Научная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 05:18, доклад

Описание работы

Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественно-научная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.)[1].
В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственно-образный.

Файлы: 1 файл

experementanaya_psikhologia_3_nedelya.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

1. Принцип материального единства Мира

Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественно-научная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.)[1].

В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество. Вселенная, биологический вид, популяция и др.).

Чувственно-образный компонент научной картины мира – это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.).

Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной фундаментальной научной теории, которая служит обоснованием этой картины мира. Научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий[2].

Материальное единство мира - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип материального единства мира исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип материального единства мира предполагает:

Во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя.

Во-вторых, принцип материального единства мира. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами).

В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни).

В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам.

Принцип причинности

Принцип причинности тесно связывается с обоими рассмотренными принципами. Его методологическое значение проявляется в том, что причинность служит ориентиром для исследователя того или иного феномена. Факт причинности позволяет установить причину возникновения и функциональной принадлежности исследуемого объекта, а также определить соответствующие условия при которых исследуемый фактор рождается изменяется, развивается, трансформируется в свою противоположность.

Этот принцип требует принятия во внимания ряда правил. Так, причинность должна быть всеобщной. Без определенной причины не может возникнуть никакое явление, равным образом не может быть и явлений, которые бы не выступали бы причиной явлений другого порядка.

Причина находится в органической связью со временем, которое задает определенный интервал для реализации причинно-следственной связи. Время определяет направленность причинно-следственной связи и ее необратимость.

2. ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ-научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования П. 

Принцип инвариантности (от лат. «Неизменный») провозглашает объективным все то, что остается неизменным относительно трансформаций, которые лежат в основе теорий (М. Борн). Согласно этому принципу теория должна строиться на величинах и соотношениях, которые являются инвариантными относительно некоторых групп преобразований.

Система инвариантности, введенная в теорию, выполняет функцию ядра, вокруг которого строится теория. Принцип соответствия, провозглашая сохранения определенных элементов знания, выступает частным случаем принципа инвариантности.

Принцип соответствия отражает кумулятивный характер научного знания. В свете этого принципа процесс познания выступает не как изменение несоизмеримых концепций, а как переход к более общим и адекватных теорий. Некоторые недостатки принципа соответствия связанные с его ретроспективной направленностью, т.е. взглядом на старые теории с позиций новых теорий. Именно это существенно снижает эвристические возможности этого принципа.

Иногда принцип соответствия дополняют принципу ограничений (запретов), или принципом невозможности. Согласно ему законы природы и общества трактуются как запреты, как указание на то, чего не может быть.

Принцип дополнительности (философия) — философский эпистемологический принцип, обобщающий принцип дополнительности Бора на все явления действительности. Общий принцип дополнительности формулируется следующим образом: рациональная сторона действительности и ее познание и сопряженная ей иррациональная сторона действительности и ее познание дополнительны друг другу. Впервые этот принцип был сформулирован в статье «Наука и иррационализм»[1] и в дальнейшем развит в диссертации «Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте»[2]. 
Принцип наблюдаемости

1) методологическое  требование возможности получения  эмпирической информации о любом  объекте познания (путем либо  непосредственного его наблюдения, либо хотя бы опосредованного). Это требование родилось в  гносеологии сенсуализма (Дж. Локк, Дж. Беркли) и эмпиризма (О. Конт, Дж.С. Милль, Э. Мах и др.) и рассматривалось  там в качестве критерия объективного существования любого предмета.

Первоначально этот принцип был сформулирован в довольно жесткой форме: «Существовать значит быть воспринимаемым» (Беркли). Однако в такой формулировке он вел к отрицанию объективного характера математики и теоретического естествознания (например, механики Ньютона) и даже к солипсизму. Поэтому позднее он был преобразован в более мягкое утверждение: «Существовать значит быть наблюдаемым в принципе» (то есть когда-либо и, возможно, только опосредованно). В таком виде он стал обязательным требованием к описанию научных объектов, по крайней мере на эмпирическом уровне познания. Трудность универсального применения принципа наблюдаемости в научном познании связана с тем, что современная наука имеет дело с огромным количеством идеальных (теоретических) объектов — в математике, естествознании, социально-гуманитарных науках, — которые в принципе не могут быть наблюдаемы (все объекты чистой математики, многие идеальные объекты физических теорий — такие, например, как «материальная точка», «абсолютно черное тело»; идеальные объекты философии — «сознание», «дух», «идея» и т. д. и т. п.). Одной из важных функций принципа наблюдаемости является то, что он направлен на четкую демаркацию научного знания от различных форм ненаучного и вненаучного знания. Однако необходимо иметь в виду, что это отнюдь не единственный критерий отличения научного знания от ненаучного.

 

 

 


Информация о работе Научная картина мира