Школа балансоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Фундаментальной основой методологии современного бухгалтер¬ского учета и экономического анализа является балансоведение.
Балансоведение представляет собой науку об экономической сущности баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании балансовой информации в целях управления пред¬приятием.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Школа балансоведения: Школа счетов хозяйственный явлений (Теория причинности)……………………………………………………………………..5Теория динамического анализа………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

балансоведение.docx

— 46.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Школа балансоведения: Школа счетов хозяйственный явлений (Теория причинности)……………………………………………………………………..5Теория динамического анализа………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………..18

 Список литературы……………………………………………………………19

 

Введение

         Фундаментальной основой методологии современного бухгалтерского учета и экономического анализа является балансоведение.

        Балансоведение представляет собой науку об экономической сущности баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании балансовой информации в целях управления предприятием.

        Учение о бухгалтерском балансе как научная отрасль знаний сформировалось во второй половине XIX в. В основе его лежат труды авторитетных зарубежных и российских ученых: Г. Никлиша, И.Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха, Н.С. Лунского, И.Р. Николаева, А.П. Рудановского и др. Работы указанных авторов были посвящены изучению сущности балансового метода, правилам формирования и оценки статей бухгалтерского баланса, отражению механизма создания и функционирования капитала организации. Научные труды данных ученых значительно обогатили бухгалтерский учет и дополнили два основных его направления теории бухгалтерского учета — счетоведение и счетоводство новым, обобщающим направлением — балансоведением. Это позволило сформировать стройную систему бухгалтерского учета, состоящую из трех элементов, а также создать предпосылки для возникновения экономического анализа как самостоятельной области научных знаний. В результате было обосновано положение о том, что теория баланса имеет неразрывную связь с теорией счета. При этом счета характеризуют техническую сторону учета, а бухгалтерский баланс определяет методологическую. Таким образом, баланс был обозначен в качестве метода оценки имущественного состояния предприятия, а хозяйственные процессы выступили в роли объекта изучения.

         Основу балансоведения составляет использование принципа равенства двух частей баланса (двойственности), а также методов регистрации и классификации. К моменту зарождения балансоведения как науки известные мировые, учетные школы сформировали свои подходы к изучению баланса: итальянская — логисмографическое и статмографичское, немецкая — камеральное, а французская — математическое. При этом следует отметить, что термин «баланс» в те времена был многозначен. При этом можно выделить три наиболее распространенные его трактовки:

  • равновесие;

  • разница между двумя сторонами счета;

  • отчетная форма.

В настоящее время  последняя трактовка преобладает, а еще в XIX в. подобной однозначности не было.

1. Школа счетов хозяйственных явлений (Теория причинности)

            Отличительное свойство школы хозяйственных явлений состоит в том, что она переносит центр тяжести не на хозяйственные массы, а на те явления, которые происходят в хозяйстве. Есть две теории, обосновывающие принцип двойственности, исходя из характера хозяйственных явлений. Первая теория, исследуя хозяйственные операции, стремится выяснить, какое влияние оказывает данная операция на баланс хозяйства: положительное или отрицательное. Это - теория положительных и отрицательных явлений. Вторая теория исследует хозяйственные явления с точки зрения того, какое явление представляет собою причину и какое - следствие. Это - теория причинности.

             Теория причинности. Теория причинности представляет по идее развитие и углубление теории положительных и отрицательных явлений. Перенося центр тяжести на хозяйственные явления, теория эта совершенно отвергает классификацию счетов по признаку их деления на материальные и личные. С точки зрения этой теории, представляется фактом второстепенного значения, имеем ли мы дело со счетом имущественных средств, или с лицевыми счетами корреспондентов. Счета предназначены не для записей материальных предметов и правоотношений с корреспондентами, а для фиксации различных хозяйственных явлений. Только в целях удобства и единообразия, счета носят название тех масс, которые составляют причину или следствие данного явления. Теория причинности не интересуется тем, представляет ли данный факт положительное или отрицательное явление для хозяйства. Она стремится найти обусловливающую данные явления причиннозависимость, т.е. выяснить, какое явление будет причиной, а какое - следствием.

