСФО.  
- сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. На первом этапе - до 2007 года включительно.  
В рамках сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые изменения внесены в налоговое законодательство. 
В части разработки и изменения отдельных положении по бухгалтерскому учету достигнуты определенные результаты. В 2008 году заменены положения: 
- ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», приложение № 1 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н; 
- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н (с изменениями от 23 апреля 2009 г.);  
- ПБУ 11/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», приказ Минфина РФ от 29.04.2008 г. № 48н; 
- ПБУ 15/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам», приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н. 
Вышло новое ПБУ 21/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений», приложение № 2 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н. 
В 2009 году на обсуждение представлены: 
- Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Что же касается применения МСФО в консолидированной отчетности. еще в 2004 году был подготовлен проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Но этот законопроект до настоящего времени не принят Государственной Думой. 

 

реформирование бухгалтерского учета в России: цели реформирования;До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.  
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.  
Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.  
Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:  
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10);  
положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г. N 100).  
В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.  
Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.  
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.  
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:  
формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;  
обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;  
гармонизация стандартов на международном уровне;  
оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учет  

Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО.Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов вызвал необходимость реформирования системы бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями. Необходимость реформы бухгалтерского учета в России была очевидна, однако конкретные направления ее вызывали дискуссии у ученых и специалистов. Обсуждался вопрос, в какой мере при реформе отечественного учета следует использовать опыт зарубежных стран и каким именно мировым опытом следует воспользоваться России. Было немало высказываний в пользу выбора в качестве ориентира для реформирования бухгалтерского учета в России национальных стандартов тех зарубежных стран—членов ЕС, совокупность экономических и политических условий которых наиболее близка России, например, Франции или Германии. Другие мнения сводились к тому, что ориентиром должны служить US GAAP в связи с наличием большого числа компаний США на российском рынке. Высказывалось мнение и о том, что российским организациям целесообразно использовать как US GAAP, так и Директивы ЕС, в зависимости от того, с какими иностранными партнерами они имеют дело.Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1998 г. постановлении Правительства № 283 "Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Тем не менее Программа оставила нерешенными важные вопросы, которые по-прежнему дискутируются. Остается открытым один из центральных вопросов о степени соответствия регламентациям МСФО национальных российских стандартов бухгалтерского учета. Нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, какими темпами должна производиться адаптация отечественного учета к требованиям МСФО. По мнению члена правления Комитета по МСФО Дэвида Даманта, Россия должна в кратчайшие сроки перейти на использование МСФО и создавать собственные стандарты бухгалтерского учета ей нецелесообразно [31]. Официальные представители Министерства финансов РФ высказываются за постепенную адаптацию отечественного учета к МСФО с учетом российской специфики, тогда как Центробанк РФ поддерживает интенсивный переход к МСФО [И, 31]. В пользу быстрого перехода высказываются представители компании "Лукойл", аргументируя свою точку зрения серьезными недостатками российских стандартов для аналитиков; в компании "Газпром", напротив, считают обоснованным лишь постепенный переход, поскольку форсирование этого процесса сопряжено с повышенными затратами при недостаточном спросе на отечественную отчетность, составленную по МСФО [31].Такое различие в мнениях указывает на наличие факторов, как стимулирующих, так и препятствующих адаптации российского бухгалтерского учета к требованиям МСФО.Национальные стандарты бухгалтерского учета, как было сказано ранее, формируются под влиянием общей экономической в стране структуры и источников финансирования предприятии, запро сов пользователей их отчетности. Важнейшей тенденцией в развитии со временных отечественных предприятий является рост и усиление значимости крупных корпоративных структур, перечень и содержание отчетных показателей которых приближаются к международным стандартам.По мнению В. Палия, лишь 200 крупных российских компаний имеют в настоящее время необходимость напрямую использовать МСФО [31]. Однако большинство этих компаний являются транснациональными корпорациями, и вместе с дочерними организациями их число составляет чуть более 3 тысяч. В масштабах России это количество, разумеется, невелико, но необходимо учитывать, что на долю крупнейших компаний приходится наибольший экономический потенциал, подавляющая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности перед бюджетом. Характерен тот факт, что почти половину дивидендов государству от его участия в 3900 акционерных обществах в 2002 г. выплатили всего 275 обществ, при этом около 90 % общей суммы дивидендов начислены лишь крупнейшими АО, такими, как РАО "ЕЭС", "Связьинвест", "Газпром". Доходы указанных корпораций по сравнению с остальными предприятиями характеризуются, например, соотношением поступлений налогов и сборов в бюджет. Развитие современных отечественных предприятий характеризуется усилением влияния на экономику страны крупных корпоративных структур, общие экономические показатели которых приближаются к международным стандартам.Наличие в России крупных негосударственных корпораций, структура которых близка к корпорациям развитых стран, и возрастающий их вес в экономике страны свидетельствуют в пользу взвешенных решений, но не промедления на пути адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.Наряду с этим имеются реальные препятствия адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. В их числе необходимо отметить основные:малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира; низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций;малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса;неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО; низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции;запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего в низкой информационной прозрачности;острые конфликты и скандалы на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров

