- всей сокрытой или 
заниженной при начислении страховых 
взносов в Фонд социального 
страхования РФ суммы оплаты 
труда и штрафа в двойном 
размере. Под сокрытой или заниженной 
суммой оплаты труда понимается 
неучтенная работодателем или 
иным плательщиком страховых 
взносов сумма оплаты труда, 
на которую в соответствии 
с действующим законодательством 
взносы должны быть начислены;
      
 -10% причитающихся к уплате 
сумм страховых взносов в Фонд 
социального страхования РФ за 
их отказ от регистрации в 
качестве плательщика страховых 
взносов. Под отказом от регистрации 
понимается несоблюдение установленных 
сроков регистрации в Фонд 
социального страхования РФ (10 дней 
с момента организации предприятия 
или начала деятельности лица). 
Данная санкция не может применяться 
к предприятиям, нарушившим сроки 
регистрации в Фонд социального 
страхования РФ, но не производившим 
оплату труда за этот период;
      
 - 10% причитающихся в отчетном 
квартале к уплате сумм страховых 
взносов в Фонд социального 
страхования РФ за непредставление 
в установленные сроки расчетной 
ведомости. Недоимка по страховым 
взносам, а также суммы штрафов 
и иных финансовых санкций 
взыскивается с работодателей 
в бесспорном порядке. Взыскание 
недоимок и финансовых санкций 
с физических лиц производится 
только в судебном порядке.      
 С суммы недоимки (невнесенных 
в срок взносов и выявленной 
при проверке задолженности) на 
плательщиков начисляется пеня 
за каждый срок просрочки в 
следующих размерах:      
 - по страховым взносам 
работодателей - 1%;      
 -по страховым взносам 
граждан, занимающихся предприниматель-ской 
деятельностью, а также граждан, 
использующих труд наемных работников 
в личном хозяйстве, - 0,5%.      
 Финансовые санкции 
(штрафы и пени) по платежам 
в Фонд социального страхования 
РФ, уплачиваемые предприятиями 
и банками, относятся ими на 
чистую прибыль после налогообложения. 
Пеня и финансовые санкции 
применяются только в части 
сумм страховых платежей, которая 
подлежит непосредственному перечислению 
в Фонд социального страхования 
РФ по договору между Фондом 
социального страхования РФ и 
страхователем. Контроль за полнотой 
и своевременностью уплаты предприятиями, 
организациями, учреждениями и 
иными хозяйствующими субъектами 
независимо от форм собственности 
взносов на социальное страхование 
возложен на Фонд социального 
страхования РФ и государственную 
налоговую службу РФ. 
 
 
  
 
 
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РФ. 
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.      
 Государственный фонд 
занятости населения РФ образован 
в 1991 г. в соответствии с 
законом РФ от 19.04.91 №1032-1 “О занятости 
населения  в РФ” и является государственным 
внебюджетным фондом, предназначенным 
для финансирования мероприятий, связанных 
с реализацией государственной политики 
занятости населения.      
 Деятельность Государственного 
фонда занятости населения РФ 
регулируется названым законом 
и Положением о государственном 
фонде занятости населения РФ, 
утвержденным постановлением ВС 
РФ от 08.06.93 № 5132-1. Государственный 
фонд занятости населения РФ  образуется 
за счет:      
 -обязательных страховых 
взносов работодателей;      
 -обязательных страховых 
взносов с заработка работающих;
      
 -ассигнований из республиканского 
и местных бюджетов РФ.      
 Действующим законодательством 
не предусмотрена обязательность 
регистрации плательщиков страховых 
взносов в территориальных органах 
Государственного фонда занятости 
населения РФ. Такая регистрация 
может проводиться только в 
добровольном порядке. Также не 
предусмотрено право любых учреждений 
требовать справок о регистрации 
в Государственном фонде занятости 
населения РФ для осуществления 
каких-либо действий, в частности 
банков - для открытия расчетных 
счетов. Платежи в Государственный 
фонд занятости населения РФ  производятся 
в первоочередном порядке, независимо 
от поступления в банк расчетных документов 
или наступления срока платежей. 
 
