Шпаргакла по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Аудит"

Файлы: 1 файл

аудит контрольная.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

19)  Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной.

Таким образом, перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации — т. е., задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.

Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного выше, целью  планирования является обеспечение  проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия.

  Планирование аудита, таким образом, — это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, по выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.

Для  приближения к  оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие  задачи: сбор информации о потенциальном  клиенте, в частности, о его бизнесе, организации бухгалтерского учета  и внутреннего контроля на его  предприятии; оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска; анализ возможностей применения выборочных методов проверки и разработка стратегии ее проведения.

   Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным федеральным стандартом №3 «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор. Сложившаяся практика (что отмечено также в общероссийском стандарте «Планирование аудита») выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:  предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование), оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора), оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта, оценка составляющих аудиторского риска; оценка уровня существенности (допустимой ошибки); анализ возможностей применения статистических либо содержательных методов определения ожидаемой ошибки; формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур); документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).

 Представленная выше  последовательность этапов планирования  аудита исходит из следующих  предпосылок. В ходе первого  этапа (предварительного изучения  экономического субъекта) аудитор  оценивает возможность проведения  аудита, подготавливает информационную  базу для последующих этапов  планирования, производит предварительную  оценку возможного объема и  стоимости проверки. Поскольку именно  этот этап предваряет заключение  договора между аудитором и  экономическим субъектом, то в общероссийском стандарте «Планирование аудита» он именуется этапом «предварительного планирования».

 Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе  этапа предварительного изучения  экономического субъекта (предварительного  планирования), позволит ему определить  существенные условия договора  на проведение проверки (длительность, стоимость).

  Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются, как указывает общероссийский стандарт, подготовительными к проведению собственно проверки.

Предварительное планирование аудиторской проверки - это подготовительный этап, в ходе которого создаются  необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное  планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или  продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных  кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок. Упомянутые аспекты – важная составляющая качественной оценки деятельности аудиторской  фирмы.

  При подборе новых клиентов необходимо ознакомиться с финансовой информацией о клиенте – годовыми и промежуточными отчетами, различного рода документацией и т.п. Подробную информацию о компании и ее руководстве можно получить от обслуживающего ее банка, страховой компании, адвокатской фирмы и прочих, связанных с ней, юридических и физических лиц. Наиболее ценный источник информации – это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту.

Сбор общих сведений о  клиенте -  Этот этап планирования необходим  для адекватного проведения проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в  целом и его положении в  отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку. Аудиторам важно иметь представление  об экономических условиях функционирования компании. Целесообразно проанализировать влияние на бизнес клиента изменений  в законодательстве. Знание основных экономических факторов, под воздействием которых находится бизнес клиента, позволяет делать различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента.  Определенную пользу может принести отраслевая информация. Особенно важно  учитывать наличие значительных изменений в целом по отрасли, соотношения расширения или сужения  деловой активности клиента в  соответствии с динамикой в отрасли, подверженность отрасли циклическим  колебаниям, надежность источников сырья  и т.д. Своевременному выявлению  возможных проблем, связанных с  проверкой, способствует информация о  конкурентной среде, в которой функционирует  компания-клиент. Необходимо серьезное  изучение практики учета, принятой в  данной отрасли, и рассмотрение вопроса об использовании клиентом нетипичной для отрасли системы учета.

Доказательная информация и  правовые обязательства клиента. Для вынесения профессионального суждения о финансовой отчетности клиента аудиторы должны собрать достаточное количество доказательной информации. Получение адекватной информации необходимо и для ознакомления с бизнесом клиента. Источниками информации служат публикации на общеэкономические, отраслевые и торговые темы, законодательные акты и методические рекомендации по бухгалтерскому учету и аудиту, документация компании, материалы прошлых аудиторских проверок. При этом информация должна быть доказательной и достаточной. Чтобы считаться доказательной, информация должна быть реальной, уместной и беспристрастной. Наиболее доказательной является информация, полученная аудитором в результате его личных наблюдений и вычислений, а также полученная из независимых внешних источников. Достаточно низкой представляется доказательность информации, состоящей из документов, составленных, обработанных и хранящихся у клиента. Наименее доказательными считаются устные и письменные сообщения руководства и служащих компании, поэтому они обязательно должны подтверждаться другой информацией.

Оценка уровня существенности.  На стадии планирования аудиторская  группа должна сделать предварительное  заключение о величине существенных показателей, т.е. величине, при которой  ошибки как единичные, так и взятые суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой отчетности. Концепция существенности базируется на том, что некоторые данные могут  быть более важны, чем другие, при  адекватном представлении финансовой отчетности, а также на интересе ее потенциальных пользователей  к отдельным показателям. Так, если предприятие стабильно функционирует  с прибылью, пользователи будут оценивать  существенность той или иной суммы  в сопоставлении с объемом  валовой или чистой прибыли.

При оценке существенности целесообразно учитывать и качественные стороны информации – вид деятельности клиента (производство, торговля, сельское хозяйство, посредническая деятельность и т.д.), стабильность его положения  на рынке, финансовое состояние. Например, какая-либо сумма может оказаться  несущественной по отношению к объему валовой прибыли, но иметь значение при выявлении тенденций развития.   Для применения существенности по каждому  отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор  ликвидирует вероятность того, что  сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при  разработке программы проверки каждого  конкретного счета и при расчете  размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50-70% от планируемой существенности. Однако предельно допустимая ошибка на должна быть и слишком низкой, что может привести к необоснованному завышению объемов аудиторских процедур.

Общий план проведения аудиторской проверки.

 После завершения анализа  рисков аудиторы, основываясь на  предварительных данных об экономическом  субъекте и результатах проведенных  аналитических процедур, могут приступить  к разработке общего плана  и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед  проведением проверки план определяет  последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям  и с какой интенсивностью будет  проводиться проверка. Для лучшего  обзора и рациональной постановки  задач могут использоваться графики,  диаграммы и компьютерные системы. 

  Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

 В общем плане необходимо  предусмотреть сроки проведения  аудита и составить график  его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского  заключения. В процессе планирования  необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные  оценки рисков аудиторской проверки.

  В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть :  какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;   какие существенные моменты следует охватить; какие выборочные планы надо разработать;  формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;  распределение аудиторов в соответствии с их  профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;  с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;  бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;  предполагаемые сроки работы группы; инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.

  Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

Программа аудиторской  проверки.

  Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита (см. приложение). Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

  Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

 Аудиторскую программу  следует составлять в виде  программы тестов средств контроля  и в виде программы аудиторских  процедур по существу.

  Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

  Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

  Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 По окончании процесса  планирования аудита общий план  и программа аудиторской проверки  должны быть документально оформлены  и завизированы в установленном  порядке.

 

37) Аудит операций с материально-производственными запасами

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о  достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей  «Запасы» и соответствии применяемой  в организации методики учета  и налогообложения операций с  МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Информация о работе Шпаргакла по "Аудиту"