Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Бухгалтерскому учету".

Файлы: 1 файл

шпоры б.у.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

44. учет готовой продукции.

Готовой считается продукция, которая прошла все стадии обработки на данном предприятии, соответствует техническим требованиям предъявляемой к ней и сдана на склад готовой продукции до 1 числа следующего за отчетным месяцем. Для формирования себестоимости готовой продукции предназначен счет 20 «основное производство». Склад готовой продукции преднозначен для сохранения продукции для потребителя. Эти затраты имеют место в сфере обращения. Затраты склада состоят из зп всех работников склада, отчислений на зп работников склада(34%) , расходы материальных затрат, амортизации всех ос складского помещения и др расходы. В сфере обращения. Будут относится на 20 «Основное производство»

46. Двойная запись.

Все записи на счетах отображаются с помощью приема двойной записи.

Двойная запись – один из приемов Б/У, с помощью которого каждая хозяйственная операция затрагивает как минимум два счета (один из них по кредиту, другой по дебету) на одну и ту же сумму = корреспонденция счетов

47. Организация  учета расчетов с учредителями

Все виды расчетов с учредителями (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и др.) по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов и т.п. учитывают на счете 75 "Расчеты с учредителями".К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал";75-2 "Расчеты по выплате доходов" и др.На субсчете 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" учитывают расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал.При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал дебетуют счет 75-1 и кредитуют счет 80 "Уставный капитал".Фактически внесенные вклады учредителей отражают по дебету соответствующих материальных, денежных и других счетов (10, 15, 51, 50 и др.) и кредиту счета 75-1.Основные средства и нематериальные активы при внесении их в качестве вкладов в уставный капитал организации предварительно отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".При этом на стоимость внесенных активов составляют следующие бухгалтерские записи:Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"  Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями" Дебет счета 01 "Основные средства"  Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"  Дебет счета 04 "Нематериальные активы"  Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"

49. Формы бухгалтерского  чета. Учетные регистры, их назначение  и построение.

Последовательность  ведения бухгалтерского учета и  составления отчетности такова:

1) на основании  хозяйственной операции составляются  первичные документы

2) эти первичные документы группируются по однородным хозяйственным операциям и составляются накопительные или группировочные ведомости

3) итоговые  данные из этих ведомостей  переносятся в регистр синтетического  учета (т.е. счет) одной цифрой

4) для группировки аналогичных операций в бухгалтерском учете существует такой регистр, как журнал-ордер. Формы журналов-ордеров разрабатываются Мин. Финном и доводятся до предприятий. Например, журнал-ордер №1 – касса,

 журнал-ордер  №2 – расчетный счет,

журнал-ордер  №6 – расчеты с поставщиками и подрядчиками,

журнал-ордер  №7 – расчеты с подотчетными лицами.

В журналах-ордерах  на предприятиях сводят первичную документацию по аналогичным операциям. Т.е. журналы-ордера являются теми же накопительными документами, что и накопительные ведомости. Итоговые цифры по журналу-ордеру переносятся в регистр синтетического учета.

Существуют  в качестве сбора аналогичных  операций в бухгалтерском учете  такой документ, как мемориал-ордер. Мемориалы-ордера разрабатываются  на предприятии самостоятельно, исходя из специфики его деятельности, например:

мемориал-ордер  №1 – все операции, связанные  с денежными средствами (все хозяйственные  операции затрагивающие 50, 51, 52 счета),

мемориал-ордер  №2 – счета, затрагивающие расчеты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками),

мемориал-ордер  №3 – операции, связанные с заработной платой (т.е. счета 70, 69, 68)

В этих мемориал-ордерах  также будут накапливаться итоговые данные по аналогичным операциям  за месяц, которые итоговые цифры будут переноситься на синтетический учет.

Вывод: журналы-ордера и мемориалы-ордера предназначены  для накапливания экономической  информации в течение месяца и  списании ее одной цифрой в регистр  синтетического учета.

Формы организации  бухгалтерского учета.

1. Журнально-ордерная форма учета.

При этой форме  в качестве накопительных регистров  составляются журналы-ордера.

2. Мемориально-ордерная форма учета.

