Эволюция теорий экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Два факта по существу охватывают всю проблему экономики. Совершенно необходимо тщательно определить и глубоко осмыслить эти два факта. Первый факт таков: материальные потребности общества, то есть материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны или неутолимы. Второй факт: экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограниченны или редки.
Попытаемся обстоятельно исследовать и уяснить эти два факта в том порядке, как они названы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Ограниченность экономических ресурсов
1. 1. Ресурсы в экономике и их классификация………………………5
1. 2. Экономические ресурсы как факторы производства………..…..9
1. 3. Проблема ограниченности ресурсов……………………………..11

Глава 2. Эффективное состояние ограниченных ресурсов
2. 1. Сравнение ресурсной (затратной) и экономически
эффективной экономик………………………………………….15
2. 2. Сочетание эффективности и социальной справедливости
в экономике……………………………………………………...16
2. 3. Эффективность использования ограниченных ресурсов……..…21

Глава 3. Роль государства как гранта эффективности
ограниченности ресурсов
3. 1. Функции государства в ограниченности ресурсов в
рыночной экономике………………………………………….…22
3. 2. Направления и методы государственного вмешательства
в экономику………………………………………………………23
3. 3. Обеспечение социальной справедливости…………………..…25
3. 4. Эластичность спроса на ресурс……………………………..……27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….30

Файлы: 1 файл

Экономические ресурсы.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение имеет  государственная политика стимулирования конкуренции товаропроизводителей. Опыт таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность гораздо в большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности.

Да и наш собственный  опыт подтверждает этот вывод, так как главный результат от проводимой сейчас в России политики приватизации государственной собственности состоит лишь в создании множества распылённых частных монополий взамен существовавшей ранее монополии государства, ещё более усиливших неопределённость и хаотичность экономики страны из-за того, что предприятия монополисты имеют возможность сохранять дефицит выпускаемой  ими продукции и игнорировать все ограничения.

В этой связи можно  констатировать факт, что либерализация (разгосударствление) экономики России привела к частной собственности (связанной с общественно значимой капитализацией), как предполагалось, а гипертрофированной личной собственности (сейчас капитализируется лишь та часть, которая вывозится на Запад и работает на чужую экономику). А личные богатства, как известно, не становятся капиталом; капитал или инвестиционные ресурсы – это вещественные факторы производства: машины, оборудование, инструмент, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства и коммуникации, складские помещения, сбытовая сеть и т.д.), которые используются в производстве и доставке товаров потребителям, при оказании им различных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Эффективность использования ограниченных ресурсов.

 

В упрощенном виде эта эффективность  моделируется с помощью кривой производственных возможностей. Вводится такое важное экономическое понятие, как граница производственных возможностей.

Граница производственных возможностей показывает максимально возможный  объем производства некоторого конкретного  товара или вида услуг при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.

 

Эффективное использование ресурсов означает, что для общества невозможно получить большее количество одного блага без уменьшения количества другого. Следовательно, точки, лежащие на кривой производственных возможностей, являются эффективными, а внутри кривой производственных возможностей - соответствуют ситуации, когда экономика растрачивает ресурсы.

 ДОХОДЫ  - Конечной целью производства является потребления, Поскольку потребности людей не могут быть  удовлетворены абсолютно, то в условиях товарно-денежных отношений уровень потребления каждого члена общества зависит в первую очередь от уровня его доходов.

Важнейшую часть доходов работников наемного труда составляет заработная плата, которая является не только источником обеспечения жизнедеятельности человека, но и выступает мощнейшим инструментом регулирования экономических интересов.

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль государства как гранта эффективности ограниченности ресурсов

3. 1. Функции государства в ограниченности ресурсов в рыночной экономике

 

Функции государства. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

создание, сохранение и совершенствование  системы социально-экономических отношений;

составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;

регулирование процессов использования  производительных сил природы и охрана окружающей человека среды;

управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;

ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов  трудовой деятельности;

разработка целевых комплексных  программ экономического развития;

повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;

согласование экономических интересов  субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;

регулирование и экономическое  обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

 

 

3. 2. Направления и методы государственного вмешательства в экономику.

 

Известны следующие направления  государственного вмешательства в  экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц.

В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты.

В странах Европейского союза, чтобы  уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в  себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может  быть прямым, т.е. осуществляемым посредством  законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства    это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства  осуществляется по следующим направлениям:  стимулирование капиталовложений; обеспечение  полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;    воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены некоторых специфических товаров; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства  государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

 

 

3. 3. Обеспечение социальной справедливости

 

Задачи государства при регулировании  социально-экономических процессов.

1. Создание надежного правопорядка,  в рамках  которого  возможно принятие децентрализованных решений,  то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок  распоряжения и пользования собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры,  в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований,  запретов и  использование рыночно -хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально-  экономическими  процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.

Думается, на государственном  уровне можно найти тот путь, который  позволит квалифицированно координировать работу всего промышленно-производственного  и социального комплекса страны по наращиванию мощи и развитию экономического потенциала России, причём за счёт качественного индустриального роста, а не путём резкого снижения жизненного уровня массы населения и непомерной нагрузки на состояние природных систем.

Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики.

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:

а) Сохранение  и  усиление нормально  функционирующей конкурентной борьбы. 

б) Проведение  политики,  гарантирующей  нормальный  и надлежащий экономический  прирост в условиях высокого уровня занятости,  стабильности цен и  сбалансированности внешнеэкономических связей. 

в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. 

г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. 

д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

 

3. 4. Эластичность спроса на ресурс

 

Эластичность спроса на ресурс - это отношение процентного изменения потребления производственного ресурса к процентному изменению его цены. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Факторами устойчивого спроса на ресурсы  являются:

1)эффективность (производительность) производственного ресурса при создании товара (например, чем более производительную технику используют на предприятии, тем меньше нужно станков для производства

 

запланированного количества продукции);

2) рыночная стоимость (или цена) товара, произведенного при помощи производственного ресурса; если растёт стоимость какого-нибудь товара, то становиться выгодным увеличивать объём его производства, поэтому спрос на ресурсы также возрастет.

 Различают два основных вида  рынков производственных ресурсов:

  • рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции - ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. На этом рынке одновременно действует большое число продавцов и покупателей.
  • рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции - либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Мы выяснили, что рыночные механизмы не обеспечивают нормального сбалансированного развития всех отраслей экономики, поэтому необходимо вмешательство государства. Вмешательство государства помогает сгладить циклические колебания в экономике.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.

Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.

Следовательно, государство должно просто сделать более доступной  для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Таким образом, государство способствует более рациональному распределению ресурсов и, тем самым,  достигается паретто эффективность в экономике.

Следует отметить, что государство  должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство действительно является необходимым.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Информация о работе Эволюция теорий экономического роста