национальные бухгалтерские стандарты, их общность и различия на примерах конкретных стандартов

Финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и финансовых результатов деятельности организации (п.7 МСФО 1).

Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п.7 МСФО 1).

Состав и порядок представления финансовой отчётности регулируется следующими МСФО:

  • МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
  • МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств"
  • МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки"
  • МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Отчетная дата для финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной.

Финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:

  • причину выбора периода отличающегося от одного года,
  • и факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях в капитале, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы. (п. 49 МСФО 1).

Организация может представлять финансовую отчетность в любой валюте.

МСФО выделяет

- функциональную валюту

-валюту представления  отчетности

Функциональная валюта - валюта, используемая в основной экономической среде, в которой организация осуществляет свою деятельность (определяется на основе регламентированных положений МСФО 21 исходя из особенностей деятельности компании).

Валюта представления – валюта, в которой представляется финансовая отчетность (определяется произвольно исходя из нужд пользователей)

В МСФО правила использования языка при составлении бухгалтерской отчетности прямо не установлены.

Учетная политика МСФО предполагает:

1. Имущественную обособленность.В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации.

2.Непрерывность деятельности. Организация будет продолжать  свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации  или существенного сокращения  деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)

3.Последовательность применения  учетной политики. Предприятие выбирает  и применяет учетную политику  последовательно для одинаковых  операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8).

4. Временную определенность  фактов хозяйственной деятельности. Результаты операций и прочих  событий признаются по факту  их совершения (а не тогда, когда  денежные средства или их эквиваленты  получены или выплачены) – принцип  начисления. Они отражаются в  учетных записях и включаются  в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п.22 Принципов  подготовки и составления финансовой  отчетности).

Правила составления отчетности:

  • Объективное представления. В соответствии с п.18 МСФО 1, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям определенного Стандарта МСФО будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-либо требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать: а)тот факт, что руководство пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств организации; б) тот факт, что финансовая отчетность соответствует применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-либо Стандарта в целях достижения достоверного представления; в) Стандарт, от которого отступила компания, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы Стандартом, причины, по которым такой порядок учета вводил бы в заблуждение, и принятый порядок учета; и г) финансовое воздействие отступления на чистую прибыль или убыток компании, ее активы, обязательства, капитал и движение денежных средств в каждом из представленных периодов.
  • Последовательность представления финансовой отчетности. В п.27 МСФО 1 определено отступление от последовательного представления финансовой отчетности в случаях: а)значительного изменения в характере операций компании или когда анализ представления ею финансовой отчетности демонстрирует, что изменение приведет к более надлежащему представлению событий или операций с учетом критериев выбора и применения учетной политики согласно МСФО 8; б) изменение в представлении требуется Международным стандартом финансовой отчетности или интерпретацией Постоянного комитета по интерпретациям (ПКИ).
  • Существенность и агрегирование. Если статья не является существенной в обособленном виде, она объединяется с другими статьями в самой финансовой отчетности или в примечаниях (пп.29,30 МСФО 1).
  • Зачет статей отчетности. Активы и обязательства, а также доходы и расходы не должны взаимозачитываться, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается Международным стандартом финансовой отчетности или Интерпретацией (п.32 МСФО 1).