Предполагает, что регистром для получения  сводной информации за месяц является мемориал-ордер, в котором собираются все аналогичные операции по каком-то счету – это итоговая цифра из мемориал-ордера списывается на какой-то счет бухгалтерского учета.

Последовательность  ведения учета.

1. По каждой  хозяйственной операции заполняется  первичный документ (например, поступили деньги в кассу: первичный документ – приходно-кассовый ордер (ПКО); выдали деньги из кассы – расходно-кассовый ордер (РКО); поступили материалы на склад – приходная накладная; отгрузили готовую продукцию – товарно-транспортная накладная; начислен НДС – счет-фактура).

2. Все первичные  документы группируются в накопительных  ведомостях, группировочных ведомостях, журналах-ордерах, мемориал-ордерах.

3.  Итоговая  цифра из накопительных регистров  попадает на счет.

4. В течение  месяца на счетах отражаются все хозяйственные операции, произошедшие на предприятии за месяц.

5. В конце  месяца считаются остатки на  конец месяца по счетам по  алгоритму: 

для активных счетов: С2 = С1+ Оборот по дебету - Оборот по кредиту

Для пассивных  счетов: С2 = С1 + Оборот по кредиту – Оборот по дебету

На основании  остатков по счетам на начало и конец  месяца и оборотам по дебету и кредиту  за месяц на предприятии ежемесячно составляется оборотно-сальдовая ведомость. Оборотно-сальдовая ведомость выполняет  контрольную функцию, т.к. она содержит всю экономическую информацию, происходящую на счетах за месяц.

 

48. Классификация  затрат по целям управления

Классификация затрат - одна из важных задач, от правильного решения  которой зависит определение  их состава и требования к организации учета, анализа и оценки.

Классификация затрат на производство представлена в таблице. 

 
Классификация затрат на производство 

Основным требованием  к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных  с закупочной деятельностью, производством и реализацией продукции, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процессов.

На практике процесс  формирования системы управления затратами  непосредственно связан с работами по оптимизации процесса сбора данных об издержках. Создание графика движения документов, разработка инструкций по их заполнению и инструкций по средствам контроля, регламентация процесса и утверждение сроков составления, передачи документов, сроков отражения первичных документов в информационной системе и других мероприятий, направленных на совершенствование системы документооборота.

50 нематериальные  активы.

Учет нематериальных активов регламентирован ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов». Согласно этому документу, к нематериальным активам относятся имущество предприятия, которое участвует в производственной деятельности с целью получения доходности, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев, которое приобретено для не перепродажи и которые не имеет натурально-вещественной формы.

К нематериальным активам относятся ноу-хау во всех областях, т.е. продукты интеллектуального  труда, право пользования на землю, воду и другие природные ресурсы, патенты, торговые марки, деловая репутация.

Для учета нематериальных активов предназначен активный счет 04 «Нематериальные активы».

Многие НА подлежат начислению амортизации по ним., для  учета начисленной по ним амортизации  предназначен пассивный счет 05 «Амортизация нематериальных активов»

Амортизация по нематериальным активам может начисляться 3 методами:

1) линейным

2) пропорционально объему выпуска продукции

3)  по сумме чисел лет полезного использования.


 

 

52. Синтетический и  аналитический учет. Их взаимосвязь

Hа синтетических бухгалтерских  счетах, учет ведется в обобщенном  виде. Hапример, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражает задолженность всем поставщикам, с которыми предприятие ведет расчеты. Hа счете 10 отражается общая стоимость материала находящегося на всех складах. Обобщенные данные необходимы для контроля за общим движением средств и их источников. Кроме того, обобщенное сальдо нужно для составления бухгалтерского баланса. Счета, на которых ведется обобщенный учет средств и их источников, называются синтетическими, а учет на них синтетическим. Синтетический учет ведется только в денежном измерителе.

Для контроля за выполнением  плановых показателей, за сохранностью имущества, состоянием расчетов, данных синтетического учета недостаточно. Напр., невозможно узнать, сколько мат-лов  поставил конкретный поставщик, кому из поставщиков перечислены ден. ср-ва. Более детальную инф-цию можно получить из данных аналитических счетов.