РАЗМЕРЫ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ 
ВЗНОСОВ.      
 В соответствии с 
нормативными документами тариф 
взносов в Государственный фонд 
занятости населения РФ  для работодателей 
- предприятий, учреждений, организаций 
и иных хозяйствующих субъектов установлен 
в размере 1,5% по отношению к начисленной 
оплате труда по всем основаниям. Плательщиками 
взносов являются только работодатели 
- предприятия, организации, учреждения 
и иные хозяйствующие субъекты. Не являются 
плательщиками взносов граждане, использующие 
труд наемных работников в личном хозяйстве, 
граждане-предприниматели и другие категории 
граждан, на являющиеся работодателями. 
Плательщиками взносов в Государственный 
фонд занятости населения РФ  являются 
также крестьянские (фермерские) хозяйства 
и родовые (семейные) общины малочисленных 
народов Севера. 
 
ЛЬГОТЫ.      
 1. От уплаты страховых 
взносов в Государственный фонд 
занятости населения РФ  освобождены:
      
 а). Общественные организации 
инвалидов. Определение “общественной 
организации” дано выше.      
 б). Религиозные объединения. 
Религиозным объединением является 
добровольное объединение не 
менее 10 совершеннолетних граждан, 
образованное в целях совместного 
осуществления права граждан 
на свободу вероисповеданий и 
зарегистрированное органами Минюста 
РФ. Доходы от производственной 
деятельности религиозной организации 
могут использоваться только 
для выполнения уставных задач.
      
 в). Предприятия, объединения 
и учреждения, находящиеся в собственности 
указанных организаций, созданные 
для осуществления их уставных 
целей.      
 2. При проведении избирательных 
кампаний в Федеральное Собрание 
РФ, представительные и исполнительные 
органы государственной власти 
субъектов РФ и органы местного 
самоуправления страховые взносы 
в Государственный фонд занятости 
населения РФ  не начисляются на:      
 средства избирательных 
фондов кандидатов в депутаты 
федеральных органов государственной 
власти, представительных и исполнительных 
органов государственной власти 
субъектов РФ и органов местного 
самоуправления, полученные и израсходованные 
на проведение избирательных 
кампаний, а также учтенные в 
установленном порядке;          
 доходы, получаемые от 
избирательных комиссий членами 
избирательных комиссий, осуществляющими 
свою деятельность в указанных 
комиссиях не на постоянной 
основе;      
 доходы, получаемые физическими 
лицами от избирательных комиссий, 
а также из избирательных фондов 
кандидатов в депутаты и избирательных 
фондов избирательных объединений 
за выполнение указанными лицами 
работ, непосредственно вязанных 
с проведением избирательных 
кампаний.      
 3. Страховые взносы в 
Государственный фонд занятости 
населения РФ  не начисляются на фонд 
оплаты труда иностранных физических 
лиц, привлекаемых на период реализации 
целевых социально-экономических программ 
(проектов) жилищного строительства, создания, 
строительства и содержания центров профессиональной 
переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных 
с военной службы, и членов их семей, осуществляемых 
за счет займов, кредитов и безвозмездной 
финансовой помощи, предоставляемых международными 
организациями и  правительствами  иностранных 
государств, иностранными юридическими 
и физическими лицами в соответствии с 
межправительственными и межгосударственными 
соглашениями, а также соглашениями, подписанными 
по поручению Правительства РФ уполномоченным 
им органами государственного управления.
      
 4. От уплаты страховых 
взносов в Государственный фонд 
занятости населения РФ  по денежному 
довольствию военнослужащих, лиц рядового 
и начальствующего состава органов внутренних 
дел  и федеральных органов налоговой полиции 
освобождены:      
 Министерство обороны 
РФ;      
 Министерство внутренних 
дел РФ;      
 Федеральная служба 
контрразведки РФ;      
 Федеральная пограничная 
служба - Главное командование пограничных 
войск РФ;      
 Федеральное агентство 
правительственной связи и информации;
      
 Служба внешней разведки 
РФ;      
 Главное управление 
охраны РФ;      
 Служба безопасности 
Президента РФ;      
 другие воинские формирования 
РФ;      
 Департамент налоговой 
полиции РФ.       
 