Основное отличие МСФО от РСБУ по данному разделу

Зависимость финансовой отчетности по МСФО от бухгалтерского учета более гибкая, чем в РСБУ. В отличие от РСБУ, в МСФО отсутствует жесткое закрепление отчетной даты. В РСБУ изменение продолжительности отчетного периода возможно только в случае, когда момент создания юридического лица приходится на период после 1 октября или при прекращении его деятельности. В отличие от РСБУ, в МСФО отсутствует жесткое закрепление валюты представления отчетности. В отличие от РСБУ, в МСФО отсутствует жесткое закрепление используемого языка для составления отчетности. Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам. В МСФО. МСФО содержит более подробное регламентирование информации, которая подлежит раскрытию в отчетности, если организация отступает от установленных правил учета. РСБУ не содержат указания на то, в каких конкретных случаях допускаются отступления.

Таким образом, МСФО предполагает более гибкий поход к формату представления финансовой отчетности.

 

2.2 Состав бухгалтерской отчетности

 

Отчетность по МСФО должна соответствовать принципам подготовки и составления, обозначенным в "Концепции подготовки и представления финансовой отчетности".

Согласно МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", финансовая отчетность состоит из следующих компонентов, каждый из которых раскрывает определенный вид информации:

  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях в собственном капитале;
  • отчет о движении денежных средств;
  • приложения (существенные элементы учетной политики и пояснительные примечания).

В состав российской бухгалтерской отчетности помимо перечисленных отчетов включен отчетом о целевом использовании денежных средств и аудиторское заключение.

Компании могут представлять, помимо финансовой отчетности, финансовые обзоры руководства, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается (п.9 МСФО 1). В частности, такой отчет может включать анализ ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно Международным стандартам финансовой отчетности (в соответствии с подп. (c) п.9 МСФО 1)

В настоящее время МСФО не устанавливают зависимость объема раскрываемой информации от особенностей деятельности отчитывающейся организации.

Промежуточная финансовая отчетность – это финансовая отчетность, которая содержит полный, либо сжатый набор финансовых отчетов за период более короткий, чем полный финансовый год компании (п.4 МСФО 34).

МСФО 34 не устанавливает, какие компании должны публиковать промежуточную отчетность, как часто и как скоро после окончания промежуточного периода.

Основные различия с РСБУ

В системе МСФО, в отличие от РСБУ, не существует определения формы бухгалтерской отчетности. В связи с этим отчеты, включаемые в полный комплект финансовой отчетности, могут формироваться исходя из предлагаемых в МСФО 1 вариантов построения финансовой отчетности и разрабатываться организациями самостоятельно. Российские формы отчетности, даже с учетом продекларированного подхода к самостоятельной разработке организациями форм отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н (п.1 Указаний о порядке составления и представления форм бухгалтерской отчетности), зачастую не отличаются от рекомендуемых.

В МСФО 1, в отличие от РСБУ, предусмотрено два варианта представления отчета об изменениях капитала: (а) отчет, показывающий все изменения в собственном капитале; (б) отчет, не включающий операции с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов.

В российской системе регулирования бухгалтерского учета в отличие от МСФО существует требование составления Приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5), а также Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6). В них приводится информация, которая согласно МСФО включается в пояснительные примечания к финансовой отчетности.

МСФО не устанавливает прямого требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности организации.

РСБУ не содержит ни требований по представлению, ни запрета на представление финансовых обзоров руководства.

До выхода МСФО по финансовой отчетности малых и средних предприятий, система МСФО не содержит специальных требований к раскрытию информации в отчетности отдельных видов компаний. МСФО, в отличии от РСБУ, не требуют обязательного представления промежуточной финансовой отчетности.

В отличие от РСБУ, в МСФО не устанавливается периодичность, с которой формируется промежуточная отчетность и сроки ее представления. МСФО 34, лишь поощряет компании к ее представлению «по крайней мере, по состоянию на конец первой половины их финансового года и представлению не позже чем через 60 дней после завершения промежуточного периода» (п.1 МСФО 34) .

Бухгалтерский баланс

Активы в бухгалтерском балансе представляются как внеоборотные и оборотные.

Возможно представление активов и обязательств в порядке ликвидности (убывание ликвидности - по активам, увеличение сроков погашения – по обязательствам)

Компании могут представлять активы и обязательства по срокам возможного погашения (анализ по срокам погашения) в соответствии с п.56 МСФО 1.

Организация должна раскрывать либо в составе бухгалтерского баланса либо в пояснениях к нему расшифровку акционерного капитала по видам прав участия акционеров (п.76 МСФО 1).