Аналитические счета  представляют собой составные части  тех синтетических счетов, куда они  входят. Они открываются к счетам синтетического учета по мере необходимости.

Другими словами, синтетические  счета необходимы для обобщения  однородных объектов бухгалтерского учета, а аналитические – для отражения  более детализированной и подробной  информации. Сумма сальдо, дебетовых  и кредитовых оборотов, по аналитическим счетам должны быть равны сальдо и соответствующим оборотам того синтетического счета, к которому они открыты. В этом состоит взаимосвязь синтетических и аналитических счетов.

53. Учет потерь от  брака и порчи ценностей

В зависимости от места обнаружения: внутренний (выявл-ый до отправки пр-ции пок-лю) и внешний (выявленный покупателем).

Учет затрат и потерь от брака ведут на калькуляционном  сч. 28 По Дт счета отражаются с/с неисправимого  брака и затраты по исправлению. По Кт счета отражаются суммы возмещения потерь от брака, взысканные с виновников; суммы, полученные от поставщиков за пост-ку некач-го сырья; ст-ть неисправимого брака по ценам возможного исполь¬зования (лом). Счет закрывают путем переноса сальдо в с/с пр-ции: Д-20  К-28. Учет потерь от внутреннего исправимого брака заключается в группировке на Дт сч. 28 затрат, связан¬ных с испр-ем забракованной пр-ции, а именно ст-ти мат-лов, сырья и полуфабрикатов, израсходован¬ных на исправление брака, начисленной основной и допол¬нительной з/п с начислениями, доли общепр-ных расходов и расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. Себестоимость исправляемого изделия остается на сч. 20. С рабочих и служащих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают ст-ть исправления, а по неисправимому — ст-ть мат-лов за вычетом отходов, сумму основной з/п, за исключением ст-ти брака по цене лома.

Кроме того, к потерям  от брака относят транспортные расходы, кот-е были включены в счет покупа¬телю, и трансп. расходы по возврату забракованного изде¬лия.

55. международные  и национальные стандарты. 

Т.к. в разных странах мира существуют различные  системы учета, то существует комитет  разрабатывающий международные  стандарты учета, которые содержат общие правила по учету и применимы  для всех стран. На основании международных стандартов, учитывающих систему каждой страны и ее законодательство, разрабатывается национальная система, которая распространяется на учет в каждой стране. В россии – это ПБУ6/01и тд 22 шт. национальный стандарт содержит конкретные указания по учету того имущества и обязательств, по которым они разработаны или написаны.

56. Учет использования  прибыли

Решение об использ-ии прибыли прним-ся на год. общ. собрании акц-ров.

Для учета использования  прибыли используется счет 81. Учет на нем ведется в течение года. 2 субсчета:

81.1 платежи  в бюджет из прибыли

81.2 использование  прибыли на другие цели.

Учет использования  прибыли ведется по Д81 в корреспонденции  с К-том разных счетов:

1. К68- начисление  налоговых платежей в бюджет  из прибыли.

2. К67- начисление  платежей во внебюджетные фонды.

3. К88- использование  прибыли для образования специальных  фондов

88.3 образование  фондов накопления,

88.4 образование  фондов социальной сферы,

88.5 образование  фондов потребления.

4. К88.2- использование прибыли на покрытие убытков прошлых лет.

5. К70- начисление  дивидендов, материальной помощи  членам трудового коллектива.

6. К75- начисление  дивидендов учредителям.

7. К86- использование  прибыли для увеличения резервного  капитала.

8. К90, 92- начисление % по ссудам банков, полученных на приобретение основных средств, НМА и других активов.

9. К94,95- начисление % по полученным займам.

10. К97- начисление % по договору долгосрочной аренды.

11. К29- списание  потерь от эксплуатации ЖКХ,  находящихся на балансе предприятия.

При составлении  годового отчета счет 81 закрывается. Сумма  с К81 записывается в Д80. Остатка  на конец года не имеет. В балансе  сумма по Д 81 не отражается.

57. 63. Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия

Финансовым результатом может быть прибыль или убыток. По данным Ф№2 «отчет о прибылях и убытках» можно проанализировать за соответствующие периоды финансовые результаты предприятия и выявить изменения и факторы, влияющие на них.