              Рассуждения школы причинности сводятся к следующему. Нет вообще явлений беспричинных. Каждое явление есть следствие тех или иных причин. В свою очередь оно становится причиной последующих явлений. Все явления, происходящие в хозяйстве, также подчинены этому общему закону причинности. Вся хозяйственная жизнь, отражающаяся, как в свитке, в счетных книгах, представляет собою неразрывную цепь причин и следствий. При этом каждое отдельное хозяйственное явление может быть то причиной, то следствием. Причина явления записывается в кредит счета, а следствие - в дебет счета. А так как нет следствия без причины, и наоборот, нет причины без следствия, то каждый факт вызывает двойную запись: в дебете одного счета, и в кредите другого.

             Для пояснения возьмем такой пример. Куплен товар за наличные. В данном случае хозяйство стоит перед фактом получения товара. Но этот факт должен иметь определенную причину. Причиной получения товаров является уплата продавцу наличных денег. Если бы хозяйство не заплатило продавцу следуемых денег, оно не получило бы товаров. Следовательно, получение товара есть следствие, а уплата наличными - причина данной хозяйственной операции. Операция записывается в дебет товаров и в кредит кассы.

            Другой пример. Получена некоторая сумма в виде процентов за отсрочку платежа. В этом случае в хозяйстве происходит факт увеличения кассовой наличности. Что же является причиной получения денег? Причиной получения денег в данном случае являются проценты. Если бы хозяйство не имело права на требование процентов за отсрочку платежа, оно не получило бы этих денег. Следовательно, счет кассы будет следствием, а счет процентов - причиной. Операция записывается в дебет счета кассы и в кредит счета процентов. Школа причинности исходит в своих рассуждениях из баланса. При этом пассив рассматривается как причина, а актив - как следствие.

Недостатки школы  причинности.

1. В каждой операции  представляется затруднительным  определить, какой факт является  причиной, а какой - следствием. В  рассмотренных нами примерах  можно было бы с полным успехом  применить и обратный метод  рассуждения, а именно: принять  причины за следствия, а следствия  за причины. Отсюда становится  ясным, что нахождение дебета  и кредита в той или иной операции представляется по теории причинности далеко не легким делом.

2. Теория причинности  выводит принцип двойственности  из сочетания причины и следствия  каждого хозяйственного явления. Однако, в действительности принцип двойственности не ограничивается нахождением причинной зависимости между хозяйственными явлениями. В принципе двойственности закон причинности дополняется еще законом противоположения, по которому одно явление должно обязательно противополагаться другому. Принцип двойственности есть именно синтез закона причинности и закона противоположения, увенчанный ценностным измерением всех хозяйственных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теория динамического баланса

           Динамический баланс — это метод счетоведения, позволяющий в денежной оценке на определенный момент времени изобразить кругооборот капитала, вложенного в предприятие. В динамическом балансе все объекты учета отражены по себестоимости (историческим ценам). Приоритетной целью динамического баланса является отражение метаморфоз капитала и исчисление финансового результата как превышения доходов над затратами. Акцент делается на целесообразную и оправданную идентификацию сопоставляемых доходов и расходов и исчисление прибыли. В основе такого исчисления — ориентация на себестоимость вложений, т.е. на исторические цены. Так как реальность отражения финансового состояния является вторичной целью, исходят из предположения, что переоценка активов и применение рыночных цен не нужны.

             Теория динамического баланса возникла в конце XIX — начале XX в. в ходе изучения различными авторами методологии баланса. В противоположность статической трактовке она была основана на критике господствовавших в то время концепций. Первым с критикой статического баланса выступил Э. Лев, который рассматривал отчетность как метод расчета стоимости, позволяющий в наглядной форме выразить общий масштаб имущества. При этом задачей отчетности он считал расчет изменений чистых активов, т.е. исчисление прибыли или убытка и выявление причин их образования. По его мнению, основой оценки в балансе должна была выступать оценка по себестоимости, так как затраты, которые понес собственник, известны более точно, чем искусственно найденные продажные цены или цены замещения.

             Э. Лев рассматривал исчисление финансовых результатов как основную задачу баланса, а исчислению стоимости имущества организации он отводил второстепенную роль.