Основные различия с РСБУ

В РСБУ не установлена возможность представления активов и обязательств в порядке убывания ликвидности.

В отличие от РСБУ, МСФО предусматривает возможность компаний группировать активы и обязательства как долгосрочные и краткосрочные, с учетом внутренней группировки их по степени ликвидности.

Согласно МСФО 1 в финансовой отчетности следует раскрывать виды информации, не указанные в РСБУ, а именно: существующие права, преференции и ограничения в отношении каждого типа акций; описание экономической сущности и назначения каждого вида созданного резерва в составе капитала организации.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках предназначен для представления информации, необходимой для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем; прогнозирования способности создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы; формирования суждения об эффективности использования ресурсов. В п..81,82 МСФО 1 установлен состав минимума показателей, включаемых в отчет о прибылях и убытках:

  • В обязательном порядке в отчете о прибылях и убытках должны содержаться статьи:
  • выручка;
  • затраты по финансированию;
  • доля организации в прибыли или убытках ассоциированных компаний;
  • прибыль или убыток до налогообложения;
  • расходы по уплате налога;
  • доля меньшинства; прибыль (убыток).

Эти статьи отражаются в отчете о прибылях и убытках по видам доходов и расходов. Понятие, критерии признания, классификация доходов и расходов.

 

 

 

В МСФО существует два варианта представления расходов (разбиение расходов на подклассы). В зависимости от того, какие для удобства анализа отчета пользователями подклассы выделяются, отчет составляется в одной из двух форм, описание которых приведено в таблице:

Метод по "характеру затрат"

Метод "по назначению затрат" (по себестоимости продаж)

Сущность

Расходы объединяются в соответствии с характером и не перераспределяются в зависимости от их различного назначения внутри организации.

Метод прост в применении, т.к. не требуется распределения расходов.

Расходы разбиваются на подклассы в соответствии с назначением, как часть себестоимости продаж.

Метод дает более полезную информацию, чем классификация расходов по характеру, но проведение распределения может повлечь за собой субъективность суждений.

Классификация

Выручка

Прочий доход

Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства

Использованное сырье и материалы

Расходы на вознаграждения работникам

Амортизационные расходы

Прочие расходы

Итого расходы

Прибыль

Выручка

Себестоимость продаж

Валовая прибыль

Прочий доход

Затраты на сбыт

Административные расходы

Прочие расходы

Прибыль


Основные различия по отчету о прибылях и убытках

Форма российского отчета о прибылях и убытках не предусматривает возможность включения классификации. расходов по экономическому содержанию В Приказе Минфина России о № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» в рекомендованном образце формы №5 содержится раскрытие расходов по обычным видам деятельности в разрезе экономических элементов.

Отчета об изменениях капитала

Отчет об изменениях в капитале предоставляет пользователям информацию об изменениях, произошедших в капитале организации за отчетный период, которые не были признаны в Отчете о прибылях и убытках.

Раскрытие резервов, создаваемых организацией в соответствии с требованиями МСФО, предусмотрено либо в бухгалтерском балансе, либо в пояснениях к финансовой отчетности (п.68,75 МСФО 1).

В отчете об изменениях капитала предусмотрено раскрытие общей величины доходов и расходов в составе капитала, а также дивидендов, относящихся к доле акционеров материнской компании и к доле меньшинства (подп. (c) п.96 МСФО 1).

Корректировка входящего сальдо по компонентам капитала. МСФО 1 устанавливает раскрытие корректировки для получения входящего сальдо капитала по компонентам с учетом требования МСФО 8 о ретроспективной корректировке на величину ошибок ведения бухгалтерского учета, по операциям предыдущих отчетных периодов.

Структура статей, характеризующих изменение компонентов капитала. В соответствии с п. 96 МСФО 1 минимальный набор показателей, подлежащих раскрытию в отчете о движении капитала ограничивается прибылью или убытком за период;

статьями доходов и расходов за период, которые в соответствии с требованиями остальных Стандартов и Интерпретаций признаются непосредственно в собственном капитале, а также итоговой суммой этих статей.