В Ф№2 существуют такие  показатели, как валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, налог на прибыль и чистая (нераспределенная) прибыль.

58.  документация  как прием бу.

Документация.

Каждая хозяйственная  операция, совершенная на предприятии  подлежит отражению в определенном документе.

Каждый документ имеет  название, дату составления, содержание хозяйственной операции, количеств. Парам и  подписи лиц ответственных  за обоснованность совершения операции.

Документация:

Внешняя – только круглая  печать Внутренняя – может быть опечатана внутренним штампом

Прием документации дает основание каждому первичному документу  обладать юридической силой.


 

 

59. учет амортизации  ОС.

Амортизация –  это перенесение стоимости основных средств на себестоимость выпускаемой продукции.

Для целей БУ существует 4 метода начисления амортизации:

1. линейный способ

2. способ уменьшаемого остатка

3. по сумме чисел лет

4. пропорционально объему выпускаемой продукции

Первый способ начисления амортизации является простым способом, последующие три являются методами ускоренного начисления амортизации.

Все методы начисления амортизации  оперируют первоначальной стоимостью основных средств.

Амортизация по основным средствам начисляется ежемесячно и в составе определенных калькуляционных  статей включается в себестоимость продукции, а именно: если амортизация начисляется:

1. по производственному оборудованию, то амортизация начисляется проводкой Дебет 25/1 «Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования» Кредит 02 «Амортизация основных средств». Затем сумма начисленной амортизации включается в себестоимость проводкой Дебет 20 «Основное производство» Кредит 25/1 «Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭМО)».

2. по основным средствам цехового значения, то делается проводка Дебет 25/2 «Расходы на управление цехом» Кредит 02 «Амортизация основных средств». Затем начисленная амортизация включается в себестоимость проводкой Дебет 20 «Основное производство» Кредит 25/2 «Расходы на управление цехом».

3. по основным средствам общефирменного значения, например амортизация по компьютеру директора и других управленцев фирмы, то Дебет 26 «Общехозяйственные расходы Кредит 02 «Амортизация основных средств». Затем списание начисленной амортизации отражается проводкой Дебет 20 «Основное производство» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы».

4. по основным средствам, принадлежащим вспомогательному производству, (транспортный цех, ремонтный цех, своя подстанция, энергоцех, тарный цех и др.), то начисление амортизации по основным средствам отражается проводкой Дебет 23 «Вспомогательное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств». Затем начисленная амортизация списывается на себестоимость проводкой Дебет 20 «Основное производство» Кредит 23 «Вспомогательное производство».

При линейном методе сумма  начисленной амортизации, которая ежемесячно попадает на себестоимость, рассчитывается по следующему алгоритму: первоначальная стоимость основных средств делится на 360 (срок полезного использования).

Для целей налогового учета существует 2 метода начисления амортизации. Т.к. все основные средства в налоговой кодексе РФ подразделяются по 10 группам, то для первых 8 групп применяется только линейный способ, при котором сумма начисленной амортизации равняется первоначальная стоимость, деленная на срок полезного использования. Для 9 и 10 групп может применяться нелинейный способ, который отличается от линейного тем, что для определения ежемесячной суммы амортизации необходимо остаточную стоимость разделить на срок полезного использования.

 

Ускоренные методы начисления амортизации выгодны предприятию потому, что они позволяют в значительно короткие сроки получать меньшую величину остаточной стоимости по основным средствам. Остаточная стоимость основных средств является основанием для начисления налогового имущества (2,2%).

В соответствии с действующим  законодательством, предприятие имеет  право самостоятельно разбивать  основные средства по группам и применять  к ним разные методы начисления амортизации. Эта позиция предприятия обязательно  должна быть изложена в учетной политике предприятия.

На малых предприятиях 50% от первоначальной стоимость может  быть перенесено на себестоимость выпускаемой  продукции в течение первого  года с момента регистрации предприятия. Остальные 50% в течение срока полезного использования этих объектов.

61. Предмет  бухгалтерского учета. Имущество,  капитал и обязательство организации

Предметом БУ являются имущество  предприятия, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством  ХО, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности предприятия.