           Его последователь Г. Шеффлер разработал производственно-экономическую концепцию баланса. Исходным пунктом своего исследования он определил тезис: «искусственная система баланса не имеет другой цели, кроме точного представления сумм чистого дохода». Шеффлер считал, что в балансе следует отражать не только реальные, но и «идеальные» активы и пассивы. Под идеальными объектами учета он понимал те, которые не могут быть реализованы в деньги и возникают в результате применения бухгалтерской методологии, или используются в целях управления, или возникают из требований законодательства. В качестве примера идеальных статей пассива Шеффлер называет резервный и амортизационный фонды. В анализе этого автора исчисление финансовых результатов как задача отчетности рассматривалось в контексте трактовки идеальных активов и пассивов, что соответствовало принципу непрерывно действующего предприятия. В этом случае амортизация обеспечивала связь оценок различных отчетных периодов.

             Г. Штауб в 1893 г. опубликовал сочинения, которые получили широкое признание в науке и праве. Изучая проблему оценки статей баланса, автор исходил из необходимости применения «объективной оценки». Она могла быть исчислена как стоимость реализации по предположению непрерывной деятельности предприятия. Он ввел понятие 
«деловая репутация», под которой понимал стоимость предприятия как 
имущественного комплекса, что было новой концепцией, важной с точки зрения предприятия. 

            Трактовки баланса Шеффлера, Штауба и других авторов критиковали концепцию ликвидации предприятия на отчетную дату и применение для оценки активов и обязательств рыночных цен, так как они 
субъективны. По-иному интерпретировались задачи и концепции баланса. Основной задачей баланса определялось исчисление финансового результата. Важность исчисления прибыли в балансе приводила 
к выделению понятия «период расчета». Возникло требование разграничения отчетных периодов. 

           Основоположником теории динамического баланса стал Э. Шмаленбах (1873-1955) — крупнейший немецкий теоретик бухгалтерского учета XX в. В «Основах теории динамического баланса» он обосновали трактовку баланса, основанную на производственно-экономической теории. Э. Шмаленбах называл баланс «аккумулятором сил» и в связи с этим давал следующее его определение: «Динамический баланс представляет соотношение активного и пассивного, резерва сил, показывая, финансовые результаты с учетом временных отношений между материальными и финансовыми оборотами». Согласно его теории, баланс является средством исчисления финансовых результатов. Баланс отражает стоимость имущества настолько, насколько это необходимо для исчисления годовой прибыли. Прибыль определяется как разность между выручкой и затратами. Оценка товаров до момента их реализации осуществляется по ценам приобретения или изготовления. Важнейшим методом оценки признается оценка по себестоимости. Выручка признается с помощью метода «по отгрузке». Баланс должен отражать движение капитала на разных фазах его кругооборота. Согласно теории Шмаленбаха, бухгалтер с помощью баланса наблюдает, контролирует и помогает управлять кругооборотом капитала предприятия. В основу учения положено разграничение материальных результатов и материальных затрат, с одной стороны, и денежных результатов (выручки) и денежных расходов, с другой стороны.

            По мнению автора, если рассматривать баланс за весь период существования предприятия, величины результатов и затрат должны быть равны. Так как баланс составляется на определенный момент времени, то такого совпадения нет.

            В целях учета финансового результата следует производить учет только денежных доходов и расходов, в которые следует включать суммы периодических материальных затрат и результатов. Из различий между материальными и денежными оборотами следует, :что за период составления баланса могут быть материальные обороты, не дающие финансового результата, и, наоборот, финансовые результаты, не подтвержденные материальными оборотами. При этом, с его точки зрения, в баланс следовало включать все материальные обороты, которые были совершены, но не приняли форму денежного оборота. Далее, в баланс включаются материальные обороты, которые еще не завершены, но в результате финансовых оборотов, проведенных в этом периоде, будут завершаться в будущем.

         Шмаленбах определял актив баланса, кроме денежных средств, как расходы, которые еще не стали доходами. Это привело к выделению следующих разделов актива баланса:

  • расходы, но еще не затраты (основные средства, материальные затраты, расходы будущих периодов);
  • расходы, но еще не поступление средств (дебиторская задолженность);
  • ценности, которые станут затратами (незавершенное производство);
  • ценности, которые станут доходами (готовая продукция, товары отгруженные);
  • ликвидные средства (деньги, ликвидные ценные бумаги).

Информация о работе Школа балансоведения