Кроме того, часть информации может быть раскрыта как непосредственно в отчете о движении капитала, так и в примечаниях к отчетности. Такое раскрытие необходимо в отношении суммы операций с владельцами собственного капитала;

Перечень информации, подлежащей раскрытию в Отчете об изменениях в собственном капитале:

  • доходы (расходы) и прибыль (убыток) за период (признанные в Отчете о прибылях и убытках) с учетом доли меньшинства;
  • доходы и расходы за период, признаваемые непосредственно в собственном капитале (результаты переоценки основных средств, курсовые разницы, гудвилл);

Основные различия с РСБУ

РСБУ не содержит специальных указаний в части представления доли меньшинства в отчете о движении капитала. Из Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.96 №112, можно сделать вывод о том, что доля меньшинства не отражается в отчете об изменении капитала. личные способы раскрытия информации о резервах.

В соответствии с РСБУ представление в отчете об изменениях капитала корректировки на величину ошибок в бухгалтерском учете, относящихся к операциям предыдущих периодов, не осуществляется в связи с тем, что правила учета не предполагают соответствующей корректировки.

Отчет о движении денежных средств

Информация о движении денежных средств позволяет пользователям отчетности оценить способность организации генерировать потоки денежные средства и их эквивалентов, а также потребность организации в этих потоках.

Инвестиционная деятельность - приобретение и продажа долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам (п.6 МСФО 7).

МСФО 7 не включает в состав инвестиционной деятельности инвестиции, представляющие денежные эквиваленты. В соответствии с п.7 МСФО 7 инвестиция, чтобы квалифицироваться в качестве эквивалента денежных средств, должна быть легко обратимой в определенную сумму денежных средств, и подвергаться незначительному риску изменения стоимости (см. также п.15 МСФО 7).

Банковские займы обычно рассматриваются как финансовая деятельность. Однако, если банковские овердрафты, возмещаемые по требованию, составляют неотъемлемую часть управления денежными средствами компании, то они включаются в качестве компонента денежных средств и их эквивалентов (п.8 МСФО 7).

Компания должна представлять потоки денежных средств от операционной деятельности, используя либо прямой метод, либо косвенный метод (п.18 МСФО 7).

В соответствии с п.22 МСФО 7 потоки денежных средств, возникающие в результате операционной, инвестиционной или финансовой деятельности могут представляться в отчете о движении денежных средств в нетто-оценке:

a) денежные поступления  и платежи от имени клиентов, когда потоки денежных средств  отражают скорее деятельность  клиента, а не деятельность компании; и

б) денежные поступления и платежи по статьям, отличающимся быстрым оборотом, большими суммами, и короткими сроками погашения.

В соответствии с п.34 МСФО 7, выплаченные дивиденды могут классифицироваться как финансовые потоки денежных средств, так как они являются затратами на привлечение финансовых ресурсов. В тоже время, для того, чтобы помочь пользователям в определении способности компании выплачивать дивиденды из операционных потоков денежных средств, выплачиваемые дивиденды могут классифицироваться как компонент денежных потоков от операционной деятельности.

Денежные потоки, возникающие в связи с налогом на прибыль, должны раскрываться отдельно и классифицироваться как денежные потоки от операционной (текущей) деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с финансовой или инвестиционной деятельностью (п.35, 36 МСФО 7).

В соответствии с п.50 МСФО 7 в отчете о движении денежных средств поощряется раскрытие дополнительной информации о сумме денежных потоков, возникающих от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности

Основные отличия с РСБУ

В МСФО в отличие от РСБУ высоколиквидные инвестиции краткосрочного характера учитываются в составе денежных эквивалентов при составлении отчета о движении денежных средств.

В МСФО в отличие от РСБУ банковские овердрафты могут учитываться в качестве компонента денежных средств (в случае отрицательного сальдо с противоположным знаком) и не отражаться в составе движения по финансовой деятельности. В отличие от РСБУ, МСФО предоставляет возможность компаниям выбрать метод представления денежных потоков (прямой или косвенный). В то же время, в п. 19 МСФО 7 приоритет отдается прямому методу представления денежных потоков. МСФО более гибко, чем РСБУ, подходит к вопросу классификации выплаченных дивидендов в отчете о движении денежных средств. Порядок раскрытия движения денежных средств по отчетным сегментам РСБУ не установлен.

