Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

1. Научный метод познания.
2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития).
4. Развитие представлений о материи.
5. Развитие представлений о движении.
6. Развитие представлений о взаимодействии.

Файлы: 1 файл

кр1.docx

— 49.83 Кб (Скачать файл)

Идея существования мельчайших неделимых частей – атомов, которые составляют весь материальный мир, – это основа …

континуальной программы Анаксагора - Аристотеля

þ атомистической программы Левкиппа – Демокрита

синергетической концепции

квантово-волновой программы

Укажите историческую последовательность появления представлений о материи.

2 существует единственный  вид материи – вещество

3 существуют два вида  материи, обладающие противоположными  свойствами, – вещество и физическое  поле

1 материя представлена  веществом, состоящим из четырех  стихий, смешанных в определенной  пропорции.

Нулевое состояние полей, с которыми связаны виртуальные частицы, называется …

þ вакуумом

веществом

пространством

материей

Увеличение давления газа при нагреве закрытого баллона с гелием представляет собой…

биологическую форму движения

химический процесс

механическую форму движения

þ физический процесс

Состояние материальной точки в классической механике задается …

её координатами, скоростью, массой и размерами

вероятностью того, что её скорость имеет данное значение

силами, действующими на неё в данный момент времени

þ её координатами и скоростью в данный момент времени

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

3 перемещение тел в  пространстве и времени – это  частный случай физической формы  движения материи

1 «естественное» движение  небесных тел – это равномерное  движение по самым совершенным  круговым орбитам

2 любое движение сводится  к перемещению тел в пространстве  и времени в соответствии с  законами динамики

 

Сильное взаимодействие обеспечивает связь нуклонов в атомном ядре и переносится виртуальными частицами, которые называются …

фотоны

промежуточные векторные бозоны

þ глюоны

гравитоны

Согласно концепции дальнодействия, любой вид взаимодействия передается...

между соседними структурами с конечной скоростью

мгновенно только

2.Гуманитарная культура

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:

1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо  или плохо), у естественников есть  реальность, а ее оценка вторична);

2. Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой  процесс элемент искусственности, естественник лишь наблюдает (описывает) реальность);

3. Образы – термины  и числа (гуманитарная культура  опирается на язык образов, естественнонаучная  – на язык терминов и чисел);

4. Объяснение – понимание (у гуманитариев явления личностны (Я так понимаю), у естественников  безличностны (Есть, так как есть));

5. Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее  в вещах, гуманитарии ищут в  них неповторимость, уникальность);

6. Отношение к ценностям (у естественников ценность истинна  как объективная повторяемость (диктатура  фактов), у гуманитариев преобладает  аргументация под заранее сделанный  выбор (так должно быть);

7.       Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);

8.       Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);

9.       Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);

10.  Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);

11.  Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);

12.  Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);

13.  Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).

Обсуждение различных принципов естественнонаучного и гуманитарного начала в человеческой культуре показывает их относительность, так как очевидно, что в каждом из них можно найти общее. Речь идет лишь о преобладании отдельных принципов в естественнонаучной или гуманитарной деятельности человека.

Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

При сравнении естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.

Особое место в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология - изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.

Специфика явлений, изучаемых соответственно в естествознании и гуманитаристике, позволяет очертить особенности воспроизведения этих явлений на перцептуальном (чувственном), когнитивном (мыслительном), и лингвистическом (словесном) уровнях науки.

Культура – это проявление креативного (творческого начала) в человеческой личности, раскрытие ее возможностей, ее общественной значимости, синтез ее способностей и функций. Вот почему в настоящее время происходит сближение естествознания и гуманитарных областей человеческой деятельности, что не только естественно, но и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало - творчество. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики проявляется также в том, что в реальной жизни они тесно переплетены друг с другом

 


Информация о работе Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира