Эволюция теорий экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Два факта по существу охватывают всю проблему экономики. Совершенно необходимо тщательно определить и глубоко осмыслить эти два факта. Первый факт таков: материальные потребности общества, то есть материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны или неутолимы. Второй факт: экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограниченны или редки.
Попытаемся обстоятельно исследовать и уяснить эти два факта в том порядке, как они названы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Ограниченность экономических ресурсов
1. 1. Ресурсы в экономике и их классификация………………………5
1. 2. Экономические ресурсы как факторы производства………..…..9
1. 3. Проблема ограниченности ресурсов……………………………..11

Глава 2. Эффективное состояние ограниченных ресурсов
2. 1. Сравнение ресурсной (затратной) и экономически
эффективной экономик………………………………………….15
2. 2. Сочетание эффективности и социальной справедливости
в экономике……………………………………………………...16
2. 3. Эффективность использования ограниченных ресурсов……..…21

Глава 3. Роль государства как гранта эффективности
ограниченности ресурсов
3. 1. Функции государства в ограниченности ресурсов в
рыночной экономике………………………………………….…22
3. 2. Направления и методы государственного вмешательства
в экономику………………………………………………………23
3. 3. Обеспечение социальной справедливости…………………..…25
3. 4. Эластичность спроса на ресурс……………………………..……27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….30

Файлы: 1 файл

Экономические ресурсы.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться.

Проблема выбора сложна тем, что, отдавая  предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги па покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу. Купив ее, он отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны.

Предположим, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: производить, скажем, продукт А — средства производства, или продукт Б — предметы потребления. Всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б и наоборот.

Рассмотрим на условных данных альтернативные комбинации продукта А и Б, которые общество может выбирать.

Возможности производства продукта А  и Б при полном использовании  ресурсов, тыс. шт.:

вид продукции:          производственные альтернативы:

                   А         Б        В         Г           Д 

 продукт А         10          9         7        4           О 

 продукт Б           0           1        2        3            4

Согласно альтернативе А наша экономика направила бы все ресурсы для производства продукта А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д все наличные ресурсы были бы использованы на производство продукта Б, или предметов потребления.

По мере продвижения от альтернативы А к Д мы увеличиваем производство предметов потребления за счет переключения ресурсов с производства средств производства. Двигаясь в этом направлении, общество удовлетворяет свои текущие потребности. Напротив, двигаясь от альтернативы Д к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления, направляет ресурсы для увеличения производства средств производства.

Из приведенного следует, что экономические  ресурсы редки. Этот факт не позволяет  экономике увеличивать одновременно производство продукта А и Б.

Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных  из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства.

Для углубленного понимания содержания производственных возможностей используем предыдущий пример и зададим ему графическое изображение, отложив по вертикали данные о производстве продукта А, а по горизонтали — продукта Б. Получим кривую производственных возможностей, каждая точка на которой — это максимальный объем производства двух продуктов. Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным количествам, которые могут быть получены в результате эффективного использования имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат принятому условию. Если точка К расположена правее данной кривой, это Означает, что такие параметры недостижимы при имеющейся технологии производства, если левее — наблюдается недоиспользование имеющихся ресурсов.

На основе приведенных данных можно  сказать, что большее количество продукта Б можно произвести только в том случае, если уменьшить производство других продуктов, отказаться от них, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называемое вмененными издержками производства этого продукта. В нашем примере количество продукта А (средства производства), от которого придется отказаться, чтобы получить дополнительную единицу продукта Б (предметы потребления), и есть вмененные, или альтернативные, издержки. Передвигаясь по кривой производственных возможностей от альтернативы А к Б, устанавливаем, что издержки производства одной единицы продукта Б (предметы потребления) равны издержкам производства одной единицы продукта А (средства производства). Однако по мере перехода к дополнительным производственным возможностям —от Б к В, от В к Г и т.д. — нам открывается важный экономический принцип, заключающийся в том, что стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать ради получения дополнительной единицы предметов потребления, возрастает.

Если при переходе от альтернативы А к Б на получение одной  дополнительной единицы продукта Б  приносится в жертву одна единица продукта А, то при переходе от Б к В на получение одной дополнительной единицы предметов потребления приходится жертвовать уже двумя единицами средств производства, затем соответственно на одну единицу продукта Б —тремя единицами продукта А. Эта же закономерность проявляется и при движении от альтернативы Д к А, где видно, что издержки на производство дополнительной единицы продукта А (средств производства) равны соответственно издержкам на производство 1/4, 1/3, 1/2 и 1 продукта Б для каждого из четырех перемещений. Это явление получило название закона возрастающих вмененных издержек.

Закон возрастающих вмененных издержек (дополнительных затрат) отражает свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей всевозрастающего количества других товаров.

 

Глав 2. Эффективное состояние ограниченных ресурсов

2. 1. Сравнение ресурсной (затратной) и экономически эффективной экономик

 

Все экономические  ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или ограниченны в количестве.

Наш «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ  ЗЕМЛЯ» содержит ограниченное количество ресурсов, которые могут использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее время) – их наличие ограниченно приделом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их ставит перед производственной деятельностью, сам объём производства по необходимости ограничен.

Общество не способно произвести и потребить весь объём  товаров и услуг, который оно  хотело бы получить. Например, в Соединённых  Штатах – одной из самых богатых  стран – объём производства на душу населения в 1988 году  ограничивался суммой 19 755 долларов.

Годовой объём производства на душу населения в беднейших  странах может даже оказаться  на таком низком уровне,  как 200 или 300 долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике

 

 

Мировой опыт показывает, что рыночная хозяйство противоречиво и способно привести не только к прогрессу, но и к анархии, тяжёлым кризисом всей экономической системы воспроизводства. Об этом свидетельствуют исследования исторических особенностей хозяйственного развития западноевропейских государств, а также тяжёлый кризис, охвативший нашу страну при переходе к рыночной экономике. Поэтому необходимо предусматривать своевременные меры по предотвращению разрушительных тенденций, связанных со стихийным стремлением каждого из взаимодействующих рыночных субъектов только к личной выгоде.

Общеизвестно также: рынок  не имеет стимулов для создания и  содержания объектов коллективного  пользования – национальной обороны, энергетики, дорожных и общественно  – транспортных коммуникаций, системы коммунального хозяйства, здравоохранения и тд. Эта особенность вызвана тем обстоятельством, что « капитал предпринимает только выгодные – с его точки зрения - операции », а невыгодные, связанные как правило созданием всеобщих условий производства, частный капитал « в качестве национальных потребностей взваливает на всю страну », т.е. перекладывает на плечи государства.

Как представляется, в принципе достижение экономической  сбалансированности, заключающейся  в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции при минимальных затратах живого и  овеществлённого труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас. Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жёсткая государственно–принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

Разумная стратегия  реформирования предполагает строго обозначенную  этапность и последовательность проведения соответствующих каждому из этапов мероприятий, разработку и реализацию которых диктует сама сложившаяся в стране в данный период экономическая и политическая ситуация. Пока хозяйство ещё не готово к полной рыночной саморегуляции, необходим период функционирования экономики в условиях смешанных моделей.

Целенаправленные воздействия  на производственно – экономических  интересов потребителей и государства  в целом как на внешнем, так и на внутреннем рынках, которая осуществляется путём законодательно установленных регламентирующих актов (налогообложение, кредитование, финансовые санкции, распределение государственных инвестиций, выдача специальных лицензий на производство или реализацию товаров и другие особые режимы функционирования ).

Надо иметь в виду, что при любой системе экономических  отношений в области некоторых  видов деятельности всегда сохранится государственная собственность( оборонная  промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов – здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.

С другой стороны, известен и другой немаловажный факт, что  нынешней развитой западной экономике, в отличие от прежних лет, стали присущи коллективные и смешанные формы собственности. Раньше считалось, что в рыночной среде доминирует частная собственность, видимо поэтому проводимая в стране либерализация экономики, связывается, прежде всего, с ликвидацией монопольного положения государства в управлении предприятиями и посредническими организациями. Такая политика в определённой мере соответствует объективной необходимости создания в России эффективного механизма регулирования промышленным производством и вывода экономики из кризисного состояния. В тоже время нельзя не отметить, что 10-15% средств производства на Западе находятся в частной собственности, 60-70 – в коллективно- корпоративной и акционерной и  15-25% - в государственной. При этом государственный сектор (его ведущая роль определена именно в отраслях производственной инфраструктуры, области долгосрочных кредитов и финансов) обеспечивает в странах западноевропейского региона от 1/3  до 1/2 валовых капитальных вложений, потребляет около 1/4 конечного общественного продукта, финансирует более 1/2 общенациональных расходов на НИОКР.

В этих условиях прибыльность и повышение  эффективности во всех цивилизованных странах объявлены главными целями деятельности государственного предпринимательства. По этому многие государства превратились в непосредственных организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.

В современных условиях в большинстве промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства (имеются  в виду правительственные учреждения, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – местном, региональном, национальном для достижения общественных целей и согласия ), которое регулирует цены, устанавливает налоги, предоставляет субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования со стороны государства определяется широким разветвлением хозяйственных связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности стран от использования всей совокупной массы имеющихся в мире частных достижений.

Вообще, «чистого» рынка как  такового давно уже нет ни в одном государстве. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся в развитых странах современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем (разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма), тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие государственные институты, социальные, правовые и культурные модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.

В основу концепций выхода из нынешнего кризиса должен быть заложен динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей промышленности, согласованный с поэтапным процессом создания условий для развития благоприятной среды в повышении эффективности отечественного производства. Только таким путём можно создать экономическую систему, в который централизованное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночным механизмом границ государственного вмешательства в экономические процесс и сочеталось с инициативой и ответственностью хозяйствующих субъектов за конечные результаты своего труда.

При этом на всех указанных  стадиях следует целенаправленно  проводить последовательную гармонизацию отечественных и международных нормативных документов с учётом реальных возможностей предприятий и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей. А основными регуляторами общего процесса согласования интересов между хозяйствующими субъектами должны стать известные формы цивилизованного общения через маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов выпускаемой предприятиями продукции.

Информация о работе Эволюция теорий экономического роста