Примечания к финансовой отчетности

Примечания к финансовой отчетности компании должны:

1. представлять информацию  об основе подготовки финансовой  отчетности и конкретной учетной  политике, используемой в соответствии  с параграфами 108-115 МСФО 1;

2. раскрывать информацию, требуемую Международными стандартами  финансовой отчетности, которая  не представлена непосредственно  в бухгалтерском балансе, отчете  о прибылях и убытках, отчете  об изменениях в капитале или  отчете о движении денежных  средств; и

3. обеспечивать дополнительную  информацию, которая не представлена  в непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях в капитале или отчете о движении денежных средств, но необходима для достоверного представления какого-либо из этих отчетов.

В п.105 МСФО 1 даны рекомендации в отношении порядка представления примечаний к финансовой отчетности, направленного на облегчение понимания финансовой отчетности и сопоставления ее с финансовой отчетностью других организаций.

Требования к раскрытию информации об изменениях в учетной политике (как имевших место, так и будущих) рассмотрены в отдельном документе..

В соответствии с п.108 МСФО 1 организация должна кратко изложить важные положения учетной политики, включая основу (основы) измерения, использованную при подготовке

финансовой отчетности, а также иные положения учетной политики, уместные для понимания финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с п.113 МСФО 1 организация должна раскрывать в разделе описания учетной политики или в примечаниях к финансовой отчетности суждения, помимо тех, что связаны с расчетными оценками (см. п. 116 МСФО 1), которые принимало руководство в процессе применения тех аспектов учетной политики, которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

В соответствии с п.116 МСФО 1 организация должна раскрывать в примечаниях информацию, представляющую основные предположения в отношении будущего. Необходимо раскрывать основные источники информации относительно оценки неопределенности, существующей на отчетную дату в отношении рисков существенной корректировки балансовой оценки активов и обязательств в течение следующего финансового года.

В отношении указанных активов и обязательств организация раскрывает:

а)их характер и б) их балансовую стоимость на отчетную дату.

В соответствии с п. 124А-124С МСФО 1 компания должна раскрывать:

  • качественную информацию, характеризующую управление капиталом (в частности, описание объекта управления, содержание имеющихся внешних требований в отношении капитала .
  • количественные характеристики компонентов, включаемых в состав капитала
  • изменения, произошедшие по сравнению с предыдущим периодом в отношении вышеуказанных параметров
  • факт соответствия либо несоответствия условиям внешних требований в отношении капитала, при этом в случае несоответствия также должна раскрываться информация о последствиях, вызванных таким несоответствием

В соответствии с пп.125-126 МСФО 1 Организация обязана раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности:

- сумму дивидендов, предложенных  или объявленных до утверждения  финансовой отчетности к опубликованию, но не признанных как распределение  владельцам собственного капитала  в течение отчетного периода, и соответствующую сумму в  пересчете на акцию;

- сумму любых не признанных  дивидендов по привилегированным  кумулятивным акциям.

- постоянное место нахождения  и организационно-правовая форма  организации, страна ее происхождения  и адрес зарегистрированной конторы (или основное место ведения  дел, если оно отличается от  места размещения зарегистрированной  конторы);

-описание характера операций  и основных видов деятельности  организации;

-наименование материнской  компании и конечной материнской  компании группы.

Дополнительная информация (например, по управлению рисками) раскрывается в соответствии с другими стандартами МСФО и не анализируется в данном сравнении.

Основные различия с РСБУ

В отличие от требований МСФО, в РСБУ раскрытие информации о ключевых допущениях относительно будущего и других источников неопределенности, могущих повлиять на корректировку балансовой оценки активов и обязательств в будущем не предусмотрено.

МСФО допускает два основания для изменения учетной политики:

- изменение вследствие  принятия стандарта или интерпретации

- добровольное изменение, направленное на формирование  надежной и более уместной, последнем случае МСФО не содержит требований о раскрытии характера предполагаемых изменений.

В отличие от МСФО в РСБУ отсутствуют требования о раскрытии информации в отношении политики управления капиталом.

В РСБУ положения в отношении раскрытия прочей информации сформулированы в качестве рекомендаций. При этом часть раскрытий, требуемых МСФО, в РСБУ не определены в качестве обязательных


  1. Оценка – методический прием бухгалтерского учета: определение, классификации, роль оценки в бухгалтерском учете, проблемы оценки активов и пассивов в связи с переходом на МСФО.

