Экономические показатели эффективности АИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационной системе, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам:
·степень централизации технологического процесса;
.тип предметной области;
.степень охвата задач управления;
.класс реализуемых технологических операций
.тип пользовательского интерфейса;
.способ построения сети.

Содержание работы

Вопрос 1 Классификация информационных технологий.

Вопрос 2 Техническое обеспечение АИС.

Вопрос 3 Экономические показатели эффективности АИС.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1 информационные технологии.docx

— 75.39 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Вопрос 1 Классификация информационных технологий.

 

Вопрос 2 Техническое обеспечение  АИС.

 

                Вопрос 3 Экономические показатели эффективности АИС.

 

                Список литературы.

 

 

Вопрос 1 .Классификация информационных технологий

 
       Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

     Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационной системе, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам:    

·степень централизации технологического процесса;      

        .тип предметной области;        

        .степень охвата задач управления;            

        .класс реализуемых технологических операций             

        .тип пользовательского интерфейса;          

        .способ построения сети.    

       Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой. В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс. 
 
Командный – предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды. 
 
WIMP – (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель). 
 
SILK – (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

Операционные системы  подразделяются на однопрограммные      многопрограммные и многопользовательские.         

Однопрограммные – SKP, MS DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации.

Многопрограммные – UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации.

Многопользовательские – (сетевые операционные системы) – INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте. 
 
Перечисленные формы информационных технологий широко используются в настоящее время в экономических информационных системах (ЭИС).

Информационная технология классифицируется по типу информации (рис.1). 
 
Нельзя ограничиться представленной выше схемой. Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE – технология, утилита Designer пакета Clarion.

Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями. В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками. Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях. 

Рисунок 1

 
 
 
Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии:                     

Централизованные  технологии характеризуются тем, что обработка   информации и решение основных функциональных задач экономического       объекта производятся в центре обработки ИТ — центральном сервере.  Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.  
Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.   

Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии.

К ним относятся задачи: бухгалтерского учета и аудита, банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др. По степени охвата        автоматизированной информационной технологией задач   управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного, комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.  
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др. По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным  ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная  информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.  
Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.  
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.  

 Вопрос 2 Техническое обеспечение АИС НС

Техническое обеспечение  представляет собой комплекс технических  средств (КТС) и включает: электронно-вычислительные машины (ЭВМ); периферийное оборудование; сетевое оборудование; средства передачи и защиты данных; каналы связи.

Архитектура КТС определяется структурой Государственной налоговой  службы края, района, объемами обрабатываемой и хранимой информации, информационными  потоками в системе, содержанием  функциональных задач и должна обеспечивать:

1) возможность ввода, хранения и обработки достаточных для решения задач объемов данных в заданные сроки;

2) формирование и ведение распределенных баз данных;

3) программную и техническую совместимость работы ЭВМ в локальной сети и по каналам связи;

4) передачу требуемых объемов информации между уровнями системы;

5) защиту конфиденциальной информации;

6) возможность поэтапного ввода КТС, его перспективного расширения и развития.

В большинстве ЛВС используется сетевое оборудование ETHERNET совместно с программным обеспечением фирмы NOVELL.

Взаимосвязь налоговых служб  различного уровня между собой, с  Налоговой полицией РФ, а также  необходимость обмена информацией  с финансовыми, банковскими и  другими организациями требуют  разветвленной системы передачи данных. В настоящее время широко используется передача данных по электронной почте.

Как уже было сказано, в  КТС входит периферийное оборудование:

1.    Для обеспечения ввода большого объема информации в заданные сроки необходимо использование средств автоматизированного чтения входных документов типа «сканеры» (4–8 комплектов на службу). Обработка деклараций физических лиц практически невозможна вручную без многократного увеличения штата территориальных налоговых служб.

2.    Для обеспечения выдачи большого количества документов необходимо использование надежных высокоскоростных печатающих устройств.

3.    Для обеспечения надежности работы в сети необходимо предусмотреть систему безаварийного питания или как минимум наличие блоков бесперебойного питания серверов, центральных ПЭВМ.

Другие технические средства для механизации и автоматизации  управленческих работ называют офисной организационной техникой (оргтехникой).

К ним относятся средства:

-составления и изготовления  документов;

-копирования и размножения  документов;

-хранения и транспортирование  документов;

-обработки документов(маркировальные, переплетные машины, ламинаторы и т.д.);

-административно управленческой  связи.


 

Вопрос 3 Эффективность автоматизированных информационных систем. 
Внедрение информационных технологий сопряжено с капитальными вложениями, как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подготовительных работ и подготовку кадров. Поэтому внедрению должно предшествовать экономическое обоснование целесообразности внедрения АИС.

Это означает, что должна быть исчислена эффективность применения АИТ. Под эффективностью автоматизированного преобразования экономической информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность. Первую (расчетную) определяют на стадии проектирования автоматизации информационных работ, т.е. разработки технорабочего проекта; вторую (фактическую) – по результатам внедрения технорабочего проекта. 
 
Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда. При этом установлено, что, чем больше участков управленческих работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение. Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на прямой и косвенный. Под прямой экономической эффективностью понимают экономию материально – трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных видов планово–учетных и аналитических работ. Не исключено, что внедрение АИТ на первом этапе не приведет к уменьшению числа работников планово–учетных служб. В этом случае учитывают косвенную эффективность, проявляющуюся в конечных результатах хозяйственной деятельности предприятия. Ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово–учетных и аналитических работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производительности труда и т.д. Основным же показателем является повышение качества управления, которое, как и при прямой экономической эффективности, ведет к экономии живого и овеществленного труда. Оба вида рассмотренной экономической эффективности взаимоувязаны. 
 
Определяет экономическую эффективность с помощью трудовых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию принимают затраты на обработку информации до внедрения АИТ (при ручной обработке), а при совершенствовании действующей системы автоматизации экономических работ–затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации. При этом пользуются абсолютными и относительными показателями.

Информация о работе Экономические показатели эффективности АИС