Имущество, его ист-ки, обязательства и ХО выражаются в  денежной оценке и составляют объекты  БУ.

Имущество – сов-ть вн/об. и об. активов:

Внеоборотные: ОС; НМА; НЗСтр-во; Дох. влож-ия в мат. цен-ти; Долгоср. фин. влож-ия; ОНА.

Оборотные: (спи<12мес) Сырье и мат-лы; НЗП; ГП; Тов. отгр-ые; НДС; ДЗ; Ден. ср-ва; Краткоср. фин. влож.; Расх. буд. периодов.

Источники:

Собственные: УК; Доб. К-л;  Рез. К-л; Нераспр. прибыль; Резерв предст. расх.; Собств-е акции, выкупл-е у акц-ров.

Заемные: Долгоср. обяз-ва (кредиты и займы); ОНО; Краткоср. КЗ (з/п, налоги); Доходы буд. периодов.

64. Учетная  политика предприятия. ПБУ 1/98

- принятая  ею совокупность способов ведения  БУ: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хоз. жизни и др способов ведения БУ.

Учетная политика – финансовое и налоговое планирование деят-ти орг-ии.

Основные Эл-ты УПО: 1. план счетов БУ; 2. формы первичных  д-ов по кот предусмотрены типовые формы; 3. порядок проведения инвентаризации им-ва и обяз-в; 4. методы оценки активов и обяз-в; 5. правила документооборота и технология обработки учётной док-ции. 6. порядок контроля за ХО; 7. др. решения, необходимые для организации БУ.

Основное содержание учётной политики может быть сгруппировано по 3-м направлениям: 1.организация бух службы в с-ме управления. Этот аспект раскрывает: а) организационную форму бух службы; б) права и обязанности глав буха; в) состав подчинённость и распределение обязанностей учётных подразделений; г) порядок взаимодействия бух служб.

2. Техника обработки  учётной информации. Этот аспект  включает: а) выбор формы учёта;

б) рабочий  план счетов с указанием всех субсчетов; в) образцы форм всех первичных д-тов  разработанных в организации; г) график документооборота; д) формы учётных регистров; е) порядок проведения инвентаризации;

ж) содержание и порядок предоставления внутр  отчётности; з) с-ма внутреннего и  внешнего контроля.

3. методика  ведения БУ. Этот аспект предполагает раскрытие способов ведения учёта, такими сп-ми явл-ся: а) методы начисления амортизации внеоборотных активов; б) сп-бы оценки и организации учёта матер-пр-ых запасов; в) порядок списания затрат по ремонту осн средств; г) порядок распр-я косвенных расходов и методы калькулирования себ-ти продукции; д) методы учёта выхода продукции; е) порядок создания резервов.

При формировании учётной политики предполагается её постоянство в теч длительного  периода. Изменение учётной политики может произв-ся в след случаях: 1. в случае изменения зак-ва РФ или нормативных актов по БУ; 2. в случае разработки организацией новых способов ведения БУ, менее трудоёмких или предполагающих большую степень достоверности информации; 3. в случае существенного изменения условий деятельности организации, т.е. её реорганизация, смены собственников, изменения видов деят-ти. Учётная политика подлежит раскрытию в пояснительной записке, кот входит в состав годовой бух отчётности.

67. Операционно-результативные  счета

Финансово-результативные счета.

А-П счет 99 «Прибыли и  убытки». Он явл-ся одновременно фин-рез.  и сопоставляющим счетом. В кач-ве фин-рез. счета он выявляет конечный фин-й рез-т: прибыль или убыток. Как сопоставляющий счет он отражает сопоставление дебетовой части  счета (убыток) с кредитовой частью счета (прибыль). Конечный фин. рез-т слагается из фин. расчета от реал-и прод-и (р,у), мц, а также дох. и расх. от внереализационных операций. По Д 99 отражается убытки и расх. пред-я, а по К 99 – прибыли и дох. пред-я. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отч. период. показывает конечный рез-т отч. периода. На счете 99 в теч. отч. периода находят отражение:

- прибыль или убыток  от реал-и гот. прод-и, сдачи  р и у.