Оценка – методический прием бухгалтерского учета: определение, классификации, роль оценки в бухгалтерском учете, Оценка и калькуляция – это способы стоимостного измерения учетной информации. В результате оценки имущество, обязательства и финансовые результаты деятельности предприятия выражаются в денежном измерителе. Проблема оценки – одна из наиболее сложных в учете и финансовом анализе. На денежный измеритель влияет много факторов, которые необходимо принимать во внимание, с тем чтобы обеспечить максимальную достоверность и объективность учетных и отчетных показателей.

В качестве базы оценки используются разные иды стоимости.

Первоначальная (историческая) стоимость есть тот денежный эквивалент, по которому было учтено приобретено в прошлом году имущество или зафиксированы в момент их возникновения соответствующие долговые обязательства.

Восстановительная стоимость – сумма денежных средств (или ее эквивалент), которую требуется уплатить в настоящее время для замены объекта на такой же или на аналогичный. Восстановительная стоимость применяется для переоценки.

Остаточной стоимостью называется первоначальная (или восстановительная) стоимость после вычета из нее накопленной суммы износа.

Чистая реализационная (рыночная) стоимость – это та денежная сумма которую можно в данный момент (момент оценки или переоценки) получить от продажи или обмена объекта на обычных коммерческих условиях с учетом затрат, связанных с этой продажей.

При оценке должны соблюдаться следующие основополагающие правила.

1. Принимается во внимание принцип непрерывности деятельности предприятия, что допускает использование в качестве базы оценки первоначальной стоимости.

2. Оценка имущества и обязательств в балансе должна проводиться на дату его составления пообъектно; это означает, что каждый элемент имущества и обязательств получает самостоятельную оценку, при этом уменьшение стоимости одного объекта не компенсируется путем увеличения стоимости другого объекта.

3. Не допускается оценка имущества выше фактических затрат на его покупку или производство.

4. Оценка должна быть по возможности точной и достаточно осторожной, т.е. при оценке следует руководствоваться правилом осмотрительности.

5. Доходы и расходы учитываются вне зависимости от того момента, в котором осуществляются поступления и выплаты денежных средств, т.е. доходы и расходы начисляются по факту совершения операций в пределах одного отчетного периода.

6. Выбранные предприятием методы оценки должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, что необходимо для обеспечения сопоставимости отчетных данных.

проблемы оценки активов и пассивов в связи с переходом на МСФО. Оценка активов и пассивов является важнейшим методическим приемом, обеспечивающим достоверность информации бухгалтерского учета. В теории учета на протяжении ряда лет ведутся дискуссии о том, как лучше оценивать активы и обязательства для целей составления финансовой отчетности компаний. От применяемых оценок активов баланса во многом зависят экономические решения, принимаемые пользователями отчетности.

Для изучения подходов к оценке активов баланса рассмотрим категории цены и стоимости. Согласно МСФО 36 «Обесценение активов» в бухгалтерском учете активы могут отражаться с учетом концепции осмотрительности по стоимости, не превышающей сумму денежных потоков, которые ожидаются от них в будущем. Согласно требованиям МСФО 1 «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности» и МСФО 36 «Обесценение активов», активы могут отражаться в отчетности в следующих оценках:

¦ по первоначальной стоимости (фактической стоимости приобретения) – сумме уплаченных в момент приобретения актива денежных средств;

¦ текущей стоимости (восстановительной) – сумме, которую нужно было бы уплатить, если бы такой же или аналогичный актив приобретался сейчас;

¦ реализуемой стоимости (цене погашения) – сумме, которая могла бы быть получена в настоящее время от продажи актива в нормальных условиях;

¦ приведенной (дисконтированной) стоимости – текущей дисконтированной стоимости будущих чистых денежных потоков, которые, как предполагается, будут создаваться данным активом.

В случаях обесценения актив отражается в учете по возмещаемой сумме (стоимости), которая представляет собой большее из двух значений: чистой продажной цены актива и ценности его использования.

При этом ценность использования – текущая дисконтированная стоимость предполагаемых будущих потоков денежных средств, возникновение которых ожидается от продолжения использования актива и от его выбытия в конце срока эксплуатации.

Чистая продажная цена – сумма, которая может быть получена от продажи актива при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, за вычетом затрат на реализацию.

В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» изложены следующие правила оценки имущества (активов) и обязательств:

¦ оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку;

¦ имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования;

¦ имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

Допускается в случаях, установленных законодательством, применение других методов оценки, в том числе путем резервирования.

