Формы расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Объект настоящего исследования может быть определен как организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами за поставленную продукцию и оказанные услуги, а предмет - как совокупное понятие бухгалтерского учета расчетов с коммерческими контрагентами - покупателями и заказчиками продукции и услуг предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Обзор литературы
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками
2. Виды учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.2 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.3 Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками
3. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.1 Слабые стороны организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
4. Формы расчетов с покупателями и заказчиками
4.1 Применяемые документы для отражения операции по реализации продукции
4.2 Расчеты с использованием аккредитива
4.3 Расчеты векселями
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

шенш.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

Оглавление 2014

Введение

1. Теоретические основы бухгалтерского  учета расчетов с покупателями  и заказчиками

1.1 Обзор литературы

1.2 Нормативно-правовое регулирование  учета расчетов с покупателями  и заказчиками

2. Виды учета расчетов с покупателями  и заказчиками

  • 2.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
    • 2.2 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
    • 2.3 Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками
    • 3. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками
    • 3.1 Слабые стороны организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
    • 4. Формы расчетов с покупателями и заказчиками

4.1 Применяемые  документы для отражения операции  по реализации продукции

4.2 Расчеты с  использованием аккредитива

4.3 Расчеты векселями

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В условиях рыночной экономики в своей производственно-финансовой деятельности предприятия ежедневно осуществляют большой объем коммерческих операций. Так или иначе, они связаны с контрагентскими расчетами - с одной стороны, предприятие выступает покупателем сырья, материалов и необходимых услуг для обеспечения своей деятельности, а с другой - предприятие само является продавцом, реализуя на конкурентом рынке продукцию, товары и услуги иным потребителям.

Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив деньги от своих покупателей, предприятие направляет часть из них на оплату приобретенного сырья и материалов. На самом деле, в современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность.

Кругооборот оборотного капитала предприятия непосредственно связан с основными хозяйственными операциями: (а) покупки приводят к увеличению запасов сырья, материалов, товаров и кредиторской задолженности; (б) производство ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Все эти операции многократно повторяются, сопровождаются денежными поступлениями и денежными платежами.

Таким образом, движение денежных средств охватывает период между уплатой денег за сырье, материалы (товары) и поступлением денег от продажи готовой продукции (товаров). На его продолжительность влияют: период кредитования предприятия поставщиками, период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой продукции на складе.

Учитывая вышесказанное, можно предварительно констатировать, что бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторами) является одним из наиболее сложных участков учетной работы предприятия в силу: (а) частой повторяемости (высокой периодичности) данных операций; (б) большого разнообразия форм расчетов; (в) большого количества контрагентов предприятия (покупателей и заказчиков), непостоянности их состава и пр.

Объект настоящего исследования может быть определен как организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами за поставленную продукцию и оказанные услуги, а предмет - как совокупное понятие бухгалтерского учета расчетов с коммерческими контрагентами - покупателями и заказчиками продукции и услуг предприятия.

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

(а) необходимо  рассмотреть общетеоретическую  сущность и порядок нормативного  регулирования бухгалтерского учета  расчетов с покупателями;

Фактическая база работы основана на положениях действующего законодательства РК, а научная база представлена исследованиями современных казахстанских ученых-экономистов и практиков бухгалтерского учета.

 

1. Теоретические  основы бухгалтерского учета  расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Обзор литературы

В учебной и методической литературе довольно широко освещаются вопросы, посвященные учету расчетов с покупателями и заказчиками. Так, например, Лубяная В.С. [15] утверждает, что основой расчетов с покупателями и заказчиками является образование хозяйственных связей в процессе функционирования предприятия. Указанные связи представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах, как правило, оговариваются:

вид поставляемой продукции;

коммерческие условия поставки;

количественные и стоимостные показатели поставок;

сроки отгрузки поставляемой продукции;

порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками) и другие условия.

Многие авторы, в том числе и Алборов Р.А.[11], определяют покупателей и заказчиков как организации, физические лица, которые покупают сырье, продукцию и другие товарно-материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, газа, воды и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли, как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Чтобы снизить риск появления на предприятии сомнительной дебиторской задолженности, в современной практике предприятия часто требуют частичной или полной предоплаты в счет будущих поставок товаров, работ или услуг. Также может быть использована аккредитивная система расчетов с условием безакцептного списания денежных средств со счета поставщика или заказчика по предварительной договоренности. Однако, злоупотребление авансовыми формами расчетов может привести в завышению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что может повлечь ухудшение финансового состояния предприятия-продавца. Во избежание таких последствий группа авторов, в числе которых можно выделить Савицкую Г.В. [17] предлагает изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской - V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Оценку состава и структуры задолженности следует производить по конкретным покупателям. Авторы рекомендуют отслеживать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Также проводят оценку по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности:

до 30 дней,

1…3 месяца,

3 … 6 месяцев,

6 … 12 месяцев,

более 12 месяцев.

1.2 Задачи и  нормативно-правовое регулирование  бухгалтерского учета расчетов  с покупателями и заказчиками

Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.

Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:

1) в зависимости  от направленности расчетов они  могут быть подразделены на  внутренние (например, расчеты с  персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с  бюджетом по налогам и сборам);

2) в зависимости  от контрагента расчетов могут  быть выделены расчеты предприятия (организации):

с поставщиками и подрядчиками;

с покупателями и заказчиками;

с различными дебиторами и кредиторами;

по кредитам и займам;

с бюджетом и внебюджетными фондами;

с персоналом по оплате труда;

с подотчетными лицами;

с персоналом по прочим операциям;

с учредителями;

внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;

3) в зависимости  от формы проведения расчетов  они могут быть подразделены  на расчеты в денежной и  неденежной формах;

4) в зависимости  от характера операций, по которым  производятся расчеты, последние  подразделяются на расчеты по  товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, - это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.

Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:

своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;

контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.

Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.

 

2.Виды учета  расчетов с покупателями и  заказчиками

2.1 Синтетический  учет расчетов с покупателями  и заказчиками

В соответствии с новым Планом счетов [7], учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". На счете 62 также отражаются авансы полученные. Необходимо отметить, что в новом Плане счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62. При этом закреплено требование (перенесенное из прежней Инструкции по применению Плана счетов) об организации аналитического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

авансам полученным;

векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:

расчеты в порядке инкассо:

расчеты плановыми платежами;

авансы полученные;

векселя полученные.

На счете 62 должны отражаться следующие основные операции:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг):

     

на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг;

51, 50, 52

62

 

на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса;

62

68 "НДС"

 

на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;

90-2

20, 23, 26

 

на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;

62

90-1

 

на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;

90-3

68

 

(сторно) - на сумму восстановленного  налога (ранее начисленного по  сумме полученного аванса);

62

68

 

на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика;

62

62

 

на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет

51, 50, 52

62

 
       

Информация о работе Формы расчетов с покупателями и заказчиками