- доходы, полученные от  долевого участия в др. пред-ях, див. по акциям.

- курсовые разницы  по ден. ср-вам

- расх., связанные с  покупкой иностр. валютыобразование  резервов по сомнительным долгам, резервного капитала.

- списание неизрасходованных  средств, резервов по сом. долгам

По окончании отч. года при составлении бух. отчета счет 99 закрывают.

Структура фин-рез счета.

Д

К

С- остаток непокрытого  убытка прошлых лет

Об – учет убытков  отч. периода

С – остаток непокрытого  убытка на последующий период.

С – остаток нераспределенной прибыли предыдущих периодов

Об- учет прибыли отч. периода

С – нераспред. прибыль  отч. года.


68. Учет и распределение  расходов по обслуживанию и  управлению

сч. 25 «Общепроизводственные  расходы».

расходы по обслуживанию осн. и вспомог. пр-ва (напр. расх. по содерж. и экспл-и машин и оборуд-я, расходы на ремонт ОС, расх. на отопление, освещение, арендная плата за произв. помещения, ОС, оплата труда персонала, занятого обслуж.пр-ва (технолог, мастер))

 

сч. 26 «Общехозяйственные расходы» (см.также 24.1)

управленческие и хоз. расходы, не связанные непосредственно с произв. процессом. (например, адм-упр расх., з/п общехоз. персонала (программист, бухгалтер), расх. на аудиторские услуги и т.д.).

 

Д 25,26 К 10, 70 и т.д.    осущ-е расх.

Д 20, 23  К 25,26  списание расх. на с/ст.

70. Концепция финансового учета, ее основные принципы

Бухгалтерский учет является центром финансовой, налоговой и управленческой информации. По характеру информации, ее назначению и использо¬ванию бухгалтерский  учет делят на финансовый и управ¬ленческий. Финансовый учет направлен на обобщение финансо¬вых результатов работы организации и их отражение в финансовой отчетности. Назначение финансового учета состоит в формировании полной и достоверной инфор¬мации о деятельности организации, ее имущественном положении. К сфере финансового учета относится со¬ставление отчетов для внешних пользователей. Порядок составления внешних отчетов регламентируется и под¬чиняется стандартным принципам. Финансовый учет пре¬доставляет учетную информацию о результатах деятель¬ности организации ее внешним пользователям: акцио¬нерам, партнерам, кредиторам, налоговым, статисти¬ческим органам, финансирующим банкам и т.п. Финансовый учет включает налоговый учет, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов. Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации.


 

 

72. Анализ производственных  запасов и источники их образования.

Производственные запасы - это средства производства, поступившие  на склад предприятия - потребителя  этих средств производства, но еще  не вовлеченные в производственный процесс. Их основная цель – обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса. Производственные запасы могут образоваться на предприятии в результате несоответствия объемов поставки объемам разового потребления. Материалы поступают на предприятие, как правило, в количестве, определяемом транзитной нормой или грузоподъемностью одного вагона, автомобиля, контейнера и т. д., но в течение суток может быть потреблено меньшее количество материала. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Неотъемлемой частью учета производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства. Организация анализа производственных запасов - один из наиболее сложных участков учетной работы.

Запас может быть рассчитан  в трех взаимосвязанных измерениях:

• в   натуральном  измерении;

• в днях обеспеченности;

• в стоимостном выражении.

Важной предпосылкой правильного анализа производственных запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам. К производственным  запасам относятся сырье  и материалы; покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции и детали;  топливо;  тара  и тарные  материалы; запасные части; строительные  и   прочие  материалы. Согласно «Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий», счета для учета наличия и движения производственных запасов в организации сгруппированы в разделе «Производственные запасы», который включает счета 10 «Материалы»; 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Поэтому источником информации для анализа эффективности использования производственных запасов выступают именно эти счета.

Анализ производственных запасов проводится с целью выявления резервов снижения себестоимости продукции и, соответственно, увеличения прибыли.