Как видно, в названиях одних методов оценки идет речь о «стоимости», а в других о «цене».

Согласно Международным стандартам оценки, цена – термин, обозначающий денежную сумму, требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она – исторический факт, вне зависимости от того, была ли она объявлена открыто или осталась в тайне. Цена, как правило, является фактической величиной, фиксируемой в результате осуществления сделки мены между двумя субъектами экономических отношений, при этом возможна продажа актива по цене значительно отличающейся от балансовой стоимости. Это означает, что цена – результат договоренности сторон, и она не всегда в полной мере отражает представления конкретного субъекта экономических отношений о стоимости объекта экономических отношений.

Понятие стоимости, приведенное на сайте Российского общества оценщиков гласит: «Стоимость является не историческим фактом, а оценкой ценностей конкретных товаров и услуг в конкретный момент времени и месте». Следовательно, стоимость – вероятностная величина, которая определяется на основе прогнозируемых событий, связанных с объектом экономических отношений.

На то, что стоимость является расчетной, вероятностной величиной, указывает также определение термина рыночная стоимость, зафиксированное в Международных стандартах оценки: «Рыночная стоимость – это предполагаемая денежная сумма…»

Современная учетная практика в большей степени основана на применении исторических цен. При этом субъекты экономических отношений все в большей степени ориентируются на величины стоимости, определяемые «субъективным» расчетным путем. Это объясняется тем, что цены отражают прошлое, а стоимости учитывают не только прошлое, но и будущее.

В результате отражения активов по цене их приобретения, с течением времени публичная финансовая отчетность утрачивает свою полезность в качестве информационной базы для принятия экономических решений. Это объясняется тем, что экономические решения принимаются по отношению к будущему, а информация о ценах ориентирована на прошлое.

С учетом изложенного вернемся к рассмотрению методов оценки активов, предусмотренных МСФО. Проанализируем каждый из них с позиции полезности информации для принятия экономических решений.

В соответствии с методом оценки по первоначальной стоимости (фактической стоимости приобретения), активы отражаются в сумме уплаченных в момент приобретения актива денежных средств или их эквивалентов. В этом случае оценка по покупной исторической цене основана на реальных бухгалтерских документах, отражающих стоимостную оценку оплаты фактически произведенных расходов по приобретению актива. Такой подход юридически обоснован и экономически убедителен, а также избавляет бухгалтеров и аудиторов от дополнительной работы по оценке актива. Если темпы инфляции высоки, то применение оценки по историческим ценам имеет следующие слабые стороны:

¦ искажается оценка резервного заемного потенциала;

¦ в балансе появляется инфляционная прибыль, что приводит к уменьшению капитала и снижению экономического потенциала предприятия;

¦ искажается представление о реальности отчетных данных. Следовательно, оценка по фактической стоимости приобретения не будет полезна пользователям финансовой отчетности при принятии экономических решений, так как показатели отчетности не будут реальными. В связи с колебаниями покупательной способности денег активы в балансе будут оцениваться по-разному и приобретать бессмысленные соотношения. Такое положение дел приводит к невозможности исчислить реальную рентабельность, выявить фактический размер потерь при утрате имущества, определить реальную потребность в финансировании расходов по ведению хозяйственной деятельности. Несколько исправить ситуацию может регулярная переоценка активов, что, в свою очередь, связано с дополнительными трудозатратами и проблемой выбора методов переоценки.

В соответствии с методом оценки по восстановительной стоимости, активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которую нужно было бы уплатить, если бы такой же или аналогичный актив приобретался в настоящее время. При этом возникает ряд проблем, связанных с выбором балансовых статей для переоценки, регулярностью переоценки и выбором методов переоценки. Согласно принятой методологии учета, результаты переоценки относятся в пассив баланса. Возникает проблема выбора статей пассива баланса, на которые следует относить суммы, связанные с переоценкой активов (либо на дополнительный капитал, либо на нераспределенную прибыль). В связи с процессами инфляции, ряд экономистов, например Г. Блюндлер, В.Г. Гетьман, предлагают разделить сумму дооценки активов на дополнительно поступивший капитал (выше общего индекса роста цен в стране) и сумму дооценки капитала (в пределах общего индекса роста цен).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский учет"