 
  
 
 
  
 
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ.      
 Тариф страховых взносов 
установлен по отношению к 
начисленной оплате труда по 
всем основаниям.      
 Крестьянские (фермерские) 
хозяйства, родовые (семейные) общины 
малочисленных народов Севера 
на основании Постановления Правительства 
РФ от 06.10.94 №1139 уплачивают страховые 
взносы в Государственный фонд 
занятости населения РФ  с сумм доходов, 
полученных за истекший календарный год. 
Доходы определяются как разность между 
совокупным годовым доходом, полученным 
в целом по хозяйству, и документарно подтвержденными 
расходами, связанными с извлечением этого 
дохода. 
 
СРОКИ УПЛАТЫ.      
 Сроки уплаты страховых 
взносов в Государственный фонд 
занятости населения РФ  для работодателей 
законодательством не установлены. Поскольку 
срок уплаты взносов в Государственный 
фонд занятости населения РФ  должен быть 
установлен законодательным актом, неуплата 
своевременно начисленных и отраженных 
по кредиту счета 69 страховых взносов 
в Государственный фонд занятости населения 
РФ  не является основанием для применения 
штрафных санкций.      
 Крестьянские (фермерские) 
хозяйства и родовые (семейные) 
общины малочисленных народов 
Севера с 1 января 1995 года уплачивают 
страховые взносы один раз 
в год не позднее 1 апреля 
следующего года . 
 
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ.      
 Налогоплательщик, нарушивший 
налоговое законодательство, в установленных 
законом случаях несет ответственность 
в виде:      
 а). взыскания суммы 
налога за сокрытый или неучтенный 
объект налогообложения (начисленная 
оплата труда) и штрафа в 
размере той же суммы, а при 
повторном нарушении - соответствующей 
суммы и штрафа в двукратном 
размере этой суммы;      
 б). штрафа за каждое 
из следующих нарушений; за 
отсутствии учета объектов налогообложения 
и за ведение учета объектов 
налогообложения с нарушением 
установленного порядка, повлекшие 
за собой сокрытие или занижение 
дохода за проверяемый период, 
в размере 10% доначисленных сумм 
налога; за непредставление или 
несвоевременное представление 
в налоговый орган документов, 
необходимых для исчисления, а 
также для уплаты налога, в 
размере 10% причитающихся к уплате 
по очередному сроку сумм налога;
      
 в). взыскания пени 
с налогоплательщика в случае 
задержки уплаты налога в размере 
0,3% неуплаченной суммы налога 
за каждый день просрочки платежа, 
начиная с установленного срока 
уплаты выявленной задержанной 
суммы налога, если законом не 
предусмотрены иные размеры пени. 
Взыскание пени не освобождает 
налогоплательщика от других 
видов ответственности.      
 Государственная служба 
занятости населения получила 
право взыскивать в бесспорном 
порядке с работодателей суммы 
сокрытых или заниженных страховых 
взносов в Государственный фонд 
занятости населения РФ , а также 
недоимок штрафов и иных санкций, 
предусмотренных законодательством. 
Взыскание указанных сумм производится 
после расчетов работодателя 
с бюджетами. При взыскании 
в бесспорном порядке указанных 
сумм органы службы занятости 
пользуются правами, предоставленными 
налоговым органам РФ по взысканию 
не внесенных в срок налогов.
      
 В соответствии с 
п.10 Положения о Государственном 
фонде занятости населения РФ 
от 08.06.93 № 5132-1 контроль за своевременным 
и полным поступлением страховых 
взносов в Фонд занятости осуществляют 
органы службы занятости совместно 
с налоговыми органами в порядке, 
установленном Правительством РФ.
 
 
 
  
 
 
 
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО 
СТРАХОВАНИЯ. 
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.      
 Фонды обязательного 
медицинского страхования  являются 
самостоятельными государственными некоммерческими 
финансово-кредитными учреждениями и 
предназначены для аккумулирования средств 
на обязательное медицинское страхование. 
Средства фондов находятся в государственной 
собственности, не входят в состав бюджетов 
других фондов и изъятию не подлежат.      
 Территориальные Фонды 
обязательного медицинского страхования  
создаются местными органами власти и 
действуют на основании Положения о территориальном 
фонде обязательного медицинского страхования. 
Федеральный и территориальные фонды 
обязательного медицинского страхования 
не наделены правом издания каких-либо 
нормативных документов, обязательных 
для плательщиков страховых взносов на 
обязательное медицинское страхование.