Задачами анализа производственных запасов являются:

- определение средних  остатков сырья, материалов и  других производственных запасов  в целом и постатейном разрезе,  по участию в производственном процессе, по поставщикам;

- изучение динамики  изменения величины средних остатков;

- определение показателей  оборачиваемости и длительности  одного оборота производственных  запасов в целом и по элементам,  их динамики и изменения по  сравнению с планом;

- обоснование и количественное  измерение факторов изменения  показателя оборачиваемости и  длительности одного оборота  производственных запасов;

- расчет высвобождения  средств за счет ускорения  оборачиваемости;

- разработка оптимального  размера производственных запасов и оптимума оборачиваемости;

- выявление наиболее  значимых для деятельности предприятия  номенклатурных позиций, оценка  соответствия производственных  запасов нормативам, выявление причин  образования сверхнормативных запасов  и запасов ниже нормы, разработка мероприятий по ликвидации сверхнормативных запасов и пополнения запасов до норматива;

- обоснование и расчет  резервов ускорения оборачиваемости  производственных запасов.

В условиях обострившейся  конкуренции среди мер, с помощью которых можно обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию, следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах и на складах. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:

а) снижения затрат, связанных  с созданием и хранением запасов;

б) сокращения времени поставок;

в) более четкого соблюдения сроков поставки;

г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;

д) повышения качества изделий;

е) увеличения производительности.

73. инвентаризация.

С помощью нее Б/У  выполняет функцию контроля за сохранностью активов предприятия.

Инвентаризация может  проводиться в случаях:

a. Перед составлением годового отчета

b. При смене материально ответственных лиц

c. В случае экстремальных ситуаций

В результате проведения инвентаризации составляется акт, в котором отражается несоответствие по отдельным видам имущества; данные, отраженные на счетах Б/У и фактически имеющиеся в наличии на предприятии; виновные лица, ответственные за это несоответствие.

На основании акта инвентаризации, недостачи списываются на виновных лиц и затем с них удерживаются.

74. Учет наличия и движения ОС

Движение ОС связано с осуществлением ХО по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию. Поступление ОС: за плату, безвозм-но, вклад в УК, аренда, лизинг, оприходование  неучтенных ранее ОС, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Определение ст-ти:

За плату (Перв. ст-ть = факт. затр. на приобр-ие минус  НДС. Факт. затр.: дог. цена б/ндс; инф., конс., услуги; рег. сборы, пошлины,; трансп. расх., вознагражд. поср-кам, %-ты по кредитам и займам, иные затр).

Безвозмездно: перв. ст-ть=тек. рын. ст-ти.

Вклад в УК: перв. ст-ть = ден. оц-ка

Поступающие ОС принимает комиссия, назначаемая  руководителем организации. Для  оформления приемки сост-ся акт приемки-передачи ОС.

Операции по списанию ОС оформляют актом на списание ОС.

77. Учет реализации  продукции (работ, услуг) с учетом  отраслевых особенностей

Используется  счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

При реализ. работ/услуг  составляется акт выполненных работ/оказанных услуг.

 

Д46 К 40 «Готов. прод.»,45 «Товары отгруж.»,20 «Осн..пр-во»   С/ст. прод.

Д62 «Расч. с  покуп. и зак.» К46     Цена продажи прод.

 

Ежемесячно  результаты от реализ. прод. списываются  на сч. 80 «Прибыли и убытки».

Д 46 К 80  прибыль

Д 80 К 46  убыток

 

При особых условиях поставки, когда право собственности  переходит к покупателю после  полной оплаты поставки (а не при  отгрузке, как обычно), применяется  счет 45 «Товары отгруженные».

 

Д 45 К 40 с/ст отгруж. товара (но еще не полностью оплаченного)

Д 51 К 62 оплата товара

Д 46 К 45 с/ст. оплач. товара

Д 62 К 46 цена продажи  товара

Д 46 К 68 НДС  в бюджет

 

При реализ. прод. бывают комм. расходы, относимые на реализацию (трансп., погрузка/выгрузка, реклама), кот. отражаются на счете 43 «Коммерческие  расходы» и списываются на сч.46.

Д 43 К 60,10,13,70,69 осущ-е комм. расх.

Д 46 К 43 списание комм.расх. на реализ

 

79. Особенности организации  учета на малых предприятиях

Малые предприятия могут  применять упрощенный рабочий план счетов. Некоторые счета упрощенного плана счетов выполняют функции других счетов.

 

Ø НМА могут учитываться на счете 01 «Основные средства» (соответственно их амортизация начисляется на сч. 02 «Износ ОС» вместо сч. 05).

Ø Любая реализация может проводиться через счет 46 «Реализация» (даже реализация ОС и НМА).

Ø На сч. 10 «Материалы» можно вести учет МБП (сч.12) и оборудования (сч.07).

Ø Долгосрочные фин. влож. (сч.06) и краткоср. вложения учитываются на субсчетах сч.58 «Фин. вложения»

Ø На сч. 76 «Расч. с разн. дебиторами и кредиторами» ведется учет по авансам выданным (сч.61 и 64), расч. по имущ. и личн. страх. (сч.65), расч. с подотч. лицами (сч.71), с персоналом по прочим операциям (сч.73), с учредителями (сч.75).

Ø Для учет прибыли (убытков), использования прибыли (сч.81), нераспределенной прибыли (сч.87) предназначен счет 80 «Прибыли и убытки».

Ø Все кредиты банков (краткоср. — сч.90, долгоср.— сч.92, заемные средства краткоср. — сч.94, долгоср. — сч.95) учитываются на сч. 90 «Кредиты и заемные средства».

 

Счет

Название счета

01

Основные средства

02

Износ основных средств

10

Материалы

08

Капитальные вложения

20

Основное производство

40

Готовая продукция

46

Реализация

50

Касса

51

Расчетный счет

52

Валютный счет

58

Финансовые вложения

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

68

Расчеты с бюджетом

69

Расчеты с внебюджетными  фондами

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

76

Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами

80

Прибыли и убытки

85

Уставный капитал

88

Фонды и резервы

90

Кредиты и заемные  средства


80. Организация  учета поступления ОС, Их оценка  и переоценка

Поступление ОС путем: за плату; Безвозм-но; Вклад в  УК; Стр-во подряд./хоз. сп-бом; Бартер; Вклад  в совм. д-ть (дог. прост. тов-ва).

ОС приним. к БУ по перв-ой ст-ти.

Факт. затр. первонач. собир. на сч. 08/4 «приобр ОС»

За плату: (Перв. ст-ть = факт. затр. на приобр-ие минус  НДС. Факт. затр.: дог. цена б/ндс; инф., конс., услуги; рег. сборы, пошлины,; трансп. расх., вознагражд. поср-кам, %-ты по кредитам и займам, иные затр).

Д 08 - К 60 отр. поступл-ие, ст-ть ОС без НДС;

Д 19/1 К 60 учтен  НДС по приобретенным ОС;

Д 60 К 51  оплачено поставщику за ОС;

Д 01 К 08/4 вв. в  экспл., прин. к бу по перв. ст-ти;

Д 68/ндс К 19/1 НДС возмещ. из бюджета,

Безвозм-но: перв. ст-ть=тек. рын. ст-ти

Проводки: Д08/4 К 98/2 – отр. тек. рын. ст-ть ОС

Д 01 К 08/4 - вв. в  экспл., прин. к бу по перв. ст-ти;

Вклад в УК: перв. ст-ть = ден. оц-ка

Д 75/1 К 80- отр. вел-на УК

Д 08/4 К75/1– погаш. ДЗ уч-ля по вкладу в УК об-та ос

Д 01 К08/4

Оценка и переоц-ка ОС. Различают перв-ую, остат-ую и восст-ую ст-ть ОС.

Постепенно  перв. ст-ть откл-ся от ст-ти аналогичных  ОС в совр-ых условиях. Поэтому ОС периодически переоц-ся (не чаще 1р в  год) и опр-ся их восст. ст-ть.

Переоц-ка м. пров. 2 сп-бами: индексация (Госкомстат), независимая оц-ка.

Д 01 К83 – отр. дооц-ка ОС / Д84 К 01 – уценка ОС

если потом sale: Д83 К84 –дооц-ка спис. на фин.рез.

Д 83 К 02- дооц-ка / Д 02 К 84 уценка начисл-ой Ам


 

